Блокадная сказка Ленинградский щелкунчик. Часть 3

Глава пятая
ЦАРСКАЯ ФЛЕЙТА

Новые друзья скрасили Ясе тяжесть первой блокадной зимы и очень поддержали.
Елисей вскоре совсем поправился и по -прежнему играл, и охотился.
А вот Ясе с мамой пришлось совсем худо, голод и зима забирали последние силы, они стали похожи на тени и едва могли передвигаться, а ходить приходилось и за хлебом в магазинные очереди, и за водой к невской проруби, и на поиски дров. Мама была в полном отчаянии, измученная и измождённая, она лежала на кровати и еле слышно дышала. Вдруг ужас охватил девочку: она поняла, что мама может умереть. Яся рванулась к своему тайничку, достала заветную железную коробочку, открыла её – у девочки закружилась голова от запаха сухариков и вида сахара. Она налила кипятка в большую глиняную кружку, опустила туда белые кусочки, подождала, пока они растворятся, и вода немного остынет. Яся подошла к маме:
– Мамочка, попей сладкой водички, ты встанешь, ты поправишься!!! – рыдала девочка, поднимая мамину голову над подушкой.
– Что это? – прошептала высохшими губами мама.
– Это сладкая водичка, я там сахарок размешала, мне его папа привозил, а я его сохранила на самый крайний случай, ещё скушай хлебушек, мамочка. Мамочка, не умирай! Не оставляй меня!!!                Я буду самой хорошей, я буду всё всё делать, я буду всегда тебя слушаться!!! Мамочка, милая, мамочка!!!
Слёзы текли по щекам девочки, обжигая кожу. Она приложила к маминым губам кружку, и мама сделала несколько глотков. Потом Яся размочила в воде сухарик, и положила его маме в рот, потом другой и третий. Девочка осторожно опустила мамину голову на подушку, крепко обняла её за шею.
Только сейчас Яся заметила, что из маминой правой руки, сжатой в тощий кулачок, торчит синяя верёвочка. Яся осторожно раскрыла мамины пальцы, и обнаружила лежащий в ладони маленький железный крестик и небольшой овал, с нарисованной женщиной в бордовой накидке, держащей на руках младенца.
Девочка знала - мама часто молится Богу, прижимая крестик на груди и беззвучно шевеля губами. Какие слова говорила мама девочка не слышала, но понимала - мама просит у Бога защиты. 
Дочка накрыла мамину руку своими маленькими ладошками и крепко-накрепко обняла её.   
Яся не знала, как молиться - пионеров этому не учили, но она не представляла, что может сделать для мамы, как может её спасти?
Девочка тихо всхлипывала и еле слышно шептала:
– Боженька, милый боженька! Я знаю, ты всё всё можешь!  Прошу тебя, спаси мою мамочку! Спаси её! Умоляю тебя, боженька, спаси мою мамочку!!!...   

Елисей бесшумно прыгнул на кровать. Так они и лежали с мамой и котом, пытаясь согреть друг друга, как вдруг дверь в подвале хлопнула и до ясиного слуха донеслись чёткие уверенные шаги.
Было слышно, что кто-то подошёл к их занавеске и приоткрыл её.
– Вот вы где, мои девочки! – вдруг, словно во сне, раздался такой родной и такой позабытый голос. Мама открыла глаза и приподнялась, а потом вскрикнула: «Серёжа!» – и кинулась на шею к стоявшему военному. Она целовала его лицо в жёсткой щетине, слёзы ручьём лились из её глаз.
– Яся! Папа приехал! – сквозь плачь вымолвила она. Но это было не нужно – дочка уже вцепилась обеими ручками в колючую чёрную флотскую шинель, и они теперь уже рыдали втроём.
А потом папа скинул с плеча вещевой мешок и стал вытаскивать ржаной хлеб, тушёнку, сало, гречку, масло, чай, сахар, сушёные фрукты и даже лимон! Яся с мамой не верили своим глазам! Они просто позабыли, что на свете существует другая еда, кроме блокадного хлеба.
Папа сбросил шинель, подогрел чайник и сделал несколько маленьких бутербродов с салом.
– Вам нельзя сразу много есть, мои родные, только по чуть-чуть, по чуть-чуть, иначе организм может не справиться, – тихо говорил он и бережно кормил своей рукой Ясю и маму.
 – Ничего, ничего, любимые, всё будет хорошо, – обнимал их и успокаивал папа. – Меня перевели в главный штаб, и я теперь буду здесь, в Ленинграде, рядом с вами. Прорвёмся, главное держать хвост трубой! Правда, Елисей? – он улыбнулся и посмотрел на кота, сидевшего на кровати, поджав лапы.
Елисей будто понял его, тут же встал, выгнулся дугой, задрал хвост вверх и потряс им. Все рассмеялись.   

С папиным возвращением всё изменилось в лучшую сторону. Его командирский паёк позволил Ясе и маме продержаться и не умереть с голоду, они даже помогали маминым коллегам-учёным, которые жили в подвале.

Наконец закончилась зима, солнце растопило ледяные глыбы и огромные сугробы, обнажая страшные раны, нанесённые городу войной. На Неве прошёл ледоход, а фашисты по-прежнему душили Ленинград в петле, по-прежнему его обстреливали и бомбили, но чувство безысходности исчезло. Почти вдвое увеличилась выдача хлеба, город крепко держался. И Ясе было приятно понимать, что в этом есть и её маленький вклад, вернее, её, кота Елисея и восьми их пушистых друзей. Девочка много раз хотела рассказать отцу про битву с крысиным королём, но всякий раз не решалась, боясь, что он просто не поверит. 
***

О крысином короле Глод;чнике ничего не было слышно с той поры, как он провалился в чёрный колодец. Король загадочно пропал. Его крыс или переловили, или перебили, но Глод;чник исчез. Яся стала забывать про него, как про дурной сон.
Меж тем дело обстояло так.
Оглушённый ударом пожарного ведра и потеряв передний зуб, Глод;чник свалился в глубокую грязную и зловонную яму, где пролежал какое-то время без сознания. Когда он очнулся, рядом не было никого: ни крыс, ни мышей –  но и его врагов не было тоже. Крысиный король поднялся, отряхнулся и повёл носом, пытаясь уловить хоть малейшее колебание воздуха. Однако выбитый зуб так болел, что Глод;чник ничего не чувствовал. Тогда он с трудом выкарабкался из ямы в подземный тоннель и побрёл вперёд по наитию. В конце концов судьба улыбнулась ему – вдали замаячил тусклый просвет, и вскоре Глод;чник выбрался наружу.
Крысиный король помнил, что говорил ему чёрный злодей перед заброской в Ленинград: «Когда всё исполнишь, то должен будешь вернуться следующим путём: ты побежишь по берегу и льду налево от устья большой реки. Там по запаху найдёшь окопы с нашими солдатами и они доставят тебя ко мне, где тебя будет ждать много еды, тепло и покой».

Чёрный злодей гневно осмотрел Глод;чника: тот отощал, потерял зуб и вообще выглядел неважно. Крысиный король не оправдал надежд.
– Что случилось, Глод;чник? – проскрипел Чёрный, положив руку перед крысой. Та подбежала к ладони, опустила передние лапы на неё и начала перебирать пальцами, словно отстукивала морзянку. Лицо злодея посуровело.
– Так значит вам помешала какая-то девчонка и кошки! Тысяча чертей!!!– он в бешенстве ударил кулаком по столу, видно было, что он хотел вмазать ещё и по крысиному королю, но сдержался.
– Что ж, раз ты не смог уничтожить хлеб и зерно, значит, как только сойдёт снег, ты перегрызёшь главный электрический кабель, который русские протянули через озеро и реку до города, и жизнь Ленинграда застынет!  Так я и доложу экселенцу! А пока на вот, жри! – Чёрный бросил сухарь перед Глод;чником.
                ***
В один из весенних дней Яся помогала маме разбирать старинные вещи из промокшего ящика, протирать их от сырости, заворачивать в бумагу и затем перекладывать их в сухой короб. С наступлением тепла талая вода стала проникать в подвал. И хотя комнату, где жили мама и Яся, это не коснулось, но другие помещения подтапливало. Работники музея боролись с водой, как могли.
В тот день музейщики подошли к большому деревянному ящику с надписью: «Вещи царя Петра». Осторожно сняли крышку и заглянули внутрь – было видно, как плесень подёрнула отсыревшую рогожу и бумагу, в которые были завёрнуты царские вещи.
Учёные покачали головами и принялись аккуратно доставать каждый предмет, осматривать его, протирать, упаковывать снова, складывать в другой ящик и записывать в книгу. Пока шла работа, Яся удивлялась, сколько же всего было у этого царя.
Все вещи странные и затейливые: то какая-то непонятная готовальня, то столярный инструмент, то табачная трубка, то линейки с мудрёными значками, то высоченные негнущиеся сапоги из толстенной кожи.
Вдруг девочка достала из ящика что-то длинное в потёртом цилиндрическом кожаном футляре, позеленевшем от сырости. Она тщательно обтёрла плесень, а затем открыла. Поначалу Яся подумала, что в футляре скрывается подзорная труба – мало ли их у царя было, но к её удивлению внутри обнаружилась старинная деревянная дудка.
– Смотри, мама, что я нашла! – восторженно воскликнула девочка.
Мама повернулась.
– Надо же, взгляните, коллеги!  Нашлась петровская флейта, а мы-то думали, что пропала! Молодец, Ясенька, ты отыскала очень ценную вещь, это знаменитая флейта крысолова, которую царь Пётр привёз из большого путешествия в Европу!
– Крысолова?.. – тихо прошептала изумлённая девочка: – Царь Пётр ловил крыс дудочкой?
Мама нежно посмотрела на Ясю:
– Нет, доченька, царь Пётр не ловил крыс дудочкой, но привёз флейту крысолова из своего путешествия по Германии…
– Царь Пётр ездил к фашистам? – перебила маму Яся.
– Нет, моя милая, это было давным-давно, когда не было никаких фашистов.  Это просто старинная легенда: когда-то, в стародавние времена, на один город напали крысы. Некий человек вызвался увести их всех из города, если ему хорошо заплатят. Городские богачи согласились. Тогда незнакомец взял флейту и заиграл на ней.  Лишь только раздались её звуки, крысы тут же вылезли из своих укрытий и, как околдованные, пошли за музыкантом. Он завёл их в глубокую реку, где все они утонули.
Яся слушала, раскрыв рот от удивления.
– А потом музыкант вернулся в город и потребовал свои деньги, но богачи его обманули. Они не дали ему ничего, только прогнали. Тогда человек снова пришёл в город и стал кричать, что угощает всех ребятишек конфетами, заиграл другую мелодию,  дети побежали за ним, и больше их никто не видел.
– Как же это? – пролепетала потрясённая девочка. – Они все пропали? Их искали и не нашли?
– Да, именно так говорит легенда. С той поры в этом городе запрещено играть музыку и танцевать.
Потом прошло очень много времени, юный царь Пётр путешествовал по разным странам и заехал в тот городок, где всё случилось.  Самый большой вельможа – бургомистр, пригласил царя на пир, где рассказал эту историю, а потом под большим секретом показал Петру флейту крысолова и поведал, что когда жители города бросились искать своих детей и зашли в дремучий лес на высокой горе, то у водопада нашли только шляпу и флейту свистуна. Они забрали их и спрятали в железный ларец в ратуше, надеясь, что музыкант придёт за своими вещами, но он так и не явился.
Потом вельможа открыл старинный ларец и показал ту самую флейту. Говорят, что царь Пётр тут же выхватил её и дунул – флейта издала несколько звуков, и тут же из стены выскочили мыши. Царь очень развеселился и стал уговаривать хозяина продать ему флейту. Тот не хотел ни в какую, но Пётр отсыпал ему столько золота, что бургомистр не устоял и согласился. С тех пор царь постоянно возил эту флейту с собой для потехи, а когда Петра не стало, она оказалась у нас в Кунсткамере.
– Вот это да! – восхищённо подумала Яся. – Волшебная царская флейта крысолова!..
                ***

Тёплым апрельским днём Бонадич учуял крысиный след, который долго и путано петлял и в конце концов привёл его к заброшенной барже в глухой невской протоке. Кот бесшумно прыгнул на ржавую палубу и начал медленно изучать корабль. Крысами воняло отовсюду, однако ни одной не было видно. Тогда Бонадич решил проникнуть внутрь и, найдя подходящий лаз, нырнул в тёмное чрево.
Крысиный запах стал невыносим. Усатый разведчик был подобен тени. Он подобрался к ржавой железной переборке, за которой слышался крысиный гомон. Кот прильнул глазом к круглой дырке. Его взгляду предстал большой трюм, весь пол которого заполняли грызуны.  У дальней стены, на возвышении, сжимая передними лапами корявую палку, на некоем подобии трона восседала огромная крыса с горящими глазами и передними зубами разной величины – длинным и коротким...
– Так вот ты где, крысиный король! – обрадовался Бонадич.
Тем временем Глод;чник ударил палкой по полу и громко хлестнул хвостом. Крысы завертелись в хороводе и запели:

Уничтожим город ночью!
Нас ведёт король Глод;чник!
Провод изгрызём подводный –
Будет провод непригодный.
Встанут разом все машины –
Нас ведёт король крысиный!
Искры превратятся в жар –
Город весь сожрёт пожар.
Всё в округе загорится,
Задымиться, заклубится
В чёрный пепел превратится
Крысы смогут поживиться!

Лишь пробьёт двенадцать снова,
Мы к сражению готовы!
Мы приказ исполним точно –
Нас ведёт король Глод;чник!


Вдруг что-то жёлтое блеснуло в противоположной стене, крысиный король уставится на неё и завизжал, указывая палкой вперёд:
– По-моему, за нами следят! Взять, найти, схватить! 
Крысы лязгнули зубами и мгновенно бросились вон выполнять волю Глод;чника. 
Бонадич отпрыгнул в сторону и помчался наружу.

Яся обомлела, когда Елисей и Бонадич рассказали ей, что крысиный король вернулся и не просто вернулся, а хочет сегодняшней ночью перегрызть какой-то важный провод и устроить в городе пожар.
Яся никогда не звонила папе в штаб, так как знала, что это нельзя. Но сейчас только отец мог спасти Ленинград от козней Глод;чника, и девочка набрала номер.
  – Капитан третьего ранга Борисов у аппарата, – донёсся из трубки строгий и собранный папин голос.
  – Папа, папа, папочка! Случилась большая беда! Я должна тебе всё рассказать! – взволнованно затараторила Яся.
– Хорошо, если это так важно, как ты говоришь, я приеду. – ответил отец.
Вскоре девочка сидела на коленках у папы и шептала ему на ухо историю про крысиного короля. Отец слушал внимательно и не перебивал. Когда же Яся дошла до рассказа о планах Глод;чника уничтожить некий подводный провод, папа стал необычайно серьёзен.
– Так ты говоришь, что сегодня ночью крысы атакуют электрокабель с большой земли? – переспросил он.
– Нет, не я говорю, это Елисей и его друг Бонадич, – ответила Яся и указала на котов.
Папа обернулся, и Елисей вдруг явственно произнёс:
– Верь нам, большой хозяин.
Папа Сергей подумал, что ослышался:
– Дочка, кто это сейчас сказал?
– Это я, большой хозяин, Елисей, – ответил кот.
Капитан третьего ранга Борисов округлил глаза и раскрыл рот от удивления, он долго не мог поверить, что с ним разговаривает кот, но когда поверил, то пришлось поверить и в рассказ Елисея.
Папа надолго погрузился в размышления.
– Я знаю это место, где секретный кабель выходит из воды. Значит, именно там и появятся крысы. Их надо встретить и уничтожить. Но как? Как истребить полчища грызунов? Обычное оружие тут бессильно, надо придумать что-то особенное. Надо их куда-нибудь заманить и уничтожить. Но куда и как?
Отец озадаченно посмотрел на Ясю и её рыжего друга.
Девочка тоже задумалась и вдруг радостно прокричала:
– Папочка! Я знаю! Знаю! У нас есть волшебная флейта крысолова! Мы должны дудеть на ней, и крысы сами пойдут за нами! Давай мы сядем на лодку, я буду играть на флейте, ты рулить, и мы поплывём от берега, крысы пойдут за нами и утонут в реке!
– Я вообще не понимаю, о чём ты говоришь, – снова удивился отец.
Тогда Яся слезла с папиных колен, взяла его за большой палец и повела к ящику вещей царя Петра.
– Вот! Вот она! Царская флейта! - девочка сжимала в руке старинный инструмент. – Давай попробуем!
Яся сильно дунула, флейта свистнула, тут же неизвестно откуда появились и построились в ряд несколько мышей.
– Папа, гляди – царская флейта, правда, волшебная! – восхитилась девочка.
– Надо же! – изумился отец. – Ну и чудеса творятся – говорящий кот, крысиный король, флейта крысолова, м-да…. Он почесал затылок: – И ведь если кому-то расскажешь, то примут за сумасшедшего.
– Что ж, если флейта и впрямь способна вести за собой грызунов, то сделаем так. Мы возьмём её с собой, сядем на катер и будем поджидать крыс у старого завода на Охте, где подводный кабель выходит на землю. Когда же крысы появятся, ты будешь свистеть на флейте, а я стану уводить катер от берега, и как в твоей сказке, все крысы пойдут на звук и утонут в реке.
–  Да, папочка, давай! – Яся радостно захлопала в ладоши.
– Но очень важно ещё кое-что! – строго заметил отец. – Надо схватить крысиного короля и разузнать, откуда он появился в нашем городе и почему хочет его уничтожить!
– Елисей, – капитан серьёзно посмотрел на кота: – Это должен сделать ты и твои друзья!
Кот подскочил и воинственно распушил хвост:
– Мы схватим его, большой хозяин, у меня с ним свои счёты!
                ***
– Копайте! Копайте глубже! Большой провод здесь! – Глод;чник воткнул корявую палку в землю.
Городскую окраину заполонила крысиная армия. Луна тускло светила из-за туч, но было видно, как шевелится земля. Тысячи крыс усиленно разгребали тяжелую глинистую почву, пока наконец не раздался радостный писк:          
– Вот он! Докопались! Нашли!
Крысиный король грузно спрыгнул в траншею и осмотрел толстый канат в чёрной резиновой изоляции.
– Ха-ха-ха! – рассмеялся Глод;чник. – Это он! Чего стоите? Давайте, все грызите провод!
Крысы раскрыли рты, чтобы впиться зубами в каучуковую изоляцию, как вдруг раздались странные протяжные звуки.  Крысы остолбенели, навострили уши, поднялись на задние лапы и заворожено устремились на звук. Они шли нескончаемой колонной к тёмным водам Невы, следуя за мелодией.
Едва заслышав необычный звук, крысиный король схватился лапами за голову, закрывая уши, потом уткнул морду в землю и запихал в них комки глины, чтобы свист флейты не проникал в его мозг. Потом Глод;чник пытался остановить своих слуг: метался среди серых полчищ, хлестал их хвостом, бил корявой палкой по спинам, даже лично растерзал нескольких из-них. Но всё было тщетно – не обращая внимания ни на что, его подданные упрямо стремились к реке.
Яся свистела на флейте, катер, который вёл капитан, всё дальше и дальше уходил от земли, а зачарованные крысиные отряды всё брели в глубь воды, пока волны не поглотили последнего солдата из армии Глод;чника.
Крысиный король остался на берегу один. Он спрятался в прибрежных кустах, где выскреб глину из ушей и решил вернуться в город прежним путём. Но только он выскочил из своего убежища, как понял, что окружен: восемь с половиной пар сверкающих кошачьих глаз с трёх сторон медленно приближались к нему – позади оставалась река, Глод;чник заметался, потом схватил свою корявую палку и бросился в воду.
Подскочившие коты от удивления раскрыли рты и только наблюдали с берега, как крысиный король, вцепившись в деревяшку, изо всех сил колошматил по воде задними лапами, а его длинный хвост юлил и извивался на волнах подобно змее.

(Продолжение следует)

Следите за социокультурным проектом "Ленинградский щелкунчик" на телеграмм-канале https://t.me/leningradskiy_shelkunchik


Рецензии