Ч. 7 Война на море в 1939 году

Предыдущая страница   http://proza.ru/2024/04/18/886

В 1939 году Германия располагала в начале войны 57 подводными лодками, из которых 27 были океанскими. После операции в Скапа-Флоу контр-адмиралу Дёницу удалось убедить Гитлера в необходимости увеличить количество подводных лодок.

Воспрепятствовать поставкам припасов и военных товаров в Великобританию немецкому флоту не удалось. Отправки Англией грузовых судов в конвоях немцы добились, но ставка на большие надводные корабли, которые будут громить эти конвои, не оправдалась.

Тяжёлый германский крейсер «Admiral Graf Spee» в 1939 году потопил всего лишь девять британских торговых судов общим водоизмещением 50 089 брт в Атлантическом и Индийском океанах.
 
13 декабря 1939 года отряд кораблей, состоявший из британского тяжелого крейсера «Exeter», легкого крейсера «Ajax» и новозеландского легкого крейсера  «Achilles», обнаружил германский тяжёлый крейсер «Admiral Graf Spee».
 
В ходе боя тяжёлый крейсер «Exeter» был серьезно поврежден и выведен из строя. Также получили повреждения оба лёгких крейсера.  В фашистский корабль попали 20 снарядов. На всех кораблях были раненые и убитые.

Командир «Admiral Graf Spee» капитан 1 ранга Лангсдорф вывел крейсер из боя и направил его в Монтевидео, чтобы там провести ремонтные работы, забрать продовольствие и затем уйти в Германию.

В результате попадания артиллерийского снаряда запасы продовольствия корабля были уничтожены.

Вышли из строя система управления артиллерийским огнём, опреснитель, система очистки дизельного топлива. Всё это требовало ремонта не менее семи суток.

Но британский посол в Монтевидео Юджин Миллингтон-Дрейк убедил правительство Уругвая, чтобы оно потребовало от Лангсдорфа оставить порт через 72 часа.

Британская секретная служба МИ-6 сумела заставить немецких дипломатов в Уругвае поверить в то, что в море тяжёлый крейсер «Admiral Graf Spee» ожидает мощная британская группировка: якобы к прежней группе, с которой немцы вели бой, присоединились авианосец «Ark Royal» и ещё один тяжёлый крейсер.
 
Эти сведения дипломаты немедленно передали Лангсдорфу. Тот решил, что положение корабля безнадёжное, и надо, по крайней мере, спасти экипаж, насчитывавший свыше тысячи человек.

17 декабря 1939 года «Admiral Graf Spee» вышел из порта Монтевидео. Пройдя три морских мили, крейсер встал на якорь. Ранее весь экипаж тайно покинул корабль и направился в Буэнос-Айрес.

Корабль вели только 40 человек во главе с Лангсдорфом.

Эти сорок человек подорвали крейсер и тоже отправились в Буэнос-Айрес, а Лангсдорф вернулся в свой номер в гостинице, завернулся в военно-морской флаг и застрелился.

«Admiral Graf Spee» до сих пор пребывает на дне Рио-де-ла-Плата. В 1997 году подняли сначала 150-миллиметровое орудие, а в 2004 году - 27-тонный дальномер с носовой палубы, который использовался для определения расстояния до кораблей противника.
 
В феврале 2006 года водолазы обнаружили 300-килограммового бронзового орла со свастикой, прикрепленного к корме корабля. Но после этого правительство в Монтевидео запретило что-либо поднимать с затонувшего крейсера.

Успехи подводных лодок в борьбе с британскими крупными кораблями в первые дни Второй мировой войны и потеря тяжёлого крейсера «Адмирал Граф Шпее» заставили руководство Кригсмарине пересмотреть свои взгляды на  морскую войну.

План Z изменили в пользу программы строительства подводных лодок, со сроками строительства от 20 до 25 лодок в месяц, начиная с августа 1941 года.
 
Дальность действия подводных лодок в 1939 году была географически ограничена; доступ к атлантическим маршрутам конвоев требовал длительных и рискованных переходов из портов северной Германии вокруг севера Шотландии.

Действия подводных лодок были по этой причине спорадическими. Конечно, подводные лодки не могли выиграть сражение с британским флотом, поэтому им поставили задачу сосредоточить свои атаки против торговых судов, чтобы лишить Англию продуктов питания и припасов, заставить население голодать.

Такое уже было в истории: одну из русско-турецких войн выиграли благодаря морской блокаде Константинополя русскими кораблями под командой адмирала Михаила Петровича Лазарева. Блокада привела к голодным бунтам в столице Турции.
 
Для борьбы с защитой торговых судов в конвое  Дёниц разработал тактику «волчьей стаи», согласно которой группы подводных лодок, управляемые по радио, в ночное время  находились на поверхности.

Там скорость подводных лодок соответствовала и даже превышала скорость конвоя. Устройство обнаружения подводных лодок «Asdic» не могло распознать низкие и узкие силуэты подводных лодок, которые были практически невидимы под покровом темноты.
 
Такую тактику немцы уже применяли в последние месяцы 1918 года. Дёниц перед войной опубликовал монографию «Die U-bootswaffe» («Руководство для подводных лодок»), в которой пропагандировал войну с торговыми судами и превозносил тактические преимущества внезапных надводных атак в ночное время.

Британская разведка добыла копию этой монографии и доставила её в Адмиралтейство только в 1942 году.

Теперь Дёниц усовершенствовал эту тактику с учётом опыта первых месяцев войны. Он считал, что групповые атаки на конвои, следующие в Англию, следует проводить далеко в Атлантике, чтобы у подводных лодок была возможность совершать повторные атаки.
 
Подводная лодка, обнаружив конвой, должна следовать за ним, не атаковывая его, а вызывая по радио другие подводные лодки. Когда соберётся «волчья стая», вот тогда подводные лодки должны одновременно нанести массированный удар, сокрушая эскорт и рассеивая конвой.

Без сомнения, успешным действиям немецких "волчьих стай" способствовали смелость и хорошая подготовка командиров подводных лодок, производство атак в надводном положении, отсутствие опыта у командиров кораблей эскорта в конвоях, и, наконец,  просто везенье.

Немецким подводникам не везло в другом: торпеды очень часто давали отказы. Дёниц даже записал в своём дневнике: «Я не верю, что когда-либо в истории войн на врага посылали людей с таким бесполезным оружием».

Проблему с торпедами немецким конструкторам удалось решить, когда им в руки попали трофейные британские торпеды, у которых скопировали ударное устройство.

Способствовало успеху немецких подводников и то, что британское командование, стараясь избежать атак с воздуха, изменило маршрут судов, следующих в порты Британии и уходящих из этих портов.

Все суда направлялись через Северный канал между Ирландией и Шотландией. Создавалась концентрация судов, что способствовало атакам подводных лодок.

17 августа 1940 года Гитлер санкционировал неограниченную подводную войну до 20° западной долготы, обеспечив подводным лодкам больше пространства и времени для атаки конвоев.
 
Зона действия подводных лодок простиралась далеко за пределы британских вод.

Продолжение http://proza.ru/2024/04/23/1405


Рецензии
Звёздные войны - фильм сняли. А про подводные -нет.
А жаль - захватывающее зрелище получилось бы, судя по Вашим исорическим очеркам.
И поучительно. 21век на дворе, а пиратство процветает.
С уважением

Надежда Шевцова   25.04.2024 09:27     Заявить о нарушении
Есть хороший фильм, Надежда. Называется "Подводная лодка" (Das Boot). Это немецкий фильм 1981 года. Его можно посмотреть в интернете, он дублирован.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.04.2024 09:53   Заявить о нарушении
Фильм замечательный, но длинноват.
Первый раз увидела,что значит жить в подлодке - как в купе на 6 че.живут 18...
Бордель сразу захватил всё внимание!
До этого смотрела только немецкие короткометражки.
Замечательная работа всех!
Молодой понравился своми аналитическими способностями, которого в подводники крестили не водой матросы;))

Надежда Шевцова   27.04.2024 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.