Необыкновенное Северное сияние

                Мне посчастливилось много раз охотится в Заполярье в светлое время суток, в разную погоду и разное время года. Но в тот осенний день, впервые пошёл на авантюрную ночную вылазку. И не ошибся! Ощущения от неё – это что-то особенное, ни с чем не сравнимое!  Удовлетворился полностью и казалось, что более ярких впечатлений, с последующими мощными выбросами адреналина, уже в жизни может и не быть! Ан нет, судьба распорядилась по-своему, преподнеся в ту ночь ещё одно необычное, почти фантастическое явление, которое никогда не забудется!

                ***

                … Немного утомлённый, но довольный результатом (куропатки лежали в рюкзаке) и полученными эмоциями, возвращался после ночной охоты в предгорьях плато Путорана на Таймыре. Мороз был комфортный для прогулки на природе - около двадцати градусов. Небольшой ветерок ровной силы, без значительных порывов, постепенно разогнал все невидимые облака и стало как бы светлее! На безлунном небе засверкали яркие точки! Большая Медведица, во всей своей красе, раскрылась над головой. Полярная звезда на месте. Завораживающая прелесть чистой атмосферы, тем более, после недавнего снегопада, - редкая для Заполярья.      
            
                Вдруг, по отблескам на снегу и «спиной» почувствовал, понял, что меня сзади кто-то, по абсолютно пустынной тундре, начал догонять, рассматривать, освещать, подсвечивая себе путь. Неприятно похолодело внутри. Кто там беззвучно крадётся за мной, в такую-то предутреннюю пору!? Резко оглянулся, с перепугу, чуть не сорвав с плеча винтовку.
 
                Вот это да! Вдалеке, на всём горизонте, переливалось, скручивалось и разворачивалось широченными разноцветными лентами-волнами Северное сияние! От его сине-зелёно-жёлто-красноватых бликов на фоне неба чётко высветились тёмные контуры высоких и таких уже далёких елей, где недавно охотился. Здорово! Сколько уже видел это неповторяемое природное явление в заполярных краях? Десятки раз! А всё равно, оно постоянно привлекает, завораживает своей необычностью!

                Сразу припомнилось, как старший брат Валерий, когда приехал с материка подзаработать на руднике и попутешествовать по Заполярью, увидев первый раз сияние прямо над собой, просто упал в полушубке навзничь на снег и сказал, что не уйдёт, пока не налюбуется (хорошо, что мороз был не сильный).

                Тогда, действительно, играло очень интересно! Всё пространство над нами сверкало, извивалось в неимоверном по красоте зигзагообразном танце, переливалось изумительно разноцветными, огромными, яркими вертикальными полосами, без чётких очертаний, от которых к земле «сыпались» будто остаточные искорки красноватого и сиреневого светов. Преобладал таинственный изумрудно-зеленоватый свет, среди него, как вставки, вспыхивали огоньками алые и фиолетовые блики, придавая всему космическому пространству вид новогодних огней.

                Шея быстро устала держать голову вверх, и я тоже за компанию завалился с брательником рядышком, откинулся на спину, под смешки идущих у наших ног, по натоптанной тропинке, людей. Лежим, молча наслаждаемся невероятным зрелищем! А так как это происходило в самой середине темноватого пространства длинной аллеи (которая давно скрылась под снегом), то народ стал настороженно присматриваться к нам, а кто-то из проходящих сказал: - Лежат как трупы. Эй вы там! Живые? Не замёрзните? - Валерий помахал в воздухе рукой и они, смеясь, пошли дальше.
             
                ***

              … Сейчас тоже здорово полыхает, но вдалеке, в добавок ко всему я устал от похода, насытился другими впечатлениями, поэтому более спокойно воспринял это до конца не познанное, физическое чудо природы. Продолжая методичный шаг, всё ближе подходил к строениям рудника, откуда начал свой бросок в ночную охоту. Вот и мелкокалиберная винтовка разобрана, спрятана в рюкзак. Неожиданно, начало странно звенеть в ушах, шуметь, гудеть в голове… Подумалось, может от предыдущих физических нагрузок – километров пятнадцать я уже точно отшагал по рыхлому, свежевыпавшему снегу. Такое бывало и в шахте, когда висишь долго вниз головой на своде штрека, крепя опалубку.

                Уже и аккумулятор можно выключить, так всё заискрилось в пушистом, обильном снегу предгорья. По игре разноцветных отражений на белом покрывале вокруг понял, что Полярное сияние догнало меня, не затихает, а наоборот, полыхает с новой силой, только набирает яркость и мощь. Явно попал в самый эпицентр красок! Остановился, поднял глаза вверх, и мгновенно, заворожённо замер, как под гипнозом!
 
                В небе происходило что-то невероятное, никогда ранее не виданное и не слыханное! Ленточные полоски сияния, обычно широкие до огромных размеров в высоту, под углом устремились вниз к земле, как бы змееобразно двигались, извивались, стремительно сжимались, превращаясь в более узкие. Вот они уже прямо надо мною, феерически стали разделяться на отдельные струи ослепительного жёлто-оранжевого, фиолетово-синего, багрово-красного, изумрудно-зелёного цветов, а затем, в непрерывном процессе, стали перекручиваться между собой, свиваться в огромную, толстую и длинную плотную спираль, похожую на гигантский по размерам канат.

               Со стороны, это было не эфемерно, а просматривалось чётко, наяву, не где-то в небесном просторе, наоборот - совсем невысоко, казалось в каких-то нескольких сотнях метров над головой на фоне чёрно-чёрного неба!

               Ни на мгновение не останавливая движения, почти сразу после начала скручивания, разноцветное фантастическое творение, единым, извивающимся как чудовищная анаконда, и вращающимся по своей оси светящимся, подобным спирали пучком, словно подгоняемое мощным воздушным потоком, беззвучно устремилось вперёд, продолжая наращивать свой «хвост»! Я с нескрываемым восторгом и изумлением от происходящего, со странным внутренним пугливым трепетом, провожал взглядом неведомое, явно электронное, ионное или плазменное создание-явище, очарованный игрой разноцветия немыслимых, невиданных красок и световых гамм, сравнимых с лазерными бликами.

                «Драконище» с большой скоростью, теряя затухающий «хвост», пролетело вперёд немногим больше километра, отделяющего меня от огромной, обшитой металлом, четырёхгранной буровой установки,  возвышающейся, как старинная сторожевая башня на Кавказе, на вершине трёхсот метровой скалы Путоранского плато. Успел обратить внимание, что прожектор, горящий на её самой высокой точке, просто потускнел в ярчайшем свете сияния. Затем природное творение, как бы наткнувшись на сплошную железную, сделанную под небольшим углом обшивку строения, скользя вверх по ней, вдруг начало, сворачиваться в огромное, многослойное кольцо, похожее на величественную бухту канатов.
         
               Быстро преобразовавшись, внезапно, вся эта светящаяся махина пугающе огромным, фантастически страшным колесом под сотню или более метров в диаметре, понеслась по склону горы вниз! Оно не только быстро катилось, но ещё вроде разматывалось наподобие катушки, оставляя на поверхности за собой разноцветный, верёвочно-обрывистый, состоящий из переливающихся бликов, фиолетово-жёлто-изумрудный, кроваво красный искрящийся, понемногу затухающий след на тёмном камне скалы, затем ниже, на вершинах деревьев, белейшем снегу…

                Почудилось, что световое колесо, увеличивая скорость, катится прямо на меня! Вот только тут, я попробовал выйти из парализующего состояния, охватившего, сковавшего тело с первых мгновений происходящего! Панический ужас пронзил мозг – ведь могу погибнуть в этом электрическом или каком другом сияющем заряде!

                Но прежде, чем приобрёл способность к принятию какого-либо решения (о действии и говорить не приходилось!), ОНО, приближаясь, разматываясь, разбрасывая огни по белому насту, постепенно уменьшаясь в размерах, промчалось возле строений комплекса грузового ствола рудника «Октябрьский», оказавшись по высоте гораздо выше его, то есть, метров восемьдесят в диаметре, пронеслось невдалеке, подпрыгнуло на высокой железнодорожной насыпи и …

          … Растворилось! Это не было вспышкой! Просто рассыпалось! Растаяло! Выключилось! Погасло в темноте ночи! Даже не знаю, как это назвать – вероятно, энергетически иссякло или заземлилось в рельсах.

                ***

                Застыл как статуя, чувствую, что от всего тела исходит неприятная дрожь, наподобие тремора после сильного физического или нервного перенапряжения. Наконец-таки осознал, что стою на крепчающем, предутреннем морозе с открытым ртом. Может хотел закричать от невероятности происходящих событий, чтобы снять стресс, а, возможно, от страха, охватившего меня в последние секунды.

                По спине медленно катился пот, взмокли волосы под шапкой. Ощущал себя настолько ошарашенным увиденным, невероятно эмоционально перегруженным по самую макушку, физически истощённым, будто отработал под землёй в шахте две смены подряд! Желание было одно – обессиленно упасть и полежать! Но куда здесь падать! Да и с мокрым телом долго не полежишь на таком морозе!

                Не имея сил сдвинутся с места, постепенно приходил в обычное сознание, приобретал способность к оценке и анализу произошедшего. Что это было? Плазмоид? Разновидность шарового молниевого образования из-за перепадов температур или резкой смены погоды? Какие-то высокоширотные атмосферные явления, спиралевидное магнитно-электронное завихрение, квазинейтральная плазма, спустившаяся с небес? А может всё вместе перемешалось в те моменты! Пусть судят об этом учёные, кто больше разбирается!
 
               Посмотрел по сторонам, надеясь найти хоть ещё одного свидетеля произошедшего, чтобы было потом с кем обсудить увиденное явление. Ни-ко-го!

                Предутренняя морозная темнота … Далёкие шумы работающих мощных электромоторов подъёмного механизма ствола, тарахтение, никогда зимой не выключаемого (чтобы не перемёрз) двигателя, дежурного бульдозера. Промелькнула мысль, а ведь их совсем недавно, почему-то не было слышно! Может из-за гула в голове? Ощущал себя настолько измотанным произошедшим, что проявлять какие-то активные действия просто не мог.

                Далее всё происходило, как в полусонном, слабо контролируемом состоянии: вернул женщинам из аккумуляторной - фонарь, отдал обещанных куропаток, позавтракал в столовой при руднике и первым автобусом уехал домой. «На автомате», на входе в квартиру, теряя остатки последних сил, сбросил рюкзак и лыжи, мёрзлую добытую птицу кинул в раковину и завалился в кровать.
         
                Уже засыпая, перед закрытыми глазами непроизвольно мелькали последние, незабываемые картины ночи: рядом со мной безмолвно, таинственно и страшно, стремительно летело-катилось огромное, сияющее разноцветными огнями, невероятное, невиданное творение природы, похожее на гигантское колесо, оставляя на снегу сине-зелёно-жёлто-красные, похожие на неоновые, или лазерные, как бы световые следы …

          И мгновенная тьма …


Рецензии