Др. РУСЫ
У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые:
В три-ряд вились вкруг верховища (макушки)
А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!
Таким образом, именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные «под горшок» («в три ряда» вокруг макушки). Добрыню, позволившего волосам отрасти, в буквальном смысле родная мать не узнала! Волосы на голове появляются у князей довольно поздно.Бритье голов и подбородка — оригинальная «русско-славянская» мода. Так выглядел Перун, летопись отмечает, что у этого божества «ус злат». На многих миниатюрах Радзивилловской летописи усов, однако, не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху. Но это, конечно, уже поздние представления.Брила головы и бороды польская шляхта. Польско-украинское «кацап» — «как козёл» — отразило отрицательное отношение этой ветви славянства к бородам поздних московитов. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено. Моравы брили головы и бороды. Козьма Пражский, описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове. «Великая хроника», описывая последнего представителя родовой знати на польском престоле — Котышко — сменённого выходцами из простонародья, Пястами, говорит, что вся его голова была голой, а исключением одного клочка волос на макушке— полная аналогия со Святославом.Схожая причёска у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи.Титмар Мезербургский приписывает ношение чубов воинственному племени лютичей.Западные авторы отмечают,что верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению.В летописных статьях IX–XI вв.борода упомя-нута лишь единожды и тоже в приложении к волхвам.Не были ли бородатые русы арабских источников жрецами? Но возможно, что упоминание бородатых русов арабс-кими авторами связано и с тем,что арабы зачисляли в русы многие «северные» на-роды.Сирийский автор XIII столетия Бар Гебрей дал такую этническую расшифровку арабского термина «ар-рус» применительно к таврическим землям: славяне,аланы, лезгины(очередной привет норманнистам!).Для сравнения: С.Гедеонов в своём капи-тальном труде «Варяги и Русь» пишет,что у германцев и скандинавов «длинные вол-осы были отличительным знаком свободного мужа,бритая голова— клеймом раба.Герм-анские язычники клялись волосами и бородою(Вотановой).Скандинавский Один прозы-вался длиннобородым,Тор— краснобородым. Обритие бороды почиталось у германцев высшим бесчестьем».Т.е.скандинавы и русы— определенно разные этносы.Тюрки носили бороды и косы.Зато балты, подобно славянам,брили волосы и бороды.В представлении соседних народов образ русов ассоциировался с различными оттенками красного цве-та.Например,восточно-славянское слово «рюен» или «руен» («сентябрь»)буквально воспроизводит название острова Рюген(Руян).Синоним «рюена» звучит не менее узна-ваемо— «русый».В сербском и польском языках «руйан» и «рудый» означает «темнок-расный».В раннесредневековых источниках нередко встречается словосочетание «рыж-ие рутены».Эти известия любопытно сравнить с исследованиями антропологов XIX в., которые говорят о том,что в Европе наиболее высокий процент «рыжих» отмечается среди русского населения Галиции— карпатских русинов.Византийцы обыгрывали этни-ческое имя русов,также «окрашивая» его в красный цвет.Епископ кремонский Лиудп-ранд заметил,что воинов князя Игоря «греки по внешнему виду называют русиями»; в данном случае немецкий писатель имел в виду греческое слово «росиос»— «красный, рыжий».Точно также в переводе хроники Феофана библиотекарь папы Анастасий,писа-вший в конце IX в.,перевел греческое слово «росиа» не как «русские»,а как «кра-сные»(rubea).Прокопий Кесарийский описывал внешность склавенов и антов:«Телом же и волосами…все они чуть красноватые».Не исключено также,что они применяли какое-то вещество красного цвета в качестве боевой раскраски.Именно так можно истолк-овать отрывок из «Искандернаме» Низами Гянджеви:Краснолицые русы сверкали.Они
Так сверкали,как магов сверкают огни.В Европе и Передней Азии багряный,пурпур-ный цвета были символом власти,силы,могущества.Русы широко использовали его для ритуального раскрашивания своей военной атрибутики.Вид их дружин представлял
величественное и устрашающее зрелище. Это было не войско, а надвигающееся пламя: кроваво-красные стяги,корабли под рдеющими парусами,«червленые» щиты.Традиция навсегда связала этот «русский цвет» с названием Черного,то есть,собственно,Чер-много(«Красного»)моря,которое в Х в.называлось также Русским морем— опять все та же прочная связь этноса и цвета.«Они люди рослые,видные и смелые»,— пишет Ибн-Русте,— «они отличаются мужеством и храбростью»,но «смелость их проявляется не на коне,все свои набеги и подвиги они совершают на лодках»(о пешем составе «рус-ских» ополчений свидетельствуют все авторы.Мискавейх (ум.в 1030 г.):«Обычно каж-дый из них несет на себе свое оружие и к себе же привязывает большую часть реме-сленных орудий,как-то топор,пилу,молот и другие подобные вещи;они сражаются при помощи дротика,щита,меча; они носят на себе столб для палатки и оружие,подобное кинжалу.Русы сражаются пешими…» «сражаются они копьями и щитами,опоясываются ме-чом и привешивают дубину и орудие подобное кинжалу».Для характеристики киевских русов большое значение имеет их описание,принадлежащее перу Ибн Фадлана(922 г.), который совершил путешествие на Волгу.«Я видел русов,— пишет он,— когда они при-были по своим торговым делам и расположились на берегу реки Атиль(Волги).И я не видел людей с более совершенными телами,чем они.Они подобны пальмам,румяны,кра-сны.Они не носят ни курток,ни кафтанов(впрочем,далее Фадлан пишет,что умерший знатный рус будет облачен именно в куртку,кафтан,шаровары и меховую шапку),но носит какой-либо муж из их числа кису,которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее наружу.И при каждом из них имеется топор,меч и нож.Мечи их плоские,с бороздками,франкские.И от края их (русов ногтя и до шеи они покрыты изображениями(татуировкой)деревьев и тому подобного».Возможно,это изображения Мирового Древа.Далее упоминается имущество умершего знатного руса: «шаровары,гетры,сапоги, куртка,кафтан парчовый с пуговицами из золота»,и «шапка из парчи,соболевая».Попутно замечу,что Ибн Фадлан имел полное право сравнить русов с пальмами,так как по антропологическим данным «поляне» значительно прев-осходили ростом восточных славян(самыми низкорослыми из них были кривичи— около 157 см,древляне и радимичи,как правило,«перерастали» отметку 165 см)."
(ст."Уточнение смещения полюсов",Запретные Темы Истории,2024) "Прежде,чем иск-ать причины катастрофических событий XI тысячелетия до нашей эры,неплохо было бы знать более точно масштаб произошедшего.В этом нам может помочь уточнение вел-ичины и направления смещения географических полюсов планеты(что само по себе уже является определенной характеристикой масштаба событий).Если ориентироваться на реконструированное геологами положение ледников в Европе и восточной части Сев-ерной Америки(в США и Канаде),то можно получить примерный район местоположения старого(«допотопного»)северного полюса,которое имело место до катастрофических событий.Центр этого района располагается примерно где-то у южных берегов Гренл-андии.Именно при этих условиях Европа и восточная часть Сев.Америки оказываются в области, близкой к старому(«допотопному») полярному кругу,а Сибирь и Аляска как раз в области широт с умеренным климатом,что наиболее корректно согласуется с имеющимися геологическими и палеонтологическими данными.Получается,что «допот-опный» северный полюс находился ориентировочно где-то в районе между 20 и 60 ме-ридианом западной долготы и между 45 и 75 северной параллелью.Но это все-таки очень большой диапазон,который дает лишь самую общую качественную картину.А хот-елось бы получить каким-то образом более точные значения…Ориентировочное полож-ение «допотопного» северного полюса.Изображение взято из книги А.Ю.Склярова «Се-нсационная история Земли.Сколько на самом деле лет нашей планете?»,издательство ВЕЧЕ,2011Для более же точного определения положения северного географического полюса до катастрофических событий XI тысячелетия до нашей эры придется исполь-зовать прием,который совершенно не принят в современном научном сообществе,– об-ратиться за дополнительной информацией к древним сооружениям,причем с позиций так называемой «альтернативной» истории,которая совершенно не признается пред-тавителями исторической науки.Я вполне понимаю,что это может вызвать возмущение представителей не только этой науки,но и других отраслей знания.Однако «не прин-ято» и «не признано» вовсе не означает,что это невозможно…Пирамиды на плато Гиза.Изображение взято из книги А.Ю.Склярова «Сенсационная история Земли.Сколь-ко на самом деле лет нашей планете?»,издательство ВЕЧЕ,2011.Итак,обратим свой взор к знаменитым египетским пирамидам на плато Гиза,которые славятся не только своей древностью и громадными размерами,но и (что для нас в данном случае будет важно)– точнейшей ориентацией по сторонам света.Особенно точно по сторонам света ориентирована самая большая из стоящих на плато– Великая пирамида.«Северная сто-рона[Великой пирамиды]обращена почти идеально на север,восточная– на восток и так далее.Средняя погрешность составляет около двух угловых минут(для южной сто-роны– менее двух минут)– исключительная точность для любого сооружения любой эп-охи… Погрешность в три угловых минуты соответствует относительной ошибке,равной всего-навсего 0,015%.По мнению инженеров-строителей…необходимость такой точности понять невозможно…Если бы даже основание монумента было перекошено на два-три градуса(ошибка порядка процента),эту разницу невооруженный глаз просто не смог бы заметить.С другой стороны,дополнительные трудности,которые приходится преод-олевать,чтобы снизить погрешность с трех градусов до трех минут,огромны…Отсюда следует,что у древних строителей,возводивших пирамиду на заре человеческой цив-илизации,должны были быть очень веские мотивы,побуждавшие обеспечить такую точ-ную ориентацию по сторонам света» (Г.Хэнкок,«Следы богов»).Оставим в стороне мо-тивы строителей,которые нас в данном случае не интересуют.Обратим внимание лишь на сам факт точности ориентации по сторонам света.Представляется достаточно очевидным, что каков бы ни был уровень знаний строителей, насколько бы он ни превосходил даже наши знания, у них не было никакой возможности так точно просчитать поворот пирамиды относительно полюсов при изменении их положения в ходе катастрофических событий XI тысячелетия до нашей эры, чтобы пирамида в итоге оказалась ориентирована строго по сторонам света. Следовательно, Великая пирамида, как и другие пирамиды на плато Гиза, выстроена уже после этой катастрофы.Те, кто не знаком с «альтернативной» историей, тут могут только пожать плечами и ухмыльнуться – для них это итак очевидно. Ведь с точки зрения официальной исторической науки, пирамиды построили во времена фараонов IV династии, а это III тысячелетие до нашей эры – много позже интересующего нас периода времени. Однако для «альтернативщиков» данный вывод вовсе не очевиден, поскольку они допускают существенно более древний возраст пирамид Гизы, чему, между прочим, есть весьма серьезные основания.Помимо пирамид и прочих сооружений на плато Гиза находится знаменитая статуя Сфинкса – существа с телом льва и головой человека. Длина Сфинкса достигает 73 метров, а высота 20 метров. Однако над плато возвышается только голова скульптуры. Чтобы получить тело статуи, ее создатели по периметру статуи сделали в основном известняковом массиве плато специальное углубление – траншею, которая ныне окружает Сфинкс. (А. Скляров)"
(ст."Забытый Ратибор.Боярин,который чеканил свою монету и управлял князем Мономахом",Русичи,2024) "Изучение истории Древней Руси обычно концентрируется на деяниях князей из рода Рюрика.И это понятно.Для летописца князь всегда не только князь сам по себе,но и удобный способ описания более масштабных процессов.Имя, бренд,вывеска.А где-нибудь рядом находятся люди, менее знатные,но вполне хариз-матичные,которые,собственно,и творили историю,решая свои задачи.Князь выражал их волю.А если не выражал,то его имя вполне могло очень быстро исчезнуть со страниц летописей.Впрочем,это так,отвлеченная преамбула для того,чтобы перейти к расска-зу об одном весьма заметном деятеле Древней Руси- боярине Ратиборе.Представьте себе ситуацию.Два половецких хана - Итларь и Кытан - приходят с войском под стены Переяславля, где княжит Владимир Мономах. В последние несколько лет житья этому княжеству от половцев не было. Но на сей раз кочевники явились не воевать и грабить, а договариваться о мире. Дело в том, что Мономаху удалось их не так давно разбить и взять пленников.В общем,ситуация изменилась.Мир- дело хорошее. Поэтому хана Итларя с людьми впустили в город и поселили в доме видного боярина Ратибора, который был правой рукой и наставником Мономаха.А второй хан остался за городом, и в заложники ему был выдан сын Мономаха Святослав.Сам князь дал торжественную клятву,гарантировав половцам безопасность.Наступает ночь.И Ратибор предлагает князю все переиграть.Отправить отряд за город,чтобы выкрасть Святос-лава у половцев.А назавтра убить хана Итларя.Мономах в шоке,он же клятву давал. Но Ратибор отвечает:"Князь не будет на тебе греха: половцы всегда дают тебе кля-тву,и все губят Русскую землю,льют кровь христианскую".В итоге Мономахдает добро на операцию.Все происходит,как распланировал Ратибор.Лагерь Кытана уничтожен, Святослав спасен,а хана Итларя,гостившего у боярина,убивает стрелой сын Ратиб-ора.Ну а теперь давайте думать,что это за боярин такой,который в два счета пере-игрывает всю ситуацию по своему усмотрению,заставляя князя отказаться от всех первоначальных планов.Причем еще и нарушить клятву.Причем не просто князя,а Вла-димира Мономаха,умного и уважаемого правителя.Мономах ведь в этот момент уже не мальчик. Это сорокалетний муж, умудренный опытом и закаленный военными походами. Но Ратибор имеет на него колоссальное влияние. И неудивительно, он ведь и при его отце играл ту же роль.Да,боярин Ратибор был верной опорой еще князю Всевол-оду Ярославичу.В 1078 г.в битве на Нежатиной Ниве погиб великий князь киевский Изяслав Ярославич.Его брат Всеволод унаследовал киевский стол.Въехав в столицу Древней Руси,князь тут же сделал киевским тысяцким именно Ратибора.А должность эта считалась ключевой.Киев за последние годы не раз сотрясался от восстаний и заговоров,переходил из рук в руки.Держать его в узде для нового князя было жизн-енно необходимо.И Ратибор с задачей справился блестяще- все устроил,навел поря-док.О том,какая у него была власть и сила,говорит тот факт,что боярин имел свою личную печать- печать Ратибора.Ей он скреплял грамоты и документы.По всей Руси археологам встречаются следы этой печати.Дальше он получил новое задание,тоже очень серьезное.На Руси было неспокойно.Киевскому князю противостояла коалиция племянников во главе с Олегом Святославичем.Его потомки позже будут зваться Ольговичами и затянут усобицу на десятилетия.Опорой племянников были Чернигов и Тмутаракань- оторванный от основной русской земли город на берегу Черного моря, в Тамани.Князю Всеволоду Ярославичу удалось натравить половцев на Олега и Романа Святославичей и на время ликвидировать угрозу.Олег был выслан в Византию,Роман погиб.А Тмутаракань в 1079 г.была отдана Ратибору.С той же целью- держать город в жесткой узде.Боярин стал полновластным хозяином Тмутаракани на несколько лет. Он даже чеканил там свою монету.Для этого он использовал свою печать.Тмутаракан-ские монеты Ратибора очень ценятся у археологов и нумизматов.Ратибор надолго пережил своего князя и стал верным помощником его сына- Владимира Мономаха.Про историю с убийством половцев мы вам уже рассказали.Известно,что Ратибор участв-овал в известном Витичевском съезде князей в 1100 г.А спустя три года Владимир Мономах стал великим князем киевским.И знаете,кого он назначил тысяцким,отдав ему в управление столицу? Правильно,Ратибора.Кого же еще-то.Судя по всему,это был человек железного характера.Глыба.Но многие ли о нем сейчас помнят?"
(ст."Доказательства существования великанов в прошлом найдены? Артефакты. Часть 1.",Азимут,2024) "Ранее мы уже касались темы великанов или исполинов,жив-ших на Земле некогда в прошлом.И публиковали на своём канале несколько статей. Но сейчас мы хотели бы собрать воедино все доказательства прямые и косвенные и попытаться ответить на вопрос:А могли ли существовать человекоподобные существа огромного роста на нашей планете и кем они являлись,нашими предками или иной ра-зумной цивилизацией прошлого?Все вы наверняка видели и хорошо знакомы с барелье-фами древнего Египта.Расшифровкой многих из них некоторые исследователи занима-ются и по сей день.Но так или иначе,существуют очевидные вещи,для которых не требуются криптографы.И эти вещи мы можем наблюдать,рассматривая памятники дре-внего Египта,в частности,статуи.В скале на западном берегу Нила,высечены два древнеегипетских храма.И здесь мы можем видеть огромных человекоподобных суще-ств,а рядом с ними других,невысоких,примерно в человеческий рост.И на этот счёт есть две версии. Первая. Некогда на Земле жили исполины. Атмосфера в то время позволяла вполне комфортно чувствовать себя существам огромного роста (вспомните тех же динозавров или огромные секвойи Северной Америки).Именно исполины постр-оили пирамиды по всей планете,именно они вырезали из горных пород многотонные мегалиты и перемещали их на большие расстояния при помощи специальных техноло-гий,которые позже были утрачены.Но вскоре на Земле произошла некая глобальная катастрофа,последствия которой сделали невозможным дальнейшее существование исп-олинов.Предчувствуя гибель своей цивилизации,исполины генетическим путём создали людей.Кстати,о генетических опытах говорят и учёные,приводя в пример некоторые барельефы древнего Египта.О физической возможности существования великанов можно поговорить отдельно.Сейчас скажу лишь коротко.Атмосфера на Земле была другой.Да-вление было не таким большим.И существа огромного роста вполне комфортно чувст-вовали себя,не испытывая проблем с костями и внутренними органами.Но произош-едшая катастрофа каким-то образом повлияла на условия их жизни.Это могла быть комета,которая хвостом могла задеть атмосферу Земли и часть её просто выбросить в космос.Подобную версию высказывает и официальная наука.А вот ещё один артеф-акт.Руины крупного города майя на северо-западе полуострова Юкатан.Взгляните на пирамиду.Перед нами опять очевидные вещи.Два ряда ступеней,одни небольшие,в са-мый раз для людей,а другие гигантские.Для кого они?А теперь давайте вернёмся к высказанной выше версии.Что если,пирамиду строили исполины.Пирамиду они построи-ли для себя.Потому и ступени выполнены под размер исполинов.И даже проём или вход внутрь под стать их росту.Но исполины погибли.А на их место пришли люди.И уже они перестроили пирамиду под себя.Ступени сделали меньше поверх старых исп-олинских.И пристройку,вход в саму пирамиду,уменьшили.Многие из вас могут сказать,что всё это притянуто за уши,а я пытаюсь натянуть сову на глобус и так далее.Возможно.Но я не хочу закрывать глаза на очевидные вещи.Так как в сети можно встретить очень много противоречивой информации по данной теме,то я решил разобраться лично,что есть истина,а что ложь.Поэтому буду рад вашим комментари-ям,желательно с ссылками на источники,опровергающие или доказывающие существ-ование великанов в прошлом.Кстати,есть особая теория по поводу изображения в ба-рельефах червей,находящихся в колбах.Но для этого будет создана отдельная серия публикаций.Подписывайтесь,чтобы не пропустить всё самое интересное на нашем ка-нале."
(ст."Лельник или Красная Горка(22 апреля)- древнеславянский девичий праздник ",Снегирь,2024) "Девичьи хороводы в березовых рощах,песни-заклички весны на Кра-сной горке,обряды связанные с усилением женских репродуктивных сил,гадания на суженого,крашение яиц как символа новой жизни.Как наши предки отмечали главный девичий праздник и чествовали Лелю-весну? ЧВсе ниженаписанное — это субъективные трактовки, взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем,что они единственно верные— просто делимся наблюдениями,возникшими после сбора и обработки информации из открытого доступа.Цель— обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.В дохристиан-ские времена у восточных славян весной отмечался целый ряд праздников, посвяще-нных встрече весны. Это и Громница (Сретенье — самая первая встреча Зимы и Весны друг с другом), и Масленица (проводы Зимы), и Сороки (заклички Весны), и еще множество других. В рамках каждого внимание уделялось каким-то определенным аспектам и обрядам, но глобально их общая суть — приветствие возрождения Природы (и Жизни) после полугодового зимнего сна (Смерти).Когда Весна уже окончательно вступает в свои права и находится,если можно так выразиться— на пике, отмечался большой праздник девушек(отдельно)и юношей (отдельно): Лельник и Ярило Вешний. Это явственно демонстрирует нам дохристианский принцип подобия всего и во всем — ведь юноши и девушки являются человеческими отражениями весны— проживают период весны своей жизни,находятся в поиске пары для ее продолжения и перехода в новый этап(зрелость=лето=бог Купало).Праздники эти проходили как чествование богов Ярилы (=солнце в образе молодого юноши) и Лели (богиня-девушка, покровительница весны) и следовали один за другим.В рамках каждого проводился ряд обрядов напра-вленных на пробуждение/усиление женской или,соответственно,мужской сущности.А завершался он совместными гуляниями и нередко— заключением новым брачных союзов. Со временем они трансформировались следующим образом:женский Лельник превратился в Красную Горку (и стал плавающим, привязанным к христианской Пасхе; сегодня считается «народным названием первого воскресенья после Пасхи).мужской Ярило Вешний стал Юрьевым днем, отмечаемым 23 апреля по старому стилю или 6 мая по новому. Из этого мы можем заключить, что в древности Лельник — который всегда на день предшествует Яриле, отмечался 22 апреля по старому стилю (или 5 мая по новому).Применительно к дохристианским праздникам более «ранняя» дата по старому стилю (когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше) будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали.Лельник— суть и смысл праздника.По сути Лельник (или Ляльник) — это некоторый славянский аналог 8 марта, день весны, любви, пробуждения к новой жизни. Девичий праздник, соответствующий процессам активного возрождения всего и вся в природе — возвращение перелетных птиц, первые дожди, появление первоцветов, гудение жуков и проч. Таким образом, он был связан с полноправным приходом весны,а по дате предшествовал Юрьеву дню(Яриле Вешнему)— первому выгону скота в поле или Паске.Лельник отмечался девушками,которые водили хороводы,зак-ликали весну,пели песни и плели венки на самом высоком(= самом близком к солнцу) холме неподалеку от деревни,который традиционно именовался Красная Горка(в зна-чении самое высокое,а значит самое красивое место в окрестностях).Считалось, что с приходом богини Весны (Лели) Мать Сыра Земля окончательно пробуждалась от зимнего сна и напитывалась вешним теплым солнышком. Сам Ярило (=молодое солнце) отворял ее чертоги,позволяя природе ожить и расцвести.Торжество сопровождалось обрядами зазываниями весны-девицы,песнями,прятками,кострами.Есть версии,что поз-днее именно этот светлый праздник трансформировался в страшную картинку «шабаша ведьм»,так как на празднование под строгим запретом не допускались мужчины.Зап-рет на присутствие мужчин на мистериях в древние времена вероятнее всего был связан с некоторыми чисто женскими таинствами— например,считалось,что только в этот день бездетная женщина может обрести силу к зачатию ребенка.При соединении с христианством смысл праздника несколько изменился — акцент переместился с женских гуляний на ярмарки, смотрины невест и свадьбы.Произошло это потому,что первое воскресенье после Пасхи,то есть после окончания Великого поста— первый день,когда церковь после длительного перерыва разрешает венчаться.Соответст-венно,именно тогда совершались многочисленные свадьбы,о которых договорились еще зимой.Обычаи и традиции Лельника.К празднованию Красной Горки молодежь готови-лась заранее.Девицы на выданье надевали лучшие наряды,вплетали в косы яркие лен-ты и повязывали на голову красочные платки.Они собирались на поляне возле самой стройной березы,украшали деревце ленточками и водили вокруг него хороводы.Во время таинства выбирали девушку, которая станет живым олицетворением Лели на время праздника,облачали ее в светлые одежды и венок из свежих весенних цветов, после чего усаживали на заранее установленный «трон» из пластов дерна,символиз-ировавший землю с начавшей прорастать на ней травой,сбоку ставили подношения(с одной стороны— каравай,с другой— кринку молока,кисломолочные продукты,масло и яйца),складывали к ногам венки и пели такие песни:
Ой, Леля, Лелечка!
Дай нам травки, да повыше.
Ой, Леля, Лелечка!
Дай нам милого, да покраше! о время пения исполнительница роли Лели бросала девушкам венки,а те ловили их на лету и хранили у себя до будущей весны.Затем ее тоже вводили в круг подруг для совместных плясок с шутками да весельем.Яйца как символ новой жизни.По традиции «писанки» и обычные яйца были обязательным атриб-утом многих сопутствующих Лельнику весенних обрядов— они выступали как символ новой жизни(здесь опять же явственно видно как с этим перекликаются крашеные яй-ца на Пасху,ставшие уже христианской традицией).К примеру:их приносили в качес-тве основного угощения(наряду с пирогами и блинами)на Красную горку и использо-вали в девичьих гаданиях;во время посевной их зарывали в землю для богатого уро-жая либо катали по засеянному житом полю;перед пахотой сырое яйцо разбивали о голову запряженного коня или быка;яйцо клали в ворота хлева или под копыта ско-тине при выгоне;чтобы уберечь скот от болезней с яйцом в руке обходили все стадо и затем передавали его пастуху.Также в Лельник было принято скатывать яйцо с пригорка. Считалось, что чем дольше оно спускалось вниз, тем более долгая жизнь ждала скатившего его человека.Девичьи гадания на Лельник.На Красную горку девуш-ки гадали на замужество,традиционно используя для этого крашеные яйца.Например, известен такой способ: поочередно раскручивали яйцо и смотрели,куда направлен острый конец «писанки».Если он замирал напротив куклы Лели,это означало скорое замужество.Также по тому,как далеко яйцо располагалось от куколки,судили о вре-мени нахождения «в девках».Для другого гадания девушки одновременно скатывали «крашенки» с места проведения праздника.Раньше остальных должна была выйти замуж та девица,чье яйцо укатывалось дальше остальных.Считалось,что в этот день в вещ-их снах можно увидеть образ своего будущего мужа.А еще девушки тянули жребий с именем суженого.Приметы и поверья на Лельник.На Лельник славяне украшали дома, домашнюю утварь и одежду изображениями птиц, посвященных богине Леле,ведь именно птицы по славянским поверьям «приносят на своих крыльях весну».Для бездетных же-нщин он считался единственным днем в году,когда они могли получить детородную силу без помощи знахарок.Для этого нужно было встать до зари и к рассвету прийти на небольшую поляну в лесу,где от холодной утренней росы струился вешний пар, обладающий чудодейственными свойствами.Также девушки обращались к Леле о содей-ствии в удачном замужестве и взаимопонимании с возлюбленным.Брачный союз,заклю-ченный в Лельник,считался вечным и счастливым.А вот отсиживаться дома «девкам» считалось плохой приметой: либо они вовсе не выйдут замуж,либо найдут неказист-ого мужа,поскольку всех видных парней успеют расхватать другие.Также в этот праздник люди заботились об очищении своей души и просили прощения у родных за причиненные обиды.Если на Красную горку шел дождь, им умывались. Эта «небесная водица» по древним поверьям приносила счастье, сохраняла красоту и продлевала молодость.По погоде судили о будущем урожае, предстоящем лете и зиме:громкие раскаты грома предвещали дождливое лето;безветренный и туманный день обещал богатый урожай зерновых,а непродолжительный дождик— обилие грибов;радуга на небе означала хорошую погоду;ясный погожий денек говорил о теплом солнечном лете,а осадки в виде дождя или мокрого снега— о прохладном и дождливом;небольшое количество яиц в птичьих гнездах сулило неурожайный год;успевшие распуститься к 22 апреля первые листочки на деревьях указывали на короткую и мягкую.С вечером празднования не заканчиваются, ведь уже на следующий день грядет Ярило Вешний, в рамках которого основные обряды будут связаны уже с юношами (первый выгон скота, зачинание различных сельскохозяйственных дел и проч.).И если девичий праздник в бОльшей степени наполнен песнями и хороводами, то праздник юношей— день,который по приметам следовало провести в работе.В этом также отражается дохристианская концепция об активном созидательном мужском и пассивном охраняющем женском нач-але.Завершаются же праздники уже общими хороводами,песнями и играми во время ко-торых незамужние ищут себе пары и договариваются о женитьбе."
(ст.""История Руси— это история топора,и пора бы поставить ему памятник на Красной площади",История в историях,2024) "Причем простой,без всякой вычурности: чурка,а в ней— топор.Но вот беда:чиновники без образования и борцы за права чел-овека поймут неправильно.Скажут: мол,тут уже есть лобное место.Но,спросите вы, почему при раскопках топор— самая редкая находка?Тогда как наконечников стрел, копий,колычей,ножей встречается во множестве? Ответ есть:все это расходный мате-риал,а топоры никто не терял.Если истачивались,приходили в негодность,их попро-сту переплавляли,чтобы отковать другой.Металл был высшей,не исключено, священной ценностью,поскольку его добыча,впрочем,как и ремесло металлурга,кузнеца— чароде-йство.В Аркаиме совершенствовался инструмент,а не оружие,и в быту женщины по-пр-ежнему пользовались кремневыми ножами-резаками,чтобы кроить одежду из овчины.То-пор— самый распространенный в России инструмент и доныне.В то же самое время те-плые и густонаселенные территории Земли— Средиземноморье,Египет,Междуречье,ази-атский Восток— уже давно терзали войны.Захватнические,добывали добро и в основ-ном пленных,чтобы сделать рабами: люди уже в то время становились добром,имуще-ством,ибо,согласно выводам,историков,начинался расцвет эпохи рабовладения,атав-измы коего мы расхлебываем до сих пор.Чтобы покорить соседнее племя или самому не угодить в неволю,надо было совершенствовать оружие нападения и защиты.И отсю-да возникло неверное представление о развитии цивилизаций и цивилизованности.Ну а если стремление поработить или уничтожить друг друга считать прогрессом,то праславянские племена значительно уступали и отставали от «продвинутого» мира со своим топором и отсутствием целого периода рабовладения.Однако он,топор,и стал первым боевым оружием ратника и начал свою эволюцию от плотницкого инструмента и охотничьего двуручного бердыша(с ним ходили на бера-медведя)к секире и алебарде, деля славу разве что с булавой,шестопером и наручами.И таким образом топор прос-лужил не одну тысячу лет,не очень-то конкурируя с мечом,чаще оружием именитого всадника.Хотя и князья брались за топоры— чеканы и клевцы,пробивающие любые дос-пехи.Меч,особенно двуручный,более эффективен,как киношно-литературный образ,как символ,и без специальных навыков (игра мечом— метание,меченые,сообщение ему пос-тоянного движения),без определенного пространства вокруг становился обузой воину ,мешал в тесной толчее битвы,путал руки и ноги.А еще,когда задние ряды храбрецов напирают,стремясь ввязаться в бой,с ним вообще не развернуться.Первые бронзовые мечи— оружие для борьбы человека с человеком— появляются у наших пращуров вкупе с началом скифо-сарматского периода и более в стенных районах,где можно исполь-зовать конницу.Меч приходит вместе со щитом,броней,латами,кольчугами и прочими средствами защиты.И был он коротким,рубяще-колющим,приспособленным для ближнего, контактного боя и непременно в сочетании со щитом.В тесноте побоища более годил-ись засапожные ножи,колычи(стилеты),наручи— самое эффективное,но забытое оружие рукопашного боя,имеющее не только защитные функции.И топоры с обухом-клевцом на коротком топорище,который носили за поясом сзади.Самое любопытное,что топор вер-нулся в руки современного бойца,но уже в виде малой саперной лопатки с остро за-точенными краями." С.Т.Алексеев "Сорок уроков русского".
(ст."Неизвестное об известном: загадки Ильи Муромца",Смотри и думай,2024)
"В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей преподобного Ильи Муромского. Результаты были потрясающими. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, рост – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, ведь средний рост мужчины составлял 165 см.
Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих сражений – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы удара копья, сабли, меча. Это подтвердило легенду о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.
Но больше всего ученых поразило другое: Илья действительно долгое время не мог ходить! Согласно заключению исследователей, причиной тому стало тяжелое заболевание - туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.
Илья Муромец родился примерно между 1150 и 1165 годами. А умер он в возрасте около 40–55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, когда Печерская лавра была разгромлена союзными половцами к Рюрику. Причиной смерти, по всей видимости, стал удар острым оружием (копьем или мечом) в грудь.Народ передавал такую ;;историю из уст в уста. Будто дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианства, однажды изрезал икону. С тех пор на его семью пало проклятие– все мальчики рождались калеками.Когда родился Илья,казало-сь,что проклятие сбылось: мальчик с детства не мог ходить.Все попытки его выле-чить не увенчались успехом.Но Илья не сдавался,он упорно тренировал руки,разви-вал мышцы,становясь все сильнее,но ходить,увы,все еще не мог.Прошли годы, и,нав-ерное,не раз ему казалось,что нужно смириться с судьбой:он навсегда останется калекой.Но когда Илье исполнилось 33 года,произошло нечто необъяснимое.Этот день настал внезапно и навсегда изменил его жизнь.В дом вошли старейшины-пешие калики (нищие странники),и попросили мальчика принести воды.Он объяснил,что не может ходить.Но гости настойчиво повторяли просьбу,звучавшую как приказ.И Илья, вдруг почувствовав невиданную силу,впервые поднялся на ноги…Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности.А учёные,проводившие исследования мощей,подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась.При этом,по их заключению,после тридцати лет он вел активный образ жизни,что полностью соотв-етствует былинам.После чудесного исцеления Илья Муромец,как и подобает богатырю и богатырю,совершает многочисленные подвиги.Самый известный его подвиг– победа над Соловьем-Разбойником.Исследователи полагают,что Соловей-Разбойник– это не сказочное чудовище,а реальная историческая личность,разбойник,охотившийся в лесах по пути в Киев.А Соловьем этого разбойника прозвали за то,что он объявил о своем нападении свистом(или,может быть,подавал свистом сигнал своей шайке к ата-ке).Позже Илья Муромец совершил немало других подвигов,участвовал в боях,защищ-ая Русскую землю от врагов.Современники отмечали его невероятную,нечеловеческую силу,поэтому в памяти людей он остался,наверное,величайшим русским героем.Доста-точно вспомнить картину «Три богатыря»,на которой в центре изображен Илья Муро-мец– как самый сильный и могущественный.В былинах и сказаниях три богатыря- Илья Муромец,Алеша Попович и Добрыня Никитич- часто совершают подвиги вместе.Но на самом деле они никогда не встречались.Их разделяли столетия- Добрыня Никитич жил в X веке,Алеша Попович- в XIII в.,а Илья- в XII в.Но когда легенды передаются из поколения в поколение на протяжении веков, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги,а временные рамки посте-пенно размываются и смещаются.Вопреки легендам,Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому.Они просто не могли встретиться,потому что жили в раз-ных веках.Илья служил князю Святославу,защищая Русь от половцев.Православная церковь,в отличие от ученых,никогда не сомневалась в подлинности мощей.Илья Мур-омец был канонизирован уже в 1643 г.и стал одним из 69 святых Киево-Печерской лавры.Тело Ильи Муромца,как и останки многих других монахов,погребенных в пеще-рах Лавры,"нетленно" и находится в состоянии мумификации.Но,в отличие от тел египетских фараонов,оно стало таким не благодаря обработке специальными соста-вами,а по неизвестной науке причине,чем не преминула воспользоваться церковь, восхваляя и рекламируя свою веру,якобы причастную к "нетленности".
(ст."Экстрасенсорный дар «парня в синем» стал причиной внимания спецслужб стран Запада?",Биосфератум,2024) "Спецслужбы стран мира ведут отбор людей,обла-дающих экстрасенсорными способностями.Не секрет,что существуют программы,ориент-ированные на вербовку таких личностей.Жесточайший отсев проходят единицы.Напри-мер,в Новой Зеландии,США,Канаде и Австралии действует целая система,включающая более 70 видов тестирований.Конечно,речь не идёт о таких сверхспособностях,как нам демонстрировали,скажем,в фильме «Люди-Х».Хотя не отрицаю,что в мире есть единицы,обладающие поистине выдающимся даром.Например,спецслужбы упомянутых выше стран всерьёз заинтересованы в информации о «парне в синем».Никто не знает,кто он и откуда взялся,но уже на протяжении более 15 лет этот человек время от врем-ени даёт о себе знать своими поступками.Впервые о нём стало известно в 2008 г. История более чем любопытная.В Мельбурне взявшийся из ниоткуда парень схватил девушку под руки посреди улицы и силой оттащил на несколько метров.Та,естест-венно,закричала,но через несколько секунд на это место обрушился балкон.Пока все находились в шоке,спаситель бесследно исчез.Подоспевшие полицейские лишь записа-ли со слов очевидцев общие детали.Оказалось,что это был неприметный парень в синем спортивном костюме и глубоком капюшоне,скрывающем лицо.Девушка,чью жизнь он спас,заявила,что когда незнакомец схватил её,то прошептал: «Извини,я видел это в будущем.Ты ещё спасибо скажешь».Следствие проверило все камеры наблюдения, но мужчина просто исчез.Он не появился ни на одном из видео,и отследить его дал-ьнейший маршрут оказалось невозможно.Спустя полгода похожий случай произошёл в Брисбене. На этот раз таинственный «парень в синем» спас двух работников порта. Ничего не предвещало трагедии,но внезапно грузоподъёмный кран вышел из строя,и гружённый бункер лишил бы жизни рабочих,если бы незнакомец не оттолкнул их.«Всё произошло за 2-3 секунды.Я увидел только синюю куртку,а затем уже лежал на земле с товарищем.В этот момент раздался шум,похожий на взрыв.Это рухнул контейнер из-за поломки крана.Чёрт возьми,кто этот парень?» С такими комментариями выступил один из участников события.Второй же заявил,что за мгновение до этого у него в голове промелькнула фраза,словно из ниоткуда:«Сейчас будет немного больно.Изви-ни».Похоже на то,что «парень в синем» ещё и телепат.Следующий инцидент с участ-ием этого персонажа случился в штате Миссури.Он ворвался в частный дом,забежал на второй этаж в детскую, хватил двух детей и вывел на улицу.В следующее мгно-вение коттедж буквально разорвался.Находившиеся в подвале газовые баллоны взорв-ались.Соседи вызвали необходимые службы.Родители были в шоке,когда узнали,что случилось.Они выехали в город за продуктами,оставив детей дома.6 и 4-летние доч-ери рассказали,что это был человек с закрытым лицом в синем костюме.Его голос показался незнакомым,но всё произошло столь быстро,что они даже не успели испу-гаться.Незнакомец проговорил: «Не бойтесь,это для вашей же безопасности».Удиви-тельно,что как в случае в Мельбурне и Брисбене мужчина не попал ни на одну каме-ру слежения.Создаётся впечатление,что он оказывается в месте,где должно произой-ти что-то очень плохое,какой-то несчастный случай,и за несколько секунд до этого спасает тех,кто неминуемо бы погиб.Всего на сегодняшний день известно о 26 таких случаях за 15 лет.«Парень в синем» появлялся в Австралии,Новой Зеландии,США и Канаде.По крайней мере,в этих странах точно,а может,ареал его добрых действий гораздо шире.Сотрудники спецслужб считают,что это уникальный человек,обладающий телепатией и даром предвидения.Вероятнее всего,он узнаёт о возможном инциденте за несколько дней до этого,ведь к месту необходимо добраться.Хотя,если сверхс-пособность имеет ограничения по площади,«парень в синем» просто путешествует и в какой-то момент начинает «ощущать» надвигающуюся беду.Некоторые специалисты счи-тают,что «парень в синем»– выдумка,и на самом деле в этих случаях были замешаны разные люди.Может быть,даже подражатели.За 15 лет он помог всего 26 раз.Это гов-орит о том,что свою сверхспособность удивительный незнакомец использует крайне редко.Тем не менее,многие верят в реальность такого героя.Если бы это были обы-чные прохожие,оказавшиеся в нужное время в нужном месте,вероятно,они бы не скр-ывались от камер наблюдения,и полиции оказалось бы легко вычислить того или ино-го участника отдельно взятого происшествия."
(ст."Что скрывали в архивах более 70 лет о Розуэлльском инциденте?",Биосфера-тум,2024) "В 2018 г.в англоязычном сегменте интернета прошла информация,что хак-еры взломали секретные сервера ЦРУ,где хранилась информация о многих до сих пор целиком или частично засекреченных делах.Среди всего прочего находились сканы отчётов о Розуэлльском инциденте,когда на ранчо Брейзела упал неизвестный летаю-щий объект.Версия для общественности гласила,что рухнул новейший метеозонд.Одна-ко,чуть позже,примерно через год,когда всплыли новые подробности дела,официаль-ная версия изменилась.Оказалось,что это экспериментальный аппарат по отслежива-нию запусков ракет с территории СССР.В эту версию большинство американских обы-вателей поверили.Историю замяли,и только самые пытливые пытались выяснить что-то новое,выезжая на место происшествия и общаясь с участниками тех событий.Сам хоз-яин ранчо неоднократно заявлял,что увиденное им не было похоже на земные техно-логии.Более того,сам аппарат не разлетался на десятки и сотни обломков.Он оста-вался целиковым,а то,что показали в прессе– сфабриковано.Эти обломки,якобы от упавшего объекта,были привезены чуть позже самими сотрудниками ведомств,когда стало понятно,что оказалось в их руках.Однажды об этом Брейзел пытался заявить во время радиоэфира.Но,когда стало понятно,что сейчас он всё расскажет,транс-ляция внезапно прервалась.С тех пор для фермера в силу вступил запрет общаться с прессой и СМИ.Что же удалось выяснить хакерам? Оказалось,что упавший объект все эти десятилетия находился на секретной базе в Дульсе.Там его пытались изучать, но разница в технологиях столь велика,что даже не удалось выяснить,из какого материала он состоит.Это не металл,не сплав,не композит,не камень– что-то абсол-ютно неизвестное для нашей цивилизации.На его борту находились тела двух прише-льцев.Позже стало понятно,что это не живые существа,а биороботы.Во время круш-ения НЛО оказался повреждён,из него вытекла неизвестная жидкость.Оказавшись на камнях,она вступала в активную диффузию и последующее замещение вещества на себя ,приобретая свойства этого предмета.В лаборатории ей «дали» некоторых животных – крыс,мышей,змей.Удивительно,но жидкость поглощала и органику.Её содержали в спе-циальной ёмкости,которая находилась на корабле– всё остальное вещество видоизм-еняло.Получавшиеся объекты приобретали новые свойства– теплопоглощение и магне-тизм.Удивительным открытием оказались и биороботы.Их «тела» состояли на 90% из неорганики,но мозг при этом,а точнее 3 мозга в каждом из биороботов,являлись живой органикой.Иными словами,представьте себе три мозга,подключённых к одной нервной системе.Как думаете,каковы возможности будут у такого существа? Учёные предположили,что инопланетяне обладали крайне продвинутой техникой и заменяли свои тела на более долговечные конструкции,а мозг поддерживался,как у живого существа.Единственное,не удалось узнать,принадлежали ли все 3 мозга при жизни одному пришельцу,или это коллективный биоробот.Кстати,мозг человека содержит от 100 до 500 триллионов синапсов.Мозг образцов из Розуэлла содержал 6 квадрилли-онов синапсов,то есть 6000 триллионов.Такой орган способен обрабатывать информ-ацию и выполнять функции во много раз быстрее и объёмнее человеческого аналога, а учитывая,что их три,сложно даже предположить,какими возможностями обладали эти создания.Данные сведения позволяют с уверенностью заявлять,что человек– не пред-ел эволюции.Вселенная– это огромнейшее поле возможностей.В ней обитают миллиарды цивилизаций.Однозначно можно сказать,что люди уступают в развитии на много поря-дков,и считать себя венцом творения– нелогично.Розуэлльский инцидент доказывает ошибочность традиционных представлений о мире,в котором мы живём.Во-первых,чел-овечество не одиноко во Вселенной.А во-вторых,человек не является вершиной эвол-юции."
(ст."О том,как и на чём путешествовал(летал)князь Бус Белояр в своём Странс-твии по Дальнему Востоку",А.Асов,2024) "Ныне,в Рождественскую Бусову неделю (21-27 апреля),расскажем о т.с."транспортном средстве",которое использовали древние князья,в том числе и князь Бус Белояр(295-358)при дальних путешествиях.Эту темы мы уже подымали,когда— в рамках рассмотрения теории высокотехнологичных працив-илизаций— изучали свидетельства о "небесных колесницах" богов,"летучих кораблях" из сказок,виманах и прочем т.с."античном стимпанке".Если вкратце дать вывод из сих статей,получается следующее:В античной древности,то есть до эпохи Великого Переселения народов(V век)и "гуннского погрома" в мире достаточно широко(по кра-йней мере вождями и жрецами) использовался "воздушный транспорт",весьма напом-инающий известные нам дирижабли.Да и вообще-то техническая оснащённость(а знач-ит и наука и пр.)того же IV в.была не ниже,а в чём-то и выше,XIX века(то есть века пара и дирижаблей).Те древние транспортные средства можно описать,как коле-сницы или ладьи,которые уносили вверх воздушные (наполненные "аэром",т.е.водо-родом) шары.А тянули их в полёте— птицы.Чаще всего— лебеди,направление полёта коих можно было корректировать специально натренированным соколом.Водород полу-чали различными способами,но более всего был распространён способ железо-паро-вой.Когда водяной пар пропускают через раскалённое железо и происходит реакция: 3Fe + 4H2O => Fe3O4 + 4H2.Для сего использовали т.н."треножники Аполлона",китай-ские храмовые курильницы,тандыры и проч.Оболочку "шаров" можно было делать из шёлка или другой плотной ткани,которую для герметичности обмазывали,например, рыбьим клеем.И всё это было наследием очень древних цивилизаций,которое продол-жало использоваться и в античности после древних войн и упадка ещё более высоких технологий.Что же касается свидетельств об использовании этого "воздушного транспорта" князем Бусом Белояром во время Странствий по Дальнему Востоку (и не только), обращу ваше внимание на следующее.В корейской "Самгук саге" от летопи-сца Кима Бусико(XII в.)и в "Самгук юсе" буддийского монаха Ирёна(XIII в.),а так-же в корейском эпосе,мы находим описания явления мифического государя Бако Суро, или просто Суро,в коем мы не можем не узнать князя Буса Яра(его же имя,например у балкарцев Баксан,у татар Баксу и т.п.; а в древнерусском "Бус или Боз",значит тоже и "Бог",[Бак].А явился правитель легендарного царства Соболь(или Силла)так: с неба спустилась "лиловая верёвка",коей был привязан некий сундук или корзина. Либо,как вариант,он явился из золотого яйца."Когда сундук спустился у колодца Донжон,все увидели "пар",озарявший землю подобно блеску молнии,и стоявшую там и кланявшуюся Белую лошадь с рогом во лбу(Единорога)".Словом, имеется в сказании весь набор: золотое яйцо— как образ воздушного шара; спускающаяся с небес корз-ина или сундук(гондола дирижабля); а также пар(водород),который к тому же,похо-же,взорвался. А Единорог— же фигура на носу летучей ладьи.Кстати, и в "Ярилиной книге" князь Бус летает на волшебном Единороге,как и герои некотрых европейских легенд (скажем,о датском рыцаре Бесмере из Страны эльфов).Образ сего легендар-ного правителя(в японских,да и китайских,пересказах сих легенд)дан в виде витя-зя,которого всегда сопровождает некий Сокол,который,как мы помним,помогал и Бус-у,в том числе и направлять т.с."лебединую упряжку".Подобные мотивы мы находим повсюду,здесь же помянули только восточные легенды начала нашей эры."
(ст."Двухсотлетняя война",Катехизис и Катарсис,2024) "В свое время отечествен-ный историк А.И.Филюшкин писал,характеризуя сложившееся в русской исторической традиции раннего Нового времени изображение пресловутой Ливонской войны:«В совр-еменных событиях источниках этого времени нет никакой Ливонской войны.Есть отде-льные кампании,походы,сражения– но они не сливаются в сознании современников в единую 25-летнюю кампанию борьбы за Прибалтику».На закономерный вопрос– почему так получилось,историк дает ответ:"В Москве считали: с Великим княжеством Литов-ским и Королевством Польским война беспрерывно идет с 1487 г.,и годы боевых дей-ствий перемежаются лишь короткими перемириями».Естественно,продолжал исследова-тель,что «летописец и не выделял новый виток противостояния с Литвой и Польшей из-за Ливонии в отдельную войну,для него это была часть кампании,тянущейся уже почти столетие».А теперь,если продолжить мысль историка дальше,то неизбежно мы придем к выводу о том,что,поскольку русско-литовское противостояние отнюдь не закончилось в XVI в.,а перешло в новое столетие,то и начавшийся в 1486 г.конф-икт между двумя восточноевропейскими державами также не прекратился,а продолж-ился.И конец ему был положен только в 1686 г.,когда после долгих и тяжелых пере-говоров был подписан,наконец-то,«Вечный мир».Он положил конец растянувшемуся на десятки лет конфликту,который может по праву быть назван «Двухсотлетней войной» (и с большим на то основанием,чем,к примеру,знаменитая Столетняя англо-француз-ская война,которая вовсе не столетняя).В этой забытой(да,именно так,забытой– увы ,но к немалому сожалению,в отечественной историографии до сих пор нет обобщаю-щего труда об этом противостоянии- есть лишь отдельные исследования по отдельным войнам,кампаниям и сражениям)Двухсотлетней войне в точности в соответствии со схемой,обрисованной А.И.Филюшкиным,можно выделить четко периоды обострения отно-шений между двумя государствами,когда война «холодная» перерастала в войну «го-рячую».Таких «горячих» войн в этой двухсотлетней истории можно насчитать великое множество. Только на протяжении «длинного XVI века» их было, по меньшей мере, девять.Вот их перечень – помимо Пограничной войны 1486-1494 г., открывшей этот «каталог», в список входят войны 1500-1503 и 1507-1508 гг., 1-я Смоленская война 1512-1522 гг., Стародубская война 1534-1537 гг., Полоцкая война 1562-1570 гг., Московская или Баториева война 1579-1582 гг.,война 1609-1618 гг.(когда король Речи Посполитой Сигизмунд III Васа вмешался в гражданскую войну в России,ту сам-ую Смуту,и попытался подчинить Россию своей власти) и, наконец, 2-я Смоленская война 1632-1634 гг.Но на этом история русско-литовско-польского противостояния не завершилась- в 1654 г.началась очередная,десятая и оказавшаяся последней в летописи этого затянувшегося конфликта,война,«Тринадцатилетняя».Андрусовское перемирие,подписанное в 1667 г.,остановило боевые действия.Однако только лишь спустя почти два десятилетия,в 1686 г.,был подписан «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой,который подвел черту и под этой войной (точнее,ее последстви-ями),и под всей историей затянувшегося на два столетия противостояния."(Виталий Пенской)
Свидетельство о публикации №224042201268