Михайловский замок. Винченцо Бренна
Крепость, а может, убежище Павла?
Думал, спокойно дожить там до старости,
Крепость, однако, защитой не стала.
Бренна Винченцо проект разработал
Не без участия, собственно, Павла.
Стены крепки и надежны ворота,
Все в окружении рек и каналов.
Как же изысканны здесь интерьеры:
Мрамор на стенах, плафоны, лепнина,
Люстры хрустальные, мебель, портьеры,
В залах шедевры: скульптуры, картины.
Он так боялся переворота,
Став императором, Гамлет российский.
Царская очень опасна работа,
Друг не поможет и Орден Мальтийский.
Замок не приступом взят, не осадой,
Просто предательство, низко и мерзко.
Недруги Павла, устроив засаду,
Жизнь оборвали его табакеркой.
Били его, наносили увечья,
Шарф затянули на шее удавкой,
Раз не хотел от престола отречься.
Заговор - слишком высокая ставка.
Замок семейство покинуло сразу,
Долго стоял опустевший и мрачный,
Будто источник чумы и заразы.
Жалко мне Павла: такой неудачник.
В 1781-1782 годах наследник Российского престола с женой Марией Федоровной путешествовал по Европе. В Польше граф Станислав Потоцкий познакомил их с итальянским архитектором, будущим автором проекта Михайловского Замка.
Винченцо Бренна родился во Флоренции в 1747 году, учился в Риме, увлекался античностью, археологическими изысканиями, изучал барокко. В Риме он посещал мастерскую архитектора Стефано Поцци. Там же учился и Джакомо Кваренги. Жизненные пути их затем вновь пересекутся в России. Кваренги считал Бренна своим учителем в архитектуре, хотя был младше его. Видимо, Бренна заразил его своей любовью к этому искусству.
Использовав, полученные знания и навыки, Бренна продолжил работу, начатую Чарльзом Камероном по изучению памятников Древнего Рима, остатков терм Тита. Он вместе с Францем Смуглевичем выполнил 60 рисунков сохранившихся фресковых росписей.
Работать приходилось в сложных условиях влажных и душных подвалов, освещенных искусственными светильниками, не электрическими! Трудились художники около года. По их рисункам сделали гравюры. 22 оригинала из 60 находятся сейчас в музее Академии художеств.
Однако, позже установили, что эти фрески принадлежали Золотому Дворцу Нерона, на развалинах которого были построены термы Тита. Но это не уменьшает их художественной ценности.
Мотивы фресок Винченцо Бренна потом использует в декоративном оформлении дворцов и иллюстрациях к книгам. Этим видом творчества он тоже успешно занимался, но оно не приносило денег и не удовлетворяло амбиции. В Риме было много выдающихся архитекторов.
Случай представился благодаря интересу богатого польского графа Станислава Потоцкого к античности и покровительству его людям искусства. Бренна получил заказы в Польше, где занимался оформлением интерьеров дворцов и мечтал стать архитектором при дворе короля. Но этого не случилось.
В России перед ним открывались более широкие возможности, и он воспользовался приглашением Великого князя Павла Петровича.
Проект Павловского дворца был уже выполнен Чарльзом Камероном. Ко времени прибытия Винченцо Бренна в Россию дворец был почти построен. Бренна был назначен помощником Камерона и занимался отделкой парадных залов. А в 1786 году, в связи с занятостью Камерона работами в Царском Селе, возглавил строительство Павловского дворца.
Здесь раскрылся его удивительный талант художника-декоратора. Павловский Дворец это шкатулка с драгоценностями!
Еще один талант, которым несомненно обладал архитектор Бренна, это талант учителя. Ему обязаны мы появлением в нашем городе многих архитектурных шедевров, созданных его гениальным учеником Карлом Росси. Это был сын примы-балерины Гертруды Росси и пасынок балетмейстера императорских театров Лепика. В то время они жили в Павловске. Карл стал посещать уроки Бренны и под руководством своего учителя постигал азы графики, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Еще одним учеником Винченцо Бренны был Великий князь Павел Петрович. Он тоже брал уроки архитектуры.
Бренна замечательно рисовал. Покидая Россию в 1802 году, он увёз с собой множество рисунков и все чертежи Павловского дворца. Взял с собой на 2 года и ученика Карла Росси, чтобы он в Европе смог усовершенствовать свои знания. В 1803 году Павловский дворец пострадал от пожара , погибли в огне прекрасные интерьеры. Удалось их восстановить благодаря чертежам и рисункам Бренны. Вдовствующая императрица Мария Федоровна поручила доверенному лицу Ханикову найти архитектора и попросить у него чертежи. Надо отдать должное этому доверенному лицу, ему удалось найти сначала архитектора, странствующего по Европе, а затем и чертежи, оставленные им в Шеттине. Поручение было выполнено, дворец восстановлен.
20 лет (1782-1802) провёл Винченцо Бренна в России. Провел? Нет, он творил! Его шедевры до сих пор восхищают. Просто удивительно, сколько он успел создать. Он автор уникальных интерьеров Павловского дворца, совершил перестройку его и расширение, продолжил работу, начатую Камероном в Павловском пейзажном парке. Прекрасны и оригинальны его парковые сооружения (амфитеатр, Турецкая палатка, Пиль-башня, крепость Бип). В Павловске он успел построить дом для княгини Гагариной, перестроил дом графа Кутайсова (помните царского брадобрея из «Крепостной актрисы»?), дом для графа Шереметева.
Затем была работа в Гатчине и его парке: Большая терраса, Лесная оранжерея, Адмиралтейские ворота, Березовые ворота, портал Маска, Березовый домик. Это прекрасное сооружение на контрасте между экстерьером и интерьером, снаружи изба, а внутри дворец! Это так неожиданно. Правда, возможно, его автор архитектор Львов.
Бренна всего за 4 года осуществил перестройку Гатчинского дворца, разрушающегося из-за инженерных ошибок архитектора Ринальди, при этом изменил и улучшил интерьеры дворца. Да, Ринальди тоже был небезгрешен, не учел особенностей нашего климата. Простим автору Мраморного дворца!
Забавную историю рассказал мне мой друг-одноклассник. Он военный строитель, и его однажды в 90-е годы пригласили на консультацию относительно проблем недавно построенного загородного дома одного богатого юриста. В качестве архитектора он нанял итальянца. И этот современный зодчий создал проект в стиле итальянской виллы, но с учетом пожеланий российского заказчика. Он соединил отдельно стоящую сауну и жилой дом узкой стеклянной галереей, чтобы не одеваться и выходить на улицу. Не выдержала эта галерея наших морозов и распаренных мужчин, пытающихся вписаться в ее габариты. Я представила себе эту картинку: заснеженный сад, стеклянная галерея и в ней, как рыбки в аквариуме, мужики после сауны. Хорошо, что она рухнула без людей. Ну и в фундаменте дома там были просчеты. Почва наша болотистая.
Но вернемся к замечательным архитекторам прошлого.
В Гатчине Винченцо Бренна построил еще Дворцовые конюшни и оригинальный ансамбль крепости Ингебурга. Эта крепость не сохранилась, к сожалению, была разобрана еще при Николае I. А вот конюшни остались.
После восшествия на престол Павла I его главным архитектором становится Винченцо Бренна. Матушкиного любимчика Камерона новый император отправил в отставку.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №224042201675
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 22.04.2024 23:10 Заявить о нарушении
Людмила Петрова 3 23.04.2024 19:41 Заявить о нарушении