Урок настоящего русского слова

Фронтовые концерты в «Бункере на Лубянке» - уже традиция. 21 числа каждого месяца Александр Коврижных, актёр театра и кино, гражданин и патриот, собирает единомышленников, актёров какого-нибудь театра, музыкантов одного времени, поэтов литературного клуба и записывает концерт для тех, кто сейчас находится на фронте, за ленточкой, на специальной военной операции.

У сидящих в этом зале и стоящих на этой сцене зале никогда, ни на минуту, не было сомнений в правильности начала СВО. Потому что Донбасс, Крым, да и вся Украина – это исторически русская земля. И живут там русские, и их реально больше, чем «титульной нации». Их и защищаем в первую очередь. И воюем не против украинцев, а против европейского нацизма и англо-американского терроризма. Гордимся нашими героями, молимся, поддерживаем.

В этот раз концерт бойцам на передовой устроили… дикторы советского радио! Это такой подарок для тех, кто много лет воспитывался на классике, слушал правильную эталонную речь из радиоприёмника, без современной свободно-демократической стилистики, с правильным ударением и произношением. А я с удивлением узнала, что участники и гости наших «Бардовских вторников» в прошлом работали на Всесоюзном радио.

На радио России в конце 80-х была программа «Четыре четверти». Третья четверть по понедельникам – программа «Радио-бункер». И была она, естественно, об альтернативной музыке. Потому что ведущим был Владимир Поляков, аранжировщик, композитор, бард, поэт.

Как он сказал, в его репертуаре авторских песен о войне нет. Но есть те песни, которые прошли через всю жизнь нашего поколения. И концерт начался с «Тёмной ночи» (Никита Богословский, Владимир Агатов). И сразу зал начал подпевать. И наш общий посыл, уверена, услышат ребята, которым достанется запись этого мероприятия. Нам очень хотелось дотянуться теплом, добром, верой в Победу до каждого, находящегося сейчас за ленточкой, выполняющего священный долг по защите Родины.

Уже ставшая добрым другом по бардовским вторникам, Татьяна Филимонова, обладатель великолепного голоса и музыкального вкуса, вдруг окунула в молодость, произнеся настоящим радийным голосом: «В эфире «Полевая почта «Юности». Здравствуйте, друзья». Какая же это была классная передача! С тёплыми письмами, добрыми песнями… И песню, что приготовила Татьяна для бойцов в этот вечер, заказывали и в далёких 80-х прошлого столетья. Актуальна она и сегодня:

Ещё немного, ещё чуть-чуть,
Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму…

Следующим открытием для меня стала Нона Трояновская. Диктор восьми радиостанций. А начинала свою карьеру она позывных: «В эфире «Пионерская зорька!» А потом отозвалось, как она смотрит по телевизору парады в День Победы – только со слезами на глазах. И призыв помогать сегодня фронту всем, чем можем – словом, денежкой, сетями, письмами… А ещё потом – просто подарок для души и слуха – рассказ Ивана Бунина «Холодная осень», написанный им в 1944 году во Франции.
 
Следующим для бойцов СВО и для нас выступил… табельный наследник Левитана! Симпатичный мужчина, часто посещающий вечера авторской песни в «РитмБлюз кафе». Обычный зритель… А вот и нет! Павел Конышев! И я вдруг вспомнила, что слышала это имя на радио «Звезда», которое слушаю каждый вечер перед сном. Он озвучивает книги! И не только это, не только там.

Диктором Всесоюзного радио он стал пройдя серьёзный конкурсный отбор, не как сегодняшние блогеры. Получил табельный номер 00717, который ранее принадлежал Юрию Борисовичу Левитану. КГБшник в отставке посвятил Павла в эту историю и сказал: «Гордись!». И он с тех пор гордится. И старается соответствовать. В его послужном списке радиостанция «Юность», телевидение, постановки, спектакли, дубляж… А вообще-то, точно подметил Павел, все они, дикторы Всесоюзного радио, вымершая профессия. Сейчас можно в эфире запинаться, путать слова, звуки и ударения. Такая вот «свобода слова в эфире».

Для наших далёких зрителей диктор приготовил весёлую минутку, потому что на войне тоже порой хочется и оттаять душой, и расслабиться. Как искусно он пародировал народных артистов, якобы исполнявших сказку «Репка», написанную, опять же якобы, Сергеем Михалковым, Владимиром Солоухиным, Сергеем Есениным…

А ещё на сцену выходил… голос московского метро! Да! Мы привычно слушаем внятный приятный голос, объявляющий остановки и даже не задумываемся – кто это говорит? Екатерина Пясецкая, оказывается. Сейчас она учит сценической речи и дикторскому мастерству молодёжь. И её ученицы обновляют звучание на новых ветках и станциях. А её радийные истоки – тоже из «Пионерской зорьки»! И она великолепно читает Цветаеву… А завершила Екатерина своё выступление объявлением очередной станции: «Осторожно. Двери закрываются. Следующая станция – Наша Победа!»

Потом мы все с Татьяной Филимоновой и Владимиром Поляковым пели «десятый наш десантный батальон…», плакали под стихи Веры Кузьминой про Аллею ангелов… Завершился концерт военным стихотворением Евгения Долматовского «Баллада об артистке Трама» в исполнении Павла Конышева и нашим совместным исполнением песни «День Победы». Для вас, мальчишки, наши герои, наша сила и опора. Берегите себя. И возвращайтесь с Победой!

И вот что я хочу сказать в постскриптуме: все эти иноагенты и просто трусы, бежавшие после бъявления начала СВО, никогда не были элитой нашей великой страны. Они оказались жалкими жадными до денег клоунами. Не более. А элита – это те, кто является неотъемлемой частью своего Отечества. И с Родиной до конца. Особенно в трудное время. Сегодня я общалась с элитой российской интеллигенции. Настоящей элитой России. Спасибо.


Рецензии