Мнение Моё и не самое правльное

        "Мнение Моё и не самое правильное", - Так говаривал один из моих штурманов на бомбардировщике - ракетоносце ТУ-16к, полковник, Витя Кульпин, и, как правило, добавлял ещё фразу, рассказывая о том или ином случае своей богатой на "приключения" жизни: "Начать с того, что на тот момент, когда это всё только началось, мы были абсолютно трезвые, не выпимши, и, в общем,   "ни в одном глазу"!!!" У Виктора это было ГЛАВНЫМ критерием, чтобы те, кто слушает, отнеслись к его словам с доверием и серьёзно. Так вот, хотя сегодня есть "повод" - нарушить   "спортивный режим", и мы с моей милой женой Ириной это обязательно сделаем, (22 апреля 1967 года, я, точнее, меня, курсанта 2-го курса Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С.Полбина, Васю Чечеля, инструктор, ст. лейтенант Виктор Фёдорович Иванов, на реактивном самолёте Л-29 ПОДНЯЛ В ВОЗДУХ - 57 лет назад) - но позже - сначала надо ВЫСКАЗАТЬ своё мнение об одном товарище, так сказать: "Его честь защитить !!!", которая, как сказал Юрий Визбор: "Должна быть защищена мгновенно!!!"

     Для "расширения  кругозора" - Юрий Иосифович Визбор (20 июня 1934 — 17 сентября 1984) — советский автор-исполнитель песен, поэт, киноактёр, писатель и журналист, киносценарист, кинодокументалист, драматург, художник.
Один из основоположников жанра авторской, студенческой и туристской песни. Создатель жанра «песни-репортажа». Автор более 300 песен…

       Первый полёт
Полковник Чечель
                "Я лечу, я лечу...
                Сколько страсти и сил
                Беспокойное сердце вместило!
                Я медовые дни
                С высотой проводил.
                Небо первой возлюбленной было...
                (В. Цикунов. "Только летать".)
                http://proza.ru/2012/09/30/1830

     Рецензия на «Живая легенда - Андрей Кочергин» (Полковник Чечель)

      А я-то ною, что у меня всё не очень хорошо... Вот у Вас действительно настоящие трудности. Дай Бог Вам сил в их преодолении и спасибо за Вашу выдержку и терпение. С уважением, Татьяна Бабина Берестова   19.04.2024
 
               РЕЦЕНЗИЯ на «Причуды памяти» (Полковник Чечель)

      ВВЧ!
Куваева не воспринимаю! Особенно книгу " Территория"! Не смогла даже дочитать до финала. Отталкивает. Фильм даже первые кадры не смогла смотреть. Сын правильно отметил:
- нельзя профессионалу глядеть фильм на тему профессии. Он сопоставил с фильмом "Авиаторы", который аналогично не захотел до финала досмотреть...
Территорию читал муж, сын, зять... Зять в восторге!

       Поняла:
- Они не прошли ту таежную школу, что довелось мне. Автор этой книги, насколько знаю, не профессионал. Пишет преимущественно из чужих слов.
Не хочу разочаровывать. Но не я одна подобного мнения.
А фото замечательное!

     Вспомнилось, как постоянно в геологии мужики аналогично, за крылья, вытаскивали со снегов самолёт Ан 2. Тот садился на аэродромы занесённые. Частенько зарывался в сугробы. Не хватало полосы.
Пассажирами мужики регулярно вытаскивали, разворачивали на полосу взлётную. Как просто машину.

      Потом все усаживались и взлетали. Помогать приходилось лётчикам и вертолётчики постоянно! Воспринималось прозой северной жизни. Нормой! частенько садились прямо в тайгу...
       С уважением! Татьяна Немшанова   19.04.2024

              МНЕНИЕ ПИЛОТА-ПРОФЕССИОНАЛА, У КОТОРОГО БРАТ ГЕОФИЗИК

      ВВЧ - Понимаешь, Таня, считаю, что ты не права. Во-первых, Куваев - "профи", пусть и не такой "крутой", как считают некоторые. Но более 10 лет работы на Севере и Чукотке геологом - чего-то стоят, чтобы иметь право писать о своей профессии профессионально!!!

     Олег Михайлович Куваев - Русский советский писатель, геолог, геофизик. Член Союза писателей СССР. Автор романа «Территория». 
Википедия:   Родился: 12 августа 1934 года, Поназырево
    Умер:  8 апреля 1975 года (40 лет), Переславль-Залесский, Ярославская область, РСФСР, СССР

     Летом 1952 года Куваев поступил на геофизический факультет МГРИ имени Серго Орджоникидзе, который окончил в 1958 году. За годы учёбы в институте побывал в экспедициях на Тянь-Шане, в Киргизии, в верховьях Амура. В 1956 году во время экспедиции на Тянь-Шане написал первый рассказ «За козерогами», который был напечатан в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 3). В 1957 году, будучи студентом-дипломником, Куваев попал на Чукотку, экспедиция работала в районах бухты Провидения, бухты Преображения, залива Креста.

      После защиты диплома в 1958 году добился распределения на Чукотку и в течение трёх лет работал начальником партии Чаунского геологического управления в посёлке Певек, на берегу Чаунской губы. В Певеке Куваев получил первый опыт литературной работы в литобъединении при местной газете «Полярная звезда». Альманах «На севере дальнем» опубликовал рассказы Куваева «Зверобои» и «Гернеугин, не любящий шума».
         Мемориальная доска Куваева в Магадане

      В 1960 году был переведён в Магадан в Северо-Восточное геологическое управление, на должность старшего инженера отряда геофизического контроля. Ещё через пять месяцев он стал старшим специалистом по гравиметрии геофизического отдела СВГУ. В октябре 1961 года О. Куваев осознал, что к руководящей должности в СВГУ, несмотря на успехи, «…не был приспособлен — затосковал и неожиданно для себя уехал в Москву», в отпуск с последующим увольнением.

    И всё же именно тогда к нему пришло чёткое понимание того, что «главное — это работа, вернее, степень её интересности. Все остальное — сопутствующие явления». В это время в Магадане организовался Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт, куда был приглашён Куваев. Он руководил группой, проводившей геофизические исследования на острове Врангеля, на дрейфующих льдах Чукотского и Восточно-Сибирского морей. «Занятия литературой, — писал он позже об этом периоде своей жизни, — становились чем-то вроде второй профессии… потребность писать забирала все большую власть».

     Разочаровавшись в профессии, в конце 1960-х Куваев ушёл из геофизики и геологии и стал профессиональным писателем. В автобиографии 1968 года об этом он написал так: «…весь мой жизненный опыт пока связан с геологией. Геология ныне — наука и производство, она все более становится четким промышленным комплексом и дальше будет развиваться именно по этому пути. Надуманные истории про… „ахи“ над месторождением… звучат чаще всего оскорбительно для геологии.

     Все случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить». Куваев уезжает с Севера, поселяется в Подмосковье. В своих произведениях он пытается правдиво передать дух и образ жизни людей Севера конца 1940-х — начала 1960-х годов. Этот этап жизни писателя нашёл отражение в неоконченном романе «Правила бегства» (опубликован посмертно в 1980 году с некоторыми сокращениями, полностью — в 1988 году).

       Публикация первых его произведений в начале 1960-х годов совпала по времени с возрастанием интереса советской молодёжи к туризму, к романтике дальних путешествий. Геологическая экзотика куваевских текстов также привлекла внимание кинематографистов. На киностудии «Беларусьфильм» было экранизировано первое из его произведений — рассказ «Берег принцессы Люськи» (1969). По собственным словам Куваева, фильм принёс ему всесоюзную известность, хотя сам автор рассказа считал экранизацию откровенно слабой…

      После ухода из геологии и отъезда с Северо-Востока Олег Куваев предпринял несколько крайне сложных самостоятельных маршрутов по Чукотке, в том числе в поисках легендарного гигантского бурого медведя кайнын-кхутхо и «горы из самородного серебра» Пилахуэрти-нейка (Серебряная гора) - (оба мифологических объекта присутствуют в преданиях эвенов, чукчей, юкагиров и коряков). Некоторые маршруты, в том числе на Памир, были осуществлены при поддержке журнала Вокруг Света. Этот опыт Куваев описал в своих документально-географических произведениях (см. раздел «Документальная проза»).

                АКСТИСЬ, МАДАМ, НО ВЫ НЕ ПРАВЫ

       Если этот опыт крайне сложных самостоятельных маршрутов по Чукотке и Памиру Олега Куваева Татьяна Тулпарова считает недостаточным для того, чтобы писать о геологии профессионально, не говоря про предыдущую работу начальником партии Чаунского геологического управления в посёлке Певек, на берегу Чаунской губы, а также то, что  Он руководил группой, проводившей геофизические исследования на острове Врангеля, на дрейфующих льдах Чукотского и Восточно-Сибирского морей – то у меня, кроме неприличного анекдота «Мальчик, скажи своей маме, что она зажралась…», - на ум ничего больше не приходит, чтобы аргументированно возразить…
    
       Во-вторых, Таня, у меня брат Володя, имеющий (50 лет трудового геологического стажа), и его жена Валя - 40 лет экспедиций по Сибири, Монголии и прочим дальним местам - они оба ОЧЕНЬ ВЫСОКОГО МНЕНИЯ, КАК И Я, об этой книге!!! Фильм, (второй), поставленный по роману "Территория" - супер!!! И точно также считают десятки геологов, которых я знаю лично. Так что у тебя всего лишь ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ, которое ты пытаешься выдавать за АБСОЛЮТ. Я уважаю твой опыт таёжника, он очень огромен, но даже он не может охватывать всех "нюансов" профессии геолога, как твой сын не может знать всех деталей профессии УНИВЕРСАЛЬНОГО ЛЁТЧИКА, летавшего, как я, параллельно, и на сверхзвуковых самолётах и корабельных вертолётах...

       Тот же первый фильм "Экипаж" - с технической точки зрения там показана "туфта" - ремонтировать двигатель, находясь в потоке 400 км/час, но с философской точки зрения - это настоящее кино, показывающее суть работы пилотов и человеческих отношений при этом!!! Так и ты, упёрлась в "технические" детали работы геолога, а глубина её описания, как её понимает Куваев, для тебя осталась "за кадром"...

      Кстати, насчёт "мизерности" личного опыта, какой бы он большой не был - приведу лишь два примера: 1)-ый - я офанарел, когда на парашютных прыжках, прямо В ПОЛЕ, при ветре 24 - 25 м/сек, мы, отбили прыжки и решили покушать, Володя Минеев за 10 минут развёл мощный костёр, без всяких дров, только за счёт сухой травы, сварил макароны по-флотски, с тушёнкой... - я не верил своим глазам, что такое возможно!!! Вот что значит БОЕВОЙ ОПЫТ в горах Афгана и Африки!!!!

             http://proza.ru/2015/07/28/22

      Пример второй - Группа геологов работала в Монголии. Валя, жена брата Володи, исполняла должность зам. нач. партии. Осенью, когда полевой сезон подходил к концу, одна из трёх машин-полуторок сломалась. Встал вопрос, Чё Де? Или бросить камни и образцы породы, которые набрали для отчёта, или бросить экспедиционный скарб: палатки, примус, личные вещи и прочее. Нашли Соломоново решение - пятеро, по два шофёра в кабине, один с карабином в кузове - охрана - поехали двух машинах в Иркутск, с образцами породы и частичным снаряжением для жизни, а 4 мужика и Валя решили сплавляться на плоту по реке "Кызыл-Хем". Хотя до этого никогда не мастерили плот, и уж тем более, ни разу на нём не сплавлялись...

      Короче, они проплыли 490 км по реке, где было достаточно много порогов. В двух местах было настолько непредсказуемо и опасно, что мужики высаживали Валю с плота, и она с пистолетом в руке, лезла по скалам... Я уже не помню всех деталей их сплава, но потом оказалось, что им можно присваивать звание КМС по водному туризму... А представь, Таня, какой опыт сплава на плоту они получили!!!

    В общем, я бы, возможно, с большим доверием отнёсся к твоей критике Куваева, где бы ты дословно привела отрывки из романа «Территория», в котором он, якобы, пишет с «чужих» слов. Но этого нет, и так, как споришь ты – это слова «спорщика – дилетанта», которому какие-то личные переживания мешают правильно оценить творчество другого писателя, пишущего о том же, что и ты, но лучше!!! И не случайно его именем названы горы, улица, на доме висит мемориальная доска и т.д.

     Прозу Олега Куваева отличает редкая искренность повествования, гармоничность, тонкая наблюдательность и точность в описании человеческих характеров, законченность образов, вера в человека. Характерной особенностью его творчества также можно назвать глубокое уважение к коренным жителям Севера, их опыту выживания и адаптации к природным условиям Заполярья. Олег Куваев как сценарист и консультант участвовал в создании ряда документальных фильмов, посвящённых жизни коренных народов Севера[8].

    Куваев много работал над собственным стилем — это заметно, если сравнить ранние работы и более поздние. Возвращался к тому, что не давалось. При этом, изначально у него был талант редкий и сильный, развитию которого способствовало обилие материала и желание донести этот материал до других. При этом у него был редкий дар — описывая реальные события не скатиться в бытописательство, а создать историю, творчески переосмыслить реальность, возродить её в пространстве художественного текста так, чтобы она вместилась туда максимально полно и достоверно. Для этого нужно тонкое авторское чутье — и блестящее владение языком. [источник не указан 1125 дней]

       Наивысшим успехом творчества Олега Куваева принято считать его роман «Территория», повествующий об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Начиная с 1975 года роман выдержал более 30 изданий, в том числе в «Роман-газете» трёхмиллионным (два раза по 1,5 миллиона) тиражом. Издавался он и за рубежом: на французском, немецком, испанском, арабском, английском, вьетнамском и польском языках. Книгу переводили в республиках СССР, а в Европе роман вышел в 17 издательствах. Был экранизирован режиссёром Александром Суриным в 1978 на студии Мосфильм (в прокате с 1979), фильм был закуплен Союзфильмэкспортом для показа в социалистических странах.

      Успех фильма в ГДР во многом обусловлен популярностью немецкого перевода романа, издававшегося едва ли не 10 раз в Германии под названием «Золотоискатели» («Золотоискатели в Арктике», «Золотоискатели в Сибири»).
Киноплакат (афиша) ГДР, 1980, для фильма Территория по одноимённому роману Олега Куваева (1974).

      Наиболее сложным считается последний, неоконченный роман Олега Куваева, названный при посмертной публикации «Правила бегства». Рассматривая сложные проблемы изменения внутренней самоидентификации, этические вопросы, возникающие при бегстве человека, что применимо к широкому кругу ситуаций — от бегства из профессии или социума до вынужденной или добровольной эмиграции, — из той среды, где он больше не может оставаться, автор во многом использует свой личный опыт ухода из геологии и с Севера в 1965—1966 гг («Убегая — ты предаёшь»). Подобной проблематике посвящены также рассказ «Кто-то должен курлыкать» и повесть «К вам и сразу обратно».

      Широкую известность получила также повесть «Птица капитана Росса» (1968), глубоко переработанная в 1971—1973 гг. одновременно с созданием сценария для её экранизации (двухсерийный телевизионный фильм «Идущие за горизонт», режиссёр Николай Калинин, 1972). Переработанный вариант получил название «Тройной полярный сюжет» и представляет собой, по сути, развёрнутый литературный сценарий фильма.

       Повесть посвящена проблемам поиска человеком своего предназначения в жизни, обретения им умения и воли «жить по мечте». В ней рассказывается история поиска мест обитания легендарной розовой чайки молодым человеком, быстро теряющим зрение в результате горнолыжной травмы, приведшей к полному краху его спортивной карьеры. В тексте повести герой напевает песню Александра Городницкого «Пиратская» (1962). И в других своих произведениях Олег Куваев не раз цитировал хорошо знакомые ему строки Городницкого, много лет проработавшего в геофизических экспедициях в Арктике, поэтому при подготовке трёхтомного собрания сочинений Куваева в издательстве «Художественная литература» в 2005 году издатели очень хотели, чтобы Александр Моисеевич написал предисловие к трёхтомнику, но по ряду причин эта идея не была осуществлена. В общем, Таня,  «хаять» всегда легче, чем говорить добрые слова. Поразмышляй над этим, и прежде чем вылазить на люди с критикой, 10 раз подумай, насколько она уместна!!!

      А сыну передай, сравнивать наш фильм  «Экипаж» с КВС Георгием Жжёновым и АМЕРИКАНСКИЙ фильм «Авиатор» может только человек, не сильно разбирающейся в том, что хотели сказать режиссёры этих  «синемов» , какие идеи они хотели донести до зрителей, в том числе и лётчиков – короче, это дилетанский подход, уводящий от сути этих абсолютно разных фильмов…

     Кстати, нашей подруге Надюхе, именем которой назван один из перевалов Кавказских гор, фильм и книга Куваева "Территория" тоже нравится. Кроме того, Надежда является МС СССР по лыжным гонкам и прототипом Кавказской пленницы - её тоже пытались воровать... А счас она уже третий год на ПМЖ в Шотландии, а до этого ходила лет 20 со мной во все походы, и Ирина много раз убеждалась в её опыте путешественника...

http://proza.ru/2021/07/02/1558

http://proza.ru/2021/08/10/849
                С теплом, ВВЧ

    https://yandex.ru/video/preview/18440190223145763803

https://yandex.ru/video/preview/7052939247520958926
 

      
 

    

            


Рецензии
Затронул, как всегда, интересные моменты! Но всё по порядку. С твочеством Куваева знаком только бегло, а надо бы отнестись к нему серьёзнее. "Территорию" так и не досмотрел до конца. Что-то напрягло в самом начале, показалось рутинно... Не мне судить об авторе (всего не охватишь - жизни мало), достаточно того, что он победил энертность, заставил обратить на себя внимание, стал настоящим мужиком. Скажу честно, всегда преклонялся перед полярниками, геологами, землепроходцами. Честь им и хвала! Федосеева, к примеру, перечитывал десятки раз...
Кажется, Василий, ты упомянул о гигантском медведе? На острове Кадьяк, что рядом с Аляской, вначале прошлого века убили мишку весом 1200 кило. Супер-зверь! А в Анголе в семидесятые застрелили 12-тонного слона. Зачем, понять не могу. Тщеславие, жадность и тупость человеческая...

Выражаю свою благодарность автору-непоседе и большому романтику!
С уважением, А.Г.

Александр Грунский   23.04.2024 07:35     Заявить о нарушении
Саша, сейчас дочитываю книгу Куваева "Территория", спустя 30 с лишним лет, когда прочитал её впервые. Я ахнул и просто ахринел от глубины этого романа. Я честно скажу, что думаю, не боясь показаться самоуверенным снобом или смешным!!! Тот, кто не видит в этом романе ничего особенного, или видит только внешнюю романтику профессии геолога, как я сам 30 лет назад, просто ещё не созрел или не дошёл до звания МУДРОГО АКСАКАЛА, которым по задумке Бога мы все должны стать, но увы, лишь процентов 20-30 достигают этого состояния, (не больше, из тех, кто живёт в России, Белоруссии) и процентов 10 -15 из тех, кто живёт на Западе, Африке, Америке, Австралии, Азии и Украине, в том числе, предавшей своих отцов и предков, победивших фашизм. Исключение составляют лишь жители некоторых областей Тибета, Индии и ещё отдельных нескольких территорий на планете Земля.

Большая часть населения, не беря глубокие мысли в голову, просто хочет вкусно жрать, иметь дом, машину, яхту, высокую заплату, не особо вкалывая на работе ... и т.д. Особенно в этом преуспели при строе, именуемом КАПИТАлизьМ, И вдвойне этому склонны большая часть олигархов всех мастей, (в России меньше, в кап. странах больше), но вся наша меркатильная цивилизация вещизма себя исчерпала. Читая роман Куваева, где на первое место поставлена РАБОТА, это особенно понимаешь - РАДИ ЧЕГО надо трудиться, приносить пользу людям, и не быть сусликом, который всё гребёт только ДО СэБЭ.

Но моё глубокое убеждение, что до философского понимания книги Куваева, во-первых, надо созреть, мозгами и возрастом - видеть главное, что этим романом хотел сказать автор, а не цепляться к "деталям" геологической жизни, как та же Тулпар Немшанова, которая ни книгу, ни фильмы (1978 и 2014 года) не смогла ни дочитать, не досмотреть до конца, и при этом Куваеву умудрится бросить упрёк в недостатке, якобы, походного опыта, чтобы о геологии писать "профессионально", что полностью говорит о дилетантском подходе к этому вопросу. Ты сначала не сочти за труд, открой Википедию, почитай, поговори с людьми, которые его ЛИЧНО ЗНАЛИ, поразмышляй над тем, что пишет,... а уж потом выноси свой "глубокий" вердикт писателю, именем которого названы улица, школа, дом, перевал и т.д.

А во-вторых, эта положенная каждому по годам мудрость - персонально к вам, возможно, не придёт никогда - Бог не дал, или, чтобы её приобрести, трудились мало... Поясню - в 8-ом классе ко мне пришла Первая Любовь в девочку из 7-го класса, Таню Шпакову, а она занималась в музыкальной школе и мечтала стать великой пианисткой - соответственно, я для неё был пацан, как все. И тогда стал читать все книги, которые попадались о композиторах, слушать классическую музыку и, в итоге, стал её понимать!!! Кстати, однажды это спасло мне жизнь -

http://proza.ru/2017/05/13/1632 Т.е. далеко не каждый способен понимать классическую музыку - для этого надо потрудиться, а некоторым хомо сапиенсам это просто не дано от природы. Так и в романе Куваева - главное - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, а не детали геологической жизни, ... До некоторых это доходит сразу, (увы, я не в их числе), до некоторых с возрастом, как ко мне, (после 50 с лишним лет общения и рукодства людьми на разных должностях: ст. лётчик - командир авиационного пола; Инструктор ПДП, (более 800 прыжков с парашютом); Инструктор по горным лыжам, Кио Кушин каратэ, горному и пешеходному туризму; Преподаватель по Выживанию в экстремальных условиях дикой природы и города...

http://proza.ru/2011/06/01/1003 Чтобы такое написать, да ещё в такой удобоваримой форме - надо быть ПРОФЕССИОНАЛОМ. Сей опус смогли дополнить лишь два человека: Голтис сказал, что в нём не хватает ВЕРЫ В БОГА, и один человек, из 150 000 из прочитавших его на тот момент на "авиафоруме", штурман, попросил добавить в него такое понятие, как ЮМОР...

Короче, книгу Олега Куваева "Территория" понять дано далеко не всем: одним - в силу предвзятого мнения, мол, опыт недостаточен; другим - что по возрасту - пока не доросли; а третьим - это просто, пока, НЕ ДАНО Богом в силу ограниченности мышления... Точно также многие в Союзе не понимали творчество Василия Макоровича Шукшина - всё критиковали и называли "деревенским писателем"... Оттого и ушёл на Небеса так рано... Куваев в 41 год, Шукшин - в 45:

Василий Макарович Шукшин (25 июля 1929 года, Сростки, Бийский район, Сибирский край, СССР — 2 октября 1974 года, Клетская, Волгоградская область) — советский кинорежиссёр, киноактёр, сценарист и писатель.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969),…
Читать ещё
Василий Макарович Шукшин (25 июля 1929 года, Сростки, Бийский район, Сибирский край, СССР — 2 октября 1974 года, Клетская, Волгоградская область) — советский кинорежиссёр, киноактёр, сценарист и писатель.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), лауреат Ленинской премии (1976 — посмертно), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967).
Википедия - Родился:
25 июля 1929 года, Сростки, Бийский район, Сибирский край, РСФСР, СССР
Умер:
2 октября 1974 года (45 лет), Россия

Жму кисть, ВВЧ.

http://www.youtube.com/watch?v=JyeNc7BaCSA
Валерий Викторович Пякин. Вопрос-Ответ от 22 апреля 2024 г.

Полковник Чечель   23.04.2024 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.