Этика христианства

Недавно мне довелось общаться с одним мусульманином, который выражал своё недовольство по отношению к тому, что в христианстве не принято ненавидеть врагов, а принято быть добрым к ним. Идеал христианства - доброта, и доброта безраздельная, ко всякому, кто бы он ни был. Согласиться с этим могут далеко не все. К примеру, в главной книге ислама не говорится о том, что надо быть добрым ко врагам. Это говорится только в Новом Завете и Ветхом Завете. При этом современные христиане и иудаисты понимают это прямо, без оговорок, без кавычек.
......   ......
Итак, зачем же надо быть добрым ко врагам? Что касается друзей, родственников, и нейтральных людей - то всякому очевидно, что по отношению к ним надо быть добрым. А вот что касается врагов - тут всё сложнее. Трудно представить, чтобы на войне не было ненависти ко врагам. Врагов приходится убивать, и тут их нельзя не ненавидеть. Любой человек, даже самый праведный христианин, всегда немного разбавлен ненавистью, хотя бы самую малость. Ведь искоренить этот порок в себе до конца невозможно. Я думаю, что даже самые святые люди имели в себе хотя бы 5%-10% ненависти. Ну а мы, люди более низкого уровня, хотя и делаем всё возможное, однако не приближаемся даже к этим святым.
......   .....
Проблема также и в том, что нельзя по своему усмотрению ненавидеть тех людей, которые этого заслуживают, и в то же время быть добрым ко всем остальным. Доброта и ненависть в одном человеке не уживаются. Если человек поощряет себя в ненависти ко врагам, делает её больше, то эта ненависть начинает переходить и на людей, которые этого не заслуживают. Именно поэтому Иисус сказал: любите врагов ваших. Естественно, Он не имел ввиду полный пацифизм, отказ участвовать в войнах, убивать врагов России, защищать слабых и больных. Такого, конечно же, нет. Иисус говорил лишь о том, чтобы не иметь в себе ненависти. Но как, не имея ненависти, убивать врагов? Оказывается, можно. Мы всегда имеем в себе 10%-40% ненависти, и этого вполне достаточно для выполнения военных и других задач. Прилагая все усилия, соблюдая посты, живя молитвой и добродетелью, мы всё равно будем иметь в себе как минимум 10% ненависти. Иисус, таким образом, вовсе не говорил, что мы, отрекшись от ненависти, должны стать добрыми на все 100%. Это просто невозможно. Но те, кто понимает слова Христа извращённо, видит всё именно так: надо притвориться добреньким и не противиться злу. В то же время мы знаем, что Иисус призывал отдавать жизнь за своих друзей, а римским воинам - продолжать управлять империей. Никакого пацифизма в словах Христа нет! Таким образом, я совершенно отвергаю нападки тех, кто считает христианство беззубым и бесполезным. Убивать врагов надо, но без ненависти и без пыток. Обращаться с пленными тоже надо достойно. Пленный уже беззащитен, давить на него - не благородно и не праведно. В общем, я думаю, я ответил на вопрос, как нужно относиться ко врагам. Если у кого есть возражения - прошу к диалогу.

......

22.04.24


Рецензии