О лётчиках. Апрель 21-го

Вчера хороший был день.

Солнышко выглянуло и десятая годовщина свёкра, приснопамятного Николая.

Когда я разводилась с первым мужем, моим родителям не до переживаний по этому поводу было, погиб мой младший брат, Серёжа.

Мама только сказала: - Не знаешь, что такое без бацьки расти, - у них у обоих не вернулись отцы с войны, у отца тоже.

Развод разводом, а с внучкой какие разводы, оба деда и бабушки в ней души не чаяли, долго одна на всех была, это уж потом отдельные появились внуки, когда у мужа и у меня в новых браках родились дети.

Так что по старой памяти вместе с внучкой и я у бывших уже свёкра и свекрови не раз гостила в Воронцовке, воронежской деревне. На пенсии они совсем туда перебрались, прожили больше 10 лет, а потом умер свёкор, 70 ещё не было.

Бывший лётчик, в деревне он был как рыба в воде, сам деревенский и моему отцу земляк, тоже черниговский, только на севере раньше нас очутился и там и женился на коми девушке.

Помимо того, что земляк отцу, ещё и лётчик, как мой брат. Помню, как в августе 91- го, эвакуировали нас наши лётчики из Воронцовки. Ситуация непонятная, лето, билетов нет, благо хоть ньюфаундленда нашего, Лору, на попутном лесовозе вывезла я в Сыктывкар, вернулась в Воронцовку - и туда за нами прилетел свёкор, договорился, что на грузовой Ан26 нас посадят, по дороге я в нём чуть не оглохла, но приземлились - Серёжа сразу заскочил внутрь, с поля, и вынес нас наружу, благо, безпрепятственно в форме пропустили его.

Последний раз свёкра на свадьбе дочери я видела, жаль, не дождался он правнуков. А до этого на Серёжиной годовщине.

Сейчас рядом лежат, он и брат. Утром в храм не пошла, дома Псалтирь читала, а днём поехала за водой на Днепр.

Вода ещё прибыла, три старых тополя у самой кромки стоят. Их больше было, но часть спилили, хоть бы эти не тронули.

Прибежал Пират за угощением, проводил нас с Тишкой до тётушки, там в саду я нарвала смородинных листочков. Пахнут! И на вкус как ягоды, я и сырыми их пожевала, и в чае заварила.

А закончился день фотографиями внучки. Давно ли сама такой была! Есть у меня похожие фотки, только чёрно-белые и с братиком, а не с чужим мальчиком.

Когда-то давно,  30 лет назад, именно в Воронцовке я впервые читала Псалтирь по покойнику, умерла старушка-соседка, а у меня была с собой Псалтирь, братик подарил. Оставила дочку на деда, как раз прилетел ненадолго, так-то мы там одни жили, и сидела в чистой хатке одна у гроба, читала. Старушка девицей была, близкой родни не было, никто рядом с гробом не сидел, только я и покойница.

Вспомнила вчера то состояние полёта, которое тогда было. Завтра последний день, в Великий пост до Лазаревой субботы читаю в группе Псалтирь, много лет уже. Жаль, что сейчас нет такой профессии, читать Псалтирь по покойным, я бы пошла.

Петь из-за астмы не могу, а на это хватило бы лёгких и сил, с покойными легче, чем с живыми.

Царствие Небесное рабам Божиим Николаю и Сергию, хорошие они были  лётчики и люди, а что рано улетели - так в канун Лазаревой субботы, общее воскресение предварившей, не время об этом жалеть.


Рецензии