Истории из приюта. Балерина

Я всегда   страшно  боялась  сумасшедших  и  по сей день боюсь.  Честно, не понимаю  почему  в разных  религиях  или  культах безумие  приравнивалось  к святости?  На мой, сугубо  личный  взгляд,   безумие  - это  проклятье.  Это ад  на Земле.  Что- то похожее  на мрачный, подземный лабиринт, где  души  несчастных  ещё  при жизни  несут  наказание,  блуждая  во мраке,  где  за каждым  поворотом  могут  поджидать  чудовища.  Иначе  почему  лица  сумасшедших  часто  искажены  страхом,  злобой,  ненавистью?  Многие   очень
агрессивны. Не потому ли, что  вынуждены  обороняться  от демонов?  Или  может потому что одержимы  ими?  Некоторые  бедолаги  на краткий  миг   вырываются  на свет, к родным  к друзьям, но вскоре  когтистые  лапы хватают их и тянут  назад  в подземное  царство  страха  и печали.
Вот так  я представляю  себе безумие  и потому   ужасно  не хотела идти работать  в дом престарелых,  пусть  он трижды  элитный.  Ведь там немало  стариков  с  явными  признаками   деменции. Они подозрительны, раздражительны,  неряшливы. Я не брезгливый  человек, хотя, порой  приходится  не просто  менять  памперс  или  мыть  какую-то  старушку,  а убирать за ней полностью  комнату,  когда  в припадке  безумия   отходы  жизнедеятельности   размазывались   по стенам, дверям  или  мебели. 
К сожалению,  выбор у меня был невелик.  Я переехала  с детьми  из Казахстана  по программе  переселения  в   конце 90- х. Прибыла  в Германию по приглашению от родственников  со статусом Sp;tsussidler, в переводе- "Поздние переселенцы" , в том возрасте, когда  переучиваться  было уже поздновато. Пособие  к этому времени  значительно  урезали.  Хорошо, хоть язык  неплохо  знала. Родители  не забывали  немецкий  и меня  научили. Но вот  моё  юридическое  образование  в Германии  никому  не было нужно. Законы  другие и знания  должны  быть другие.   В приюте  хорошо  платили,  очень  хорошо , и я пошла туда работать.  Сначала  было   нелегко  морально.  Как я сказала выше,  приют  у нас элитный. Здесь  доживают  свой век артисты, политики,  послы,  высшие военные  чины.  У некоторых  светлый  разум  сохраняется  до конца,  другие  блуждают  во мраке,  а в короткие  минуты  просветления  плачут  и просят  прощения  за своё  безумие. И я  плачу  вместе с ними. Жалость  сжимает  грудь. Я знаю,  что так нельзя,  что  я  могу  просто  выгореть, но что  с этим  поделаешь? Я давно  дослужилась  до старшей сестры,  а вот  спокойно  переносить  чужую  боль не научилась.
И не только  не прошёл страх перед  безумием, но и подтвердились  мои  догадки.  Однажды  я увидела  как  оно приобретает  очертания, услышала какие звуки  издаёт  это чудовище  и теперь  мне до конца жизни  не забыть.

В одних   апартаментах  проживала  бывшая  балерина.  Её имя было Элизабет,  но все  звали  старуху  фрау Лиззи. 
Было ей, наверно, около ста лет.  Бедная  женщина  совсем  высохла,  превратившись  в живую  мумию. И она  была  практически  безумна.  Нет, агрессии,  слава Богу,  не наблюдалось, скорее  печаль  и страх  терзали  её.  Она  часто  плакала, разговаривая  сама  с собой.  А  странности  выражались  в другом - фрау Лиззи почти всё  время  танцевала.  Это было  жуткое  и жалкое зрелище.  Как  жестока  старость! Когда-то  Элизабет блистала  на сцене, поклонники заваливали  её  цветами  и подарками. Я видела  альбом  с фотографиями. Элизабет была настоящей  красавицей,  белокурой,  изящной, прекрасной  девушкой. 
А сейчас передо мной  в чёрном трико стоял скелет,   обтянутый  желтой  кожей с проваленным  ртом, острым носом и почти  лысой  головой.
Старуха  пыталась  выделывать  какие-то  пируэты,  воображала,  что на ногах  у неё  пуанты, вставала на цыпочки  возле  балетного станка,  который   был  по её  требованию  установлен  возле большого зеркала.  А однажды  содрала с окна  занавеску,  оторвала кусок  и обмотала  вокруг  тощих  бёдер,  наверно  пыталась  соорудить балетную  пачку.  И  ещё  на вопрос  о возрасте, фрау Лиззи  всегда  говорила, что ей пять лет.  Позже я узнала  почему  именно  это число  врезалось  ей  в память.
Светлых  часов на её  долю  выпадало  немного.  Обычно  в такие  дни  фрау Лиззи  перечитывала  письма, рассматривала  фотографии,   в хорошую  погоду гуляла  и любовалась  цветами на клумбах,  рассказывая  мне в сотый раз  о многочисленных  букетах  роз, которые  ей  преподносили   после  очередного  спектакля. 
Вспоминала  о своих  ролях. Она  была примой,  звездой  и потому  получала  самые  главные  роли: Жизель,  Одетта,  Кармен, Эсмеральда  и другие.  Фрау Лиззи  могла  часами  говорить  о прошлом,  им только  она и жила  и в светлые  дни  и  в тёмные.
И вот, казалось  бы,  эту  милую   старушку,  бывшую  балерину  я  боялась  больше  всех   больных   стариков, хотя  она даже  голос  никогда  не повышала,   не бросалась  ни на кого, не пыталась  укусить,   не оскорбляла.   Однако  не всегда  белые  лебеди  бывают  безобидными  красивыми  птицами.

Однажды  ночью во время  дежурства мне  показалось, что фрау Лиззи  зовёт  меня.  Я подошла  к её  дверям, собираясь  открыть,  и вдруг  застыла  на пороге, услыхав голос.  Страшный  голос.   Человек  не мог так говорить.   Слов было не  разобрать, однако я  услышала  как плачет  фрау Лиззи, умоляя  кого-то  оставить  её  в покое, уйти.
Я решительно  распахнула  дверь. Бывшая  балерина  стояла  возле  зеркала.  Я бросила  взгляд  на её отражение  и оцепенела  от ужаса:  на одну  секунду  я увидела  в зеркале  не  тощую,  жалкую  старуху,  а   жуткое  существо  с горящими красными глазами  и оскаленной  пастью. 
Я зажмурилась  и вскрикнула, а когда  открыла глаза  - видение  пропало.  В комнате были  только  я и фрау  Лиззи.

- Ты  видела его!  -  старуха  не спрашивала,   а констатировала  факт.
- Кого?  - прошептала  я  и тут же пожалела, что спросила.  Я поняла,  что  не хочу  услышать ответ, но было поздно.
- Нора!  Скажи  правду.   Ты видела?  -   старуха  вдруг  произнесла  это по - русски и я  удивилась. 
- Как?  Вы...  вы знаете ..
- Как же  не знать? - пожала  плечами  балерина. - Ведь  я родилась  в Российской  Империи,  в Санкт-Петербурге. Ндааа.... Почти век  прошёл  с тех пор. 
Фрау Лиззи  устало  опустилась  в кресло  и поманила  меня  рукой:
- Иди сюда, Нора. Присядь  - ка рядом.
Мне нужно  поговорить с тобой.
Меньше  всего  мне хотелось  находиться  здесь  после увиденного,  но старуха  настаивала:
-  Не бойся, девочка.  Он  ушёл на время и  сегодня  больше  не вернётся. 
- Кто? - всё  - таки  я решилась  задать  этот вопрос.
- Демон, - ответила  фрау Лиззи. 
- Демон,  которого  я своими  руками  вытащила из ада, и который  много  лет  терзает  мою душу  и не отпустит меня  теперь  до самой смерти.  Прости, что  заставляю  тебя  выслушивать   тяжёлые  воспоминания  старой женщины,  но  мне  больше  некому  открыть  душу.
- Может быть  пригласить  священника? - предложила  я.
- Ни к чему, - отмахнулась  фрау Лиззи.
- Во - первых  я - атеистка,  во - вторых  в наше время   настоящий  священнослужитель  - это большая  редкость.  Удели  мне всего полчаса,  о большем  не прошу.  Боюсь, что  подруга  Деменция  в скором времени  поселится  у меня  навсегда  и другой возможности  для исповеди  не представится.  Какое  красивое  название  ДЕМЕНЦИЯ!   Больше подходит  юной девушке, чем  двоюродной  сестре  Смерти.  Ты согласна?
Я молча кивнула, усаживаясь  в кресло  напротив.
Старая  балерина  скрестила  ноги  и завела рассказ.

- Я обожала  танцевать   с  раннего детства. Кружиться  возле  зеркала, подмигивая  и строя  рожицы  своему  отражению.  Слушая  великую  музыку,  я радовалась, сердце  замирало  в груди,  а душа  стремилась  высоко  в небо, точно  птица.   Хотелось  расправить  крылья  и взлететь.
Когда мне исполнилось  5 лет, я получила  подарок от родителей   -  музыкальную  шкатулку  с балериной. Знаешь,  за долгую  жизнь я  чего  только  не принимала  в дар, помимо  цветов: духи,  драгоценности,  меха.  Но эта  шкатулка  была  самым  дорогим  подарком,  и  повсюду,  где бы я ни была,  брала  её  с собой.  До сих  пор  она  стоит  на туалетном  столике  в спальне.  Ты  видела  её  не раз.  Не правда  ли  чудесная  вещица?
Не дожидаясь  моего ответа,  фрау Лиззи  продолжила:
- Эта  куколка - балерина  была  такая  изящная,  такая  грациозная.  Я  поворачивала ключик  и любовалась   танцовщицей,  которая  кружилась  под незатейливую  музыку, подняв  ножку  высоко  вверх.
А однажды  мама  взяла меня  с собой  в  Мариинский театр.  Давали  " Щелкунчика ". Я была  совершенно  очарована  божественной  музыкой, но ещё  больше   балериной, исполнявшей  роль  Мари.  Я любила  эту сказку,  а теперь  увидела  её  по - новому.  От  волнения  даже  слезы  выступили  на глазах.
- С тех пор я "заболела " балетом.  Мне хотелось  стать  такой  же  воздушной, грациозной   танцовщицей, и  несмотря на юный  возраст,  я добилась  своего. Сломила   упорное  сопротивление  родителей.  Это сейчас   многие мечтают   увидеть  ребёнка  на сцене, а в начале 20  века девушка  из благородной  семьи  не должна  была  даже  думать  о  такой   перспективе.  Мои  родители  были обрусевшие  немцы,  но  дворянского  сословия,  поэтому  поначалу  просто  посмеялись, считая  моё  желание  детской  сумасбродной  фантазией, и , конечно,  отказали  наотрез.    Потом  пытались  увещевать,  просить. Бесполезно.  Я всегда  была  страшно упрямой.  Родителям  ничего не оставалось,  как уступить  мне  и пригласить  на дом  балетмейстера.  Они полагали, что  дочка  со временем  успокоится, "  переболеет ", но  вышло  по - другому.  У меня  неожиданно  открылись  способности.
  - До таланта  далеко,   - говорил   учитель,  - Но если  упорно  трудиться,  то можно достичь  неплохих  результатов. 
И я  трудилась.   Это и вправду  оказался   тяжкий  труд,  но моё упрямство  здесь  сыграло  мне на руку.  К тому же  я получила  одежду,  о которой  мечтала:  белоснежную  балетную пачку.   Родители  оборудовали  в одной из комнат  зеркальный  зал,  где  я  ежедневно занималась,  с удовольствием  глядя  на   своё   многократно  повторяющееся  отражение. 
Это были самые счастливые  годы.
Беда пришла внезапно.  Война!  Отец -боевой  офицер   уехал  на фронт и  пропал  без вести.  Мама  заболела  тифом, ухаживая  в госпитале  за ранеными,   и умерла.  Казалось  бы  - хуже  быть не может, но  всё  только  начиналось.  Революция,  гражданская война.  Старший  брат  примкнул  к Белому  движению, попал  в плен  и был расстрелян. Прежняя  жизнь рухнула  в один  миг.  Все мечты, все планы,  все надежды  испарились,  как  утренний туман.  Если бы  не балет, я  наверно  сошла с ума. Мои занятия  буквально  спасали, переносили  в прошлое,  и я  танцевала, как бы странно  это не выглядело. 
Из  беды  и нищеты  меня  вытащила   тётушка,  родная  сестра матери. Я бежала  к ней  в Париж и начала  жизнь заново.
Тетя  Амалия   приняла  меня очень  тепло, так как   всегда    любила.  И   теперь всячески   старалась  помочь  материально и морально.  А самое  главное  -  тётушка   дала  мне возможность   продолжать  занятия балетом   и  не  препятствовала  моему   желанию  поступить в театр. Словом,  моя жизнь  потихонечку  начала  налаживаться, раны  затягивались, прошлое, конечно  не забылось, я тосковала  по родным, но  боль  немного  притупилась.
  Но тут   меня  настигло  другое  несчастье  - большая  жаба, которая  зовётся  Завистью,  уселась  прямо на сердце.

Примой  нашего театра  была  Софи  Руже. Очень  красивая  девушка  и  необыкновенно  талантливая. Бог  наградил  её  всеми  достоинствами,  плюс  лёгким  и добрым нравом.
За ней  ходили  толпы  поклонников, её обожали, осыпали цветами,  дарили  дорогие  подарки,   делали комплименты. А я  изображала   пятого лебедя  в десятом  ряду.  Проще говоря  -  была  в кордебалете. 
И  вот  этой Софи  я   начала  завидовать лютой завистью.  Тётя  заметила, что  со мной  происходит  что-то  нехорошее,  но я  свою  тайну  никому  не открывала. Стыдно  было  признаться.  Однако  в  голове  поселилась навязчивая  мысль -  как  бы  отодвинуть  Софи  в  сторону  и занять  её  место.
В начале  20 века  в моде  были  спиритические  сеансы.  Наверно  в смутные  времена  всегда  так бывает-    Дьявол  не дремлет,  караулит  буквально  за углом и  сразу  бежит на зов.   
Мои  приятельницы  тоже поддались  этому  увлечению и частенько  вызывали  разных духов: Наполеона  или  Калиостро  или других  знаменитых покойников.  А я решила  самостоятельно  вызвать духа, который  исполняет  желания.  Было очень  страшно,  но как говорится  "охота  пуще неволи".  Всё  приготовила,  зажгла  свечи   и ровно  в полночь  приступила  к  осуществлению  задуманного плана.
Сначала  ничего  не произошло  и  я разочарованно  вздохнула: 
- Ну что ж,  попытаю  счастья  в другой  раз, - как вдруг  пламя   затрепетало,  хотя  окна  были закрыты и никакой сквозняк  не ощущался.  А потом  чей- то низкий,  утробный  голос,  непохожий  на человеческий,  спросил:
- Ты вызвала меня?  Чего хочешь?
Я так испугалась,  что чуть  не грохнулась  в обморок. Ведь  на  прежних сеансах  такого  не было. Духи  общались   с нами при помощи  таблички,  составляя  из букв  слова, а  сегодня  со мной  впервые заговорило  потустороннее  существо.  Огромным  усилием воли  я взяла  себя в руки.  Как говорится " заварила  кашу - теперь  расхлебывай ".  Стараясь,  чтобы  голос  не сильно дрожал,   я сказала:
- Я хочу, чтобы ты  мне помог. Желаю  быть  примой  в театре, звездой, вместо  Софи.  Получать   главные роли, иметь  славу  и богатство. 
-  Хорошо -  ответил  дух, - Я тебе помогу.  Но что  ты  дашь  мне взамен?
Вот об этом  я не подумала,  как и о том,  каким  образом  он  осуществит  моё  желание?  Куда  денется  Софи?  Я  не хотела её  смерти. Ну пусть  бы ушла  из театра,  уехала  куда- нибудь, просто  исчезла. 
- Существо  словно прочитало мои мысли , хотя  почему " словно"?  Оно действительно  читало  в моей  душе,  как в раскрытой  книге.
- Об  этом   не беспокойся. Софи  с твоей  дороги  уйдёт,  а ты получишь то, чего так жаждешь.  Но я хочу кое - что взамен...
- Чего же? - со страхом  спросила я, подумав, что скорее всего он мою  душу заберёт.  Я уже поняла  КТО   явился  на мой  призыв.
- О, не волнуйся ,  -  вкрадчивым  голосом   произнес  демон,  - Я хочу  от тебя  малюсенькую  услугу. Через  несколько  десятков  лет я стану  твоим  компаньоном.  Буду навещать   тебя, беседовать, составлю  тебе компанию  за ужином   или на прогулке.  Если  ты согласна,  просто скажи  " да".
Я облегчённо  вздохнула.    - Действительно,  ничего страшного.  Да   и кто  задумывается  о будущей  старости  в 18 лет?!  Поэтому  я  легкомысленно  согласилась  на это предложение ,  демон  тут же пообещал  всё  устроить  и исчез, а я, радуясь,  что благополучно  завершила  трудное дело,  легла спать.

Всё, обещанное  демоном,   начало  сбываться  через месяц.
Софи стала  полнеть, очень  быстро  набирая  вес.  Бедная  девушка  не понимала  что с ней происходит. Балерина  должна  быть хрупким,  легким,  воздушным  созданием,  иначе -  прощай,  сцена.  Все поражались внезапным   переменам и очень  жалели Софи. Её  в труппе любили. Софи  всегда  держала  себя  в   жёстких  рамках, не позволяя  лишнего кусочка  проглотить ,  не нарушала  диету  и  теперь,  но почему-то  вес шёл  вверх  так быстро , словно она   поглощала  пирожные  и шоколад  килограммами.  Видимо  произошёл  гормональный  сбой  в организме  и погубил  карьеру  балерины. 
Через два месяца  прекрасная Софи  так  ужасно изменилась, что  директор   театра  вынужден  был  уволить девушку, несмотря  на  симпатию  и сочувствие к ней. Сильно  располневшая, подурневшая,  как - то сразу  поблекшая  Софи, испытала всю горечь  рухнувших  надежд.  Поклонники  тут же отвернулись  от  погасшей  звезды,   другой  профессии  у неё  не было, работу  найти  очень  тяжело,  так как  хлынувшие  во Францию  эмигранты  из России,  заняли места продавщиц, официанток,  гувернанток  и  т д.  А  накоплений  у Софи  было немного. Когда  она распродала  последние  драгоценности,  остался  только  один выход  - бордель.  Бедная  девушка   оттягивала  этот момент  сколько могла,  но всё  равно  пришлось  сдаться.  Она  проработала  недолго, подхватила  дурную  болезнь  и, совершенно  отчаявшись,  вскрыла  себе вены.

А у меня наоборот  - дела стремительно  пошли  в гору.  В балете  я достигла  значительных  успехов, заняв  место Софи. Взошла  моя  звезда.   Моё  имя  было на афишах,   меня  осыпали  цветами ,  мне восторженно  рукоплескали,   мои  гонорары  постоянно увеличивались.  Наконец  я получила  желаемые  деньги, драгоценности. Но главное   - известность.  Меня  заваливали  разными заманчивыми  предложениями, я сама  выбирала  роли,  газеты  наперебой   выпускали  хвалебные  статьи.
Накануне войны  я уехала  на гастроли  в Америку  и осталась  там   на долгие  годы.  Там я встретила  своего первого мужа.  Он был известным  дирижером. Мы полюбили  друг друга  и были  счастливы  целых десять лет!
Когда  муж  умер, мои  дела  немного  пошатнулись.  В  пятьдесят лет  уже  не так просто  блистать  на сцене,  как  в юности.   Хорошо,  что во Франции  были друзья  и нашли  мне  работу  педагога. Теперь  я  готовила  будущих звёзд. Юные  балерины  заменили мне  детей ,  которых  я  так и не родила.  Во Франции  я вышла  замуж  во второй раз за немецкого журналиста  и в конце - концов  переехала  на историческую  родину  в очаровательный   Хайдельберг, где  и доживала  последние  годы, пока не пришлось  перебираться  в приют.
Через год  после смерти второго  мужа,  демон  впервые   показался мне.   Пришлось  выполнять  данное ему  обещание.   С тех пор  он   часто  навещает  меня,  терзая  жуткими  историями  о  убийцах,  самоубийцах,  о  жестоких  тиранах,   палачах  и маньяках.  Рассказывая  во всех подробностях  о  кровавых  преступлениях,  он изводит  меня.  Эти  страшные подробности заставляют  меня  каждый раз содрогаться  от ужаса  или  плакать  от жалости к жертвам.  Нервы  уже не выдерживают,   я слабею  с каждым днем , теряя сон  и аппетит. Про гибель  Софи  я узнала  именно  от него   и прорыдала всю ночь, обвиняя себя  в её  несчастьях.  И до  сих пор  чувствую  страшную  вину.
Я мечтаю  о смерти, но боюсь, что и в могиле  он  не отстанет  от меня.  Даже  танцы  больше  не помогают  забыться. Такова  цена  за жадность , глупость и зависть,  за  чудовищную  ошибку,  которую  я совершила  в юности.

Я смотрела  на старую  балерину  потрясенная,  взволнованная  услышанным.  Неужели  это правда? Не  сумасшедшие  фантазии? Не больное  воображение? Но приходилось  признать  -  я сама  видела   чудовище, слышала его  мерзкий  голос.
С тех пор  я стала  избегать  фрау Лиззи,  опасаясь,  что тварь  из Преисподней  может  почуять  меня  и каким-то  образом  перейти  ко мне после  смерти  прежней  хозяйки.   Конечно,  стыдно  так  поступать,  но страх был сильнее.
К тому же это было совсем несложно.  После нашей ночной беседы  фрау Лиззи слегла,  никого не узнавала, бормотала  непонятные  слова,  практически  перестала есть. В общем, прогноз  был  неутешительный.  Но однажды  мне всё- таки  пришлось  зайти  в её  спальню.  Сиделка  сказала,  что фрау Лиззи  очнулась  и зовёт  меня.
Превозмогая  страх,  я подошла  к кровати, на которой  лежала  старая  балерина,  измученная  болезнью и  демоном.
Я тихонечко  окликнула  её  и старуха  открыла глаза.  Она  меня  узнала, протянула  руку и неожиданно  схватила   за запястье.  Я не ожидала  такой силы  в немощном,  жалком  теле.
- Нора,  -  произнесла  она  с мольбой в голосе, -  Не бросай меня!  Пойдем  со мной!  Мне очень страшно!  Помоги!  Отгони  его!  Не дай ему  забрать  меня!
Я не знала  что ответить,  пыталась  высвободить  руку, но старуха  крепко  сжала  её, прося  прогнать   мучителя,  не  дать   утащить  её  во мрак.
И  вдруг  голос   фрау Лиззи изменился.  Рот был открыт,  бледные  губы  шевелились, но звук шёл  не из горла,  а будто  из живота. Это был  ЕГО  голос.  Тот, что я слышала  тогда ночью.
- Нора, -  жуткий , замогильный   голос  произнёс  моё  имя. - Не вздумай  помешать  мне!  Берегись!
Я закричала, выдернула  руку  и бросилась  прочь  из комнаты.  Зашла  в туалет  и  долго умывалась холодной  водой ,  пытаясь  прийти  в себя.  Боже!  Как же это страшно! Бедная  женщина   много  лет была  связана  крепкой  цепью  с чудовищем, столько  вытерпела,  раскаялась!  Неужели  не будет ей прощения?

Фрау Лиззи  умерла  ночью.  Шкатулку    по её  завещанию  положили  к ней  в гроб.  Я, никогда  ранее  не  посещавщая  церковь,   заказала  заупокойную   службу.  Может  быть  этим  я   смогу  помочь  ей   избавиться  от  страшного  попутчика,   вызванного  из Ада  в недобрый  час.

История  балерины  выдумана  автором.  Любые совпадения  случайны.


Рецензии