Часть 1Мой прадед по матери Францис Янкевичус

                Предыдущее: Пролог

 Мой прадед  Франц (Францис) Янкевичус. (около 1842 – 1895 гг)

  Францис (здесь и далее  отсутствие дат,  имён,  отчеств, фамилий  будет означать, что они мною не найдены – Прим. Авт.) родился в семье ЛИТОВСКИХ  разночинцев. Отец его служил учителем, мать была домохозяйкой. Учился Францис в Кретингской местечковой литовской гимназии, по окончании  поступил в  Кёнигсбергский университет (кажется на юриста), но его не закончил,  скорее всего, из-за материальных трудностей, т.к. учёба и проживание за границей стоили очень дорого. Позднее   отправился в Варшаву, входившую тогда в состав России, где поступил и окончил коммерческое училище, там он изучал экономику, право, бухучёт, делопроизводство, финансы и др. дисциплины.

   Место учёбы  выбиралось  ближе к родному дому – литовскому городку Кретинга ( до 1915 года – Кретинген), расположенному  примерно в 15 километрах к юго-востоку от курорта Паланга, и на таком же удалении от города Клайпеда на северо-восток,  и в километрах десяти  от балтийского побережья  в этническом районе Жемайтия.  Ведь  Москва и Петербург, как место учёбы, находились значительно дальше, чем Варшава и тем более Кёнингсберг.

  В возрасте 29 лет Францис вернулся домой после учёбы и стал искать работу. В это время в окрестностях Крятинги барон из местных прибалтийских немцев,      ( фамилия которого мне не известна) искал себе нового управляющего имением.  Увидев диплом коммерческого училища, и то, как Францис разговаривал с ним на немецком (вот в чём проявилась польза от учёбы в Кёнигсберге),  барон пришел в восторг и сразу же взял его на работу с испытательным сроком один год.  Выделил ему квартиру с отдельным входом во флигеле своей усадьбы. Но поставил условие в течение года жениться. Видимо, барон полагал, что женитьба и рождение детей помогут молодому управляющему, с одной стороны остепениться, что необходимо работнику, отвечающему за финансы и документы, а с другой стороны, позволит  на равных общаться с  массой  отцов  больших крестьянских семей, проживающих на его, баронских, землях.
 
       Как  Францис познакомился со своей будущей женой неизвестно, но они полюбили  друг другу, и в 1871 году   обвенчались, а в 1872 году у них родился сын – мой дедушка Иозус Янкявичус, а его мать стала нашей прабабушкой, фотографий которой нет, и имени которой я не знаю. Известно только, что  наша  прабабушка была чистой литовкой, но рано осиротела, и её взяла на воспитание её тётка, сестра её матери. Тётка была женой прибалтийского немца, поэтому наша прабабушка знала в совершенстве и литовский, и немецкий языки  и получила строгое немецкое воспитание, базировавшееся на дисциплине, чистоте и порядке.  Поэтому  прабабушка  бедных батраков-литовцев, ставя им в пример немцев,  называла пренебрежительно «клумпя» (сабо на деревянной подошве, обувка беднейших людей, издававшая при ходьбе по полу и камням специфический стук).

Букулты     Апрель 2024г.

        Продолжение: Мой дед Иозус Янкевичус.


Рецензии