Доклад
К БИОГРАФИИ ЭКОЛОГА КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МИНАКОВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
1. ЗНАКОМСТВО
Как обычно по пятницам во второй половине дня я работала за компьютером в рабочем кабинете с видом на Богоявленский собор и ботанический сад во дворе главного корпуса Казанского университета. В это время в учебной аудитории работала женщина доцент и вела предмет, связанный с экологией. В моё рабочее время я обязана присматривать за аудиторией и за теми людьми, которые в ней находятся. Занятия закончились и преподаватель зашла ко мне в кабинет сообщить об этом. Я поинтересовалась о том, где же располагается её родная кафедра и она назвала мне адрес. Это же наш Институт фундаментальной медицины и биологии?! Почему-то я думала, что она из Института экологии и природопользования, и удивилась. Так Вы с кафедры Ильгизара Ильясовича? Вы не могли бы передать его супруге Кадрие Камиловне мою просьбу - поделиться впечатлениями о профессоре Евгении Леонидовиче Любарском, ведь она одна из его учениц. Ответ был положительным. Мы немного пообщались о чём-то.
Прошла неделя. События повторились. Моя новая знакомая рассказала мне о том, что у неё есть увлечение - выращивать растения из косточек и разных кусочков корневища, которые ей привозят студенты иностранцы со своей родины. Это было так необычно, что у человека в квартире растёт пампасная трава - тростник высотой до потолка и деревца манго, кофе, фейхоа, разные виды пальм... Узнав о таком увлечении, я рассказала моей собеседнице о том, что создала в женской гимназии Казани зимний сад, ухаживаю там за растениями уже 5 лет, наблюдаю за ростом растений, делаю фотографии, потом пишу рассказы про растения, выращенные мной и оформляю книги-альбомы о природе. Я отправила ей ссылку на мои книги и авторскую страницу на "Проза.ру". А она пригласила меня поучаствовать в открытом экологическом детском форуме и прислала мне ссылку. И только тогда я спросила как её зовут? - Минакова Елена. А Отчество? - Анатольевна. Я быстро просмотрела программу форума и узнала, что от меня требуется доклад с презентацией, с помощью которого я смогу рассказать людям о своих новых книгах-альбомах. Я обещала это приготовить. Я зарегистрировалась в качестве участника, хотя сроки для этого уже прошли. Вечером я придумала название доклада и согласовала его с Еленой Анатольевной - "Учёные биологи из Казанского федерального университета - авторы научно-популярных произведений и книг".
Прошла неделя. События повторились. Елена Анатольевна зашла ко мне в кабинет и обратилась ко мне с эпитетом "Великая женщина". Это было неожиданно! Пока Елена Анатольевна занималась своими делами за ноутбуком в смежной с моей комнате, я сказала, что сейчас редактирую научную статью "По страницам истории с ботаниками из Казанского университета". И я также сказала, что великих учёных ботаников, которые или обучались или работали в Казанском университете было так много, что места на стенах не хватит для их портретов. И что, почему-то, ни одного портрета из этой плеяды учёных не имеется на стенах кафедры ботаники и физиологии растений. Почему? Не знаю. А ведь именно здесь в этих стенах, по этим ступеням все они ходили и делали большие важные для сохранения и рационального использования растительных ресурсов и развития общественного сознания дела. Вопиющая несправедливость! Вечером я посмотрела, что это за гимназия, в которой будет проходить форум и как до неё добраться.
Прошла неделя. События повторились. Я зашла в аудиторию полить растения. Елена Анатольевна была очень занята. Я выяснила, что именно она практически единолично отвечает за организацию этого форума и за связь с общественностью. А ведь перечень организаторов с указанием имён и организаций занимал 2 стандартные текстовые страницы, а перечень участников 24 страницы. Форум открывался завтра 20 апреля. И я ей сказала, что оформляю презентацию. Программы форума пока не было и я спросила к какому времени мне прийти?- Доклад примерно в 11 часов. Шикарная гимназия! - Поэтому её и выбрали для мероприятия.
Я ушла с работы около 20:00 моя презентация была шикарная и содержательная. 13 слайдов выразили весь спектр того, о чём я собиралась сообщить за 10 минут преимущественно детской аудитории, ведь участниками форума были преимущественно дети со всех уголков Республики Татарстан, вовлечённые в процесс охраны окружающей среды - экологию.
2. ИДУ НА ФОРУМ
Прошла ночь. Я отправилась на форум. Название остановки, произнесённое автоматом в автобусе не совпало с тем название, которое я нашла на карте города. И я проехала нужную остановку. Мне пришлось вернуться. Пешком было далековато, но подъехал автобус и я им воспользовалась. Я вышла. Только две женщины вышли там же, а вокруг было безлюдно. Я спросила куда мне нужно пойти? От переутомления я потеряла способность ориентироваться по карте. Они отправили меня в обратную сторону, но я ведь именно оттуда вернулась? Тогда я просто спросила где находится улица Юсупова? Идя по этой улице можно было дойти до нужного мне перекрёстка.
Прошло 15 минут. В фойе гимназии мне вручили папку и показали кьюаркод. Я не обратила внимание на этот код. Зря!
Здание гимназии было непростым. Я открыла папку. Там были только изданные рисунки детского конкурса "Национальный проект - экология детский взгляд". Рисунки мне очень понравились! Но, када же мне идти? Только с помощью проигнорированного мной кьюаркода я могла узнать программу и понять куда мне идти? И где же я должна сделать мой доклад?
Я двигалась по коридору и мне на встречу попалась Елена Анатольевна. Я думаю, что она меня не признала. Вы, наверное, на секцию? Идите дальше по коридору.
Я шла по коридору, заглядывая в разные открытые классы. Потом свернула... И мне попались какие-то женщины. Вы преподаватель? - Нет... - Вы с книгами? - Да. И они отвели меня в нужный класс.
В классе сидели только взрослые люди, преимущественно средних лет, и все мне не знакомые. Через пару докладов я подошла к ведущей секции и спросила, есть ли я среди участников секции? - Да. Согласно фамильному списку мой доклад был предпоследним. Увидела мою презентацию на экране, я вышла со своими тремя книгами-альбомами. Я сразу сообщила моим слушателям, что в этих книгах они не смогут найти ни одной фотографии или рисунка, скаченных из интернета и, что всё, включенное в книги авторское. Меня сразу попросили передать книги по рядам для просмотра, но мне книги были нужны для доклада. Что это рассказ о книгах, если эти самые книги не открыть и не прочитать из них тексты?
У меня не было возможности листать слайды презентации самостоятельно, нажимая клавишу мышки в тех местах доклада, где стояли звёздочки. Если бы это было так, тогда бы мне не пришлось отвлекаться на неуместный показ того или иного слайда с просьбой поставить нужный. Мои слайды можно рассматривать в любом порядке, каждый их них самодостаточен, но я всё-таки отвлекалась из-за неожиданной для меня картинки. Мои слушатели внимательно в полной тишине слушали всё, что я им читала с листа только для того, чтобы не затягивать время произнесением лишних слов... После окончания доклада я раздала книги по рядам.
3. ДОКЛАД
"УЧЁНЫЕ БИОЛОГИ ИЗ КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА – АВТОРЫ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И КНИГ"
Оригинальные пути для передачи научного знания в области биологии и экологии растений и животных в социальной системе "Учёный–общество" были открыты мной и освоены. 1. Размещение на Российском литературном портале "Проза.ру" произведений научно-популярного жанра; 2. Оформление книжной серия для просвещения: от учёного к обществу с возможностью формата "Печать на заказ".***
Федорова С. В., Федорова Д. А. Окно в природу: певчие птицы. Москва: "Netprint", 2023. 44 с.
Тандем авторов "учёный биолог и поэт" приоткрывает окно в природу благодаря документальной точности и гармоничному сочетанию текстов, рисунков и фотографий на красочных разворотах книги-альбома. Собранная мной как автором-редактором коллекция фактов, фотодокументов, личных впечатлений и воспоминаний дополняет страницы краеведения Республики Татарстан.***
Федорова С. В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 72 с. Книга-альбом для детей и взрослых любителей природы, комнатного цветоводства и фотографии продолжает книжную серию для просвещения: от учёного к обществу "Окно в природу". Я, учёный биолог в области ботаники и экологии растений из Казанского (Приволжского) федерального университета, как автор передаю своему читателю знание по биологии и экологии растений на примере тех видов, которые сама выращивала, в том числе в рамках проекта "Зимний сад в женской гимназии: 2018-2024". Я также иллюстрирую фотографиями, сделанными мной, разные фазы развития растения так, что на примере одного биологического вида можно увидеть морфологическое разнообразие. Комплекс научной информации об основах жизнедеятельности растений и о потенциальных возможностях их роста подаю своему читателю в формате "беседа", что способствует развитию мышления.***
Федорова С. В., Федорова Д. А. Два года в средней полосе России. Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 38 с.
Книга-альбом для детей и взрослых любителей природы, фотографии, поэзии... Два года описаны последовательно сначала мной в прозаических эссе, потом моей мамой Диной Федоровой – номинантом литературной премии Сергея Есенина "Русь моя-2024". Основа книги – мои авторские фотокартины, а также копии живописных рисунков и флористических картин. Некоторые из них вместе со стихотворным сопровождением были представлены на выставках в городе Казань, проводимых в Музее истории Казанского университета в зале "На антресолях": "Окно в природу" (05.12.2007–16.01.2008), "Вдохновение" (03.04.2013–24.04.2013), а также "Времена года " в 2012 году в Музее естественной истории Татарстана (Музей заповедник "Казанский Кремль")
"Светлана, молодец! Мир поэтический в фотографии редкость. Уместно и стихотворное сопровождение в поэтической форме. Есть единство жанров, что усиливает впечатление. Это было и в акварелях М. Волошина – великого поэта. Там двустишие к акварельным пейзажам. В этом есть продолжение традиций нашего искусства. Успехов Вам в Вашем творчестве! (Слесарский Станислав заслуженный художник России.
Казань, 12.12.2008)" [Книга отзывов].***
Яркая форма представления научного знания (описательная поэзия, эссе, рассказ, очерк, детализированный рисунок, фото) у читателя любого возраста усиливает впечатление, запоминание и дарит эстетическое наслаждение.
Описание нюансов, связанных с моей жизнью и деятельностью не только передают особенности мировосприятия, мировоззрения и философии жизни, но и дополняет страницы истории вуза. Книги рассчитаны для пополнения семейной, школьной библиотеки и библиотеки специализированных колледжей и вузов. Будут полезны в образовательном и воспитательном процессе детей дошкольного и школьного возраста.***
Книги подготовлены на базе Казанского (Приволжского)федерального университета. Все фото, представленные в книгах, из личного архива автора. Каждое из произведений, включённых в книгу, имеет текстовый аналог на моей личной странице автора "Светлана Федорова-Роблес" на Российском литературном портале "Проза.ру", а также авторское свидетельство. Я также являюсь научным редактором, художественным редактором, техническим редактором, корректором, компьютерным дизайнером. Дизайн обложки и общий дизайн-макет книг разработаны на сайте https://www.netprint.ru.***
На Российском литературном портале "Проза.ру" представлена коллекция произведений научно-популярного жанра. В таблицах на экране представлены тематические циклы произведений: "Птицы и люди", "Растения и ландшафты", "Как я работаю". Каждый такой цикл сопровождает список произведений за моим авторством. ***
Почитаем, алоэ, январь, апрель, октябрь, соловей
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЦИКЛ 1. Птицы и люди
I. Певчие птицы: 1. Дубоносы; 2. Пеночка-весничка; 3. Соловей; 4. Птицы запели; 5.Варакушка; 6. Камышовка; 7. Жаворонки; 8. Щеглы; 9. Скворцы; 10. Зяблик; 10. Дрозд; 11. Горихвостка; 12. Крапивники; 13. Синица; 14. Снегирь и чиж; 15.Кормушка; 16. Свиристели; 17. Мини-заповедник среди цивилизации; 18. Зоологический музей!; 19. Гнёзда певчих птиц.
II. Водоплавающие птицы: 1. Водоплавающие птицы из коллекции А. Ф. Котса; 2. В Зоологическом музее. Водоплавающие птицы; 3. В зоологическом музее. Коллекция
яиц; 4. Лебедь-кликун; 5. Гуси, лебеди; 6. Впечатления в Беларуси; 7. Лебедь-шипун – национальное достояние Беларуси; 8. Лебедята; 9. Канадская казарка; 10. Карпиев пруд; 11. Бронзовые гуси; 12. Что за птица этот гусь?; 13. Огарь; 14. Сухонос; 15. Кряквы. В Царицыно; 16. Пеликанообразные; 17. Розовый пеликан; 18. Фламинго; 19. Озёрная чайка; 20. Морской голубок.
III. Городские птицы: 1. Сорока и Бременские музыканты; 2. Белый голубь.
ЦИКЛ 2. Дикорастущие растения, растительность и ландшафты
1. Березняк; 2. Сосна; 3. Эффект дождя; 4. Под радугой-дугой; 5. Ива; 6. Ромашки; 7. В Монголии. 7.1. Водопад Орхон; 7.2. Река Улаан гол; 7.3. Тучки и яки; 7.4. Лебедь-кликун; 8. Парк Зарядье. Флорариум; 9. Сосульки на ёлке; 10. Февраль; 11. Кленовый лист; 12. Быть биологом очень интересно!
ЦИКЛ 3. Растения, выращенные мной
1. Зелёный уголок в женской гимназии; 2. Растения выращенные мной: 2.1. Сенполия; 2.2. Эпифиллюм; 2.3. Кактус эпифит - эпифиллюм; 2.4. Бриофиллюм Дегремона; 2.5. Пеларгония; 2.6. Аспарагус; 2.7. Фикус бенджамина; 2.8. Абутилон; 2.9. Алоэ; 2.10. Декабрист; 2.11. Эухарис; 2.12. Монстера; 2.13. Бриофиллюм трубкоцветный;
2.14. Эпипремнум.
ЦИКЛ 4. Как я работаю
1. Окно в природу. В зимнем саду, женская гимназия; 2. Фотопоэма: "Два года в средней полосе России"; 3. Биология и школа; 4. Фотокнига для просвещения от учёного к обществу; 5. Певчие птицы и люди; 6 История создания книги-альбома о певчих птицах; 7. Портреты; 8. Ёмкая книжка; 9. Книгу как конструктор собираю; 10. Кто я сегодня? 3 марта 2024 год.
4. ПОСЛЕ ЗАСЕДАНИЯ
Заседание секции завершилось. Слушатели столпились около кого-то. Ко мне никто не подходил и не делился впечатлениями. Я вышла в коридор, не понимая куда мне идти или не идти? Прошло немного времени и слушатели из комнаты отправились дружно и меня пригласили с собой. Это была экскурсия по гимназии.
Многопрофильная 189 гимназия "Заман". Там нет программ общеобразовательной школы. Каждый класс специализируется по какой-то специальности: агротехника, экология, робототехника, театр, кино, программирование, инженерия и пр. Цифровые микроскопы с соответствующими ноутбуками помогают детям рассматривать, приготовленные ими микропрепараты на экране монитора. Не то, что у нас в университете дети во время олимпиады по биологии используют микроскоп с улавливающем световые лучи зеркальцем. Световой микроскоп не нужно списывать со счетов. Он прост и удобен в использовании. Считаю, что приёмы его использования необходимо изучать каждому биологу. Всегда пригодиться!
Группа посетила музей. Гимназии только 3 года, но музей образования там интересный - на основе современных технологий, но и документы представлены в витринах, переданные родителями обучающихся.
Экскурсия закончилась. Все отправились в актовый зал на церемонию награждения. Организаторы не поскупились. Каждому из детей и участников вручили памятный диплом, благодарность, пакет... Кому-что. Каждого поимённо вызывали на сцену для вручения. И только тогда я узнала кто-то же были моими слушателями.
Это были сплошь начальники и директора чего-то. Я не стану перечислять чего конкретно. Заметили ли они меня? Покажет время. Но такой тишины при которой они меня слушали мало когда можно услышать. Елена Анатольевна заметила меня в ряду сидящих и спросила, понравилось ли мне мероприятие? - Да! В это время на меня обернулся посмотреть, сидящий впереди уже знакомый мне мой слушатель. Кажется, для него было неожиданным, что она обратилась ко мне персонально.
Вчера я поинтересовалась кто же такая моя коллега Елена Анатольевна Минакова? Депутат Государственного совета Республики Татарстан пятого созыва. Руководитель регионального отделения общероссийской общественной организации "Центр экологической политики и культуры" в Республике Татарстан. Координатор федерального проекта «Чистая страна» партии «Единая Россия» в Республике Татарстан.
P.S.
Елена Анатольевна сказала мне, что мой доклад, мои книги-альбомы о природе, моё направление в деле популяризации научного знания среди населения для идеи общего образования произвели впечатление на моих слушателей и понравились.
Светлана Федорова, Казань, 22 апреля 2024 г.
Свидетельство о публикации №224042200830