Непобедимость зла

О СЕРИАЛЕ «РИПЛИ»  КАК МЕТАФОРЕ НЕПОБЕДИМОСТИ ЗЛА

Сериал «Рипли»  произвел на меня сильное впечатление  прежде всего своей эстетикой. Это  черно-белая лента, в которой черный цвет становится не только доминирующим, но и притягательным. Даже  глаза героя, цвета черной маслины, подсвечены потусторонним призрачным блеском. Эндрю Скотт, актер играющий Тома Рипли, воплощает в себе образ Зла, но Зла особого характера.

Писательница Патриция Хайсмит писала в своих дневниках, что люди, живущие на грани закона, вызывают у неё восхищение. Именно поэтому финал фильма, снятого  Рене Клеманом -  «На ярком солнце», с Аленом Делоном её разочаровал. Она ведь считала, что зло не может быть наказано, ибо  является частью самой жизни. Ну, а найти такого актера, который смог бы идеально воплотить в своем образе такое качество как  зло, не так и просто.

К таким актерам относится Джон Малкович. Хорошо помню его в фильме «Портрет леди», вышедший в 1996 году; именно ему  - как никому другому удаются роли коварных обольстителей. Именно он и сыграл роль Тома Рипли в фильме 2002 года под названием «Игра Рипли». Можно сказать, что талантливый актер сыграл роль не менее талантливого мошенника. Фильм «Игра Рипли» вышел сорок лет спустя после фильма  Рене Клемана «На ярком солнце» и задолго до  последнего сериала с Эндрю Скоттом.

Сериал «Рипли», судя по всему, был задуман таким образом, чтобы как можно более полно  отобразить замысел самой Патриции Хайсмит, умершей в 1995 году, в возрасте 74 лет.  На роль Рипли режиссер Стивенс выбрал Эндрю Скотта. Это  прекрасный театральный актер; многие помнят его необычную игру в спектакле «Ваня»  -  по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня», в котором Эндрю Скотт играет все роли одновременно, при этом  не меняя ни голоса, ни одежды. Сам актер помогал режиссеру в работе над этим спектаклем. По их совместному решению, действие спектакля было перенесено  из сельской России девятнадцатого века в Ирландию двадцатого. 

Совершенно очевидно, что исполнение нескольких ролей одновременно свидетельствует о том, что актер обладает искусством перевоплощения. Ведь не  каждый актер способен на такое. Столь редкое актерское дарование в сочетании с демонической внешностью, как видно, и сыграло роль при выборе актера на главную роль.

Сериал «Рипли» прекрасен в большей степени благодаря операторской работе Роберта Элсвита. Это не просто детективная история в стиле нуар, а очень красивая картина  с кадрами, соперничающими с картинами великих живописцев. Да и сама живопись является одним из персонажей фильма. Более того, тот факт, что фильм черно-белый, позволяет зрителю лучше почувствовать то состояние задумчивости, в котором пребывает герой, обдумывая очередной план злодейства. Это фильм о вечности и красоте Зла. Наблюдая за героем, прогуливающимся под дождем, мы наслаждаемся его мрачным и стройным силуэтом,  отражающимся в витринах и лужах маленьких итальянских городов. Это образ одинокого человека, ведущего постоянный диалог с самим собой.

Однако он  не только бродит по улицам Венеции, Палермо, Неаполя и Рима, но и посещает галереи, где может наслаждаться произведениями искусства. Рипли из сериала Зеллиана - это злодей эстетствующий. Его любимым художником является Караваджо, в частности, картина - Давид с головой Голиафа. Известно, что  Караваджо изобразил на картине самого себя,  как в образе палача, так и  жертвы. В то время как голова Давида похожа на портрет самого Караваджо в молодости, голова Голиафа является его же портретом, но в более преклонном возрасте. Поэтому на картине Давид не выглядит грозным победителем - он изображен в образе задумчивого юноши. Можно сказать, что в этой картине есть некая нить, соединяющая две противоборствующие силы. Хотя Давид и символизирует добродетель, а Голиаф — порок, отсутствие грозного вида самого Давида свидетельствует о том, что он смотрит на свою жертву с состраданием. Помимо этого  художник напоминает историю собственного падения, когда он совершил убийство.

В последней серии мы видим образ самого Караваджо, сидящего за столом в задумчивости; он скрывается от преследования после убийства своего друга. Таким образом,  режиссер проводит параллели между двумя  персонажами. А Том Рипли постоянно ходит в галлерею, чтобы насладиться картинами любимого художника.

Как и картины Караваджо, наполненные светом и тенью, так и персонаж Рипли, находясь  во власти этих стихий, является  метафорой борьбы между тьмой и светом. Именно поэтому, несмотря на все свои преступления, Том Рипли не заканчивает жизнь ни на электрическом стуле, ни  на эшафоте. Он вечен и непобедим, как вечно и непобедимо  само Зло. Да и как можно наказать Зло, когда оно является частью этого  мира.

PS

В то время как  фильм «На ярком солнце» заканчивается тем, что мошенника задерживает полиция, конец сериала показывает Тома Рипли свободным. Получив очередной поддельный британский паспорт на имя Timothy Fanshawe, он готовится к очередному путешествию.
 
©Элеонора Анощенко, 22 апреля 2024 г., Брюссель


Рецензии