Философия рабства наказуема

Философия рабства наказуема.



О;свальд А;рнольд Го;ттфрид Шпе;нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengle; 29 мая 1880 года, Бланкенбург, Германская империя — 8 мая 1936 года)  — немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления, автор книги «Закат Европы».



Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.



Что такое  мировая история?  Это период развития цивилизации? Не только: период развития самое себя цивилизации. Культуры- живые организмы?  Они независимы друг от друга? Не так: все живое находится в постоянной взаимозависимости. Культуры умирают? Нет смерти ничему живому. Культуры повторяются. Все в циклическом развитии и движении.



Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации.   Какое значение философ вкладывал в понятие «фаустовская» культура? Шпенглер признавал историю культуры примером цивилизации?  Верно. Но  история культуры- это история, сотканная из самое себя культур.  Культура- это единство помыслов людей всех народов, независимо от их проживания.



Как понимать этот переход от культуры к цивилизации? Нет никакого перехода: культура и цивилизация сосуществуют одновременно. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).   Культура , умирая, переходит в цивилизацию?  Нет такого в природе.  Как  автор понимал переход от культуры к цивилизации? Культура и цивилизация у него - это одно и то же? Не так: культура и цивилизация- отдельные друг от друга организмы.  Что понимал автор вод выражением «Становящаяся» культура? Нет такого состояния у культуры, есть саморазвитие ее в  самое себя. «Ставшее» цивилизация? Она не может быть такой в принципе, потому что цивилизация- это тоже Я и самое себя цивилизации.



Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»).



Цивилизация есть кризисный исход завершения любой культуры? Не так: нет никакого кризиса и перехода от одного к другому. Как культура мертвеет и  может переходить в фазу цивилизации?  Культура в цивилизацию? Нет такого в природе. Культура- это внутренне Я общества, а цивилизация- стремление быть там, где нужно? Верно. Умирающей культуре свойственен атеизм, материализм, экспансия, революционизм, урбанизация и другое? Нет умирающей культуры, она есть живой организм, и смерти в природе нет, все вечно. Но слабой культуре свойственны эти измышления? Атеизм- это не культура, а религия. Самое в себе; материализм и  культура  как соотносятся? Как Я может соотноситься с материализмом? Материализм- это другое измерение. Экспансия -  завоевание. Слабая культура может жить в сильной цивилизации? Нет сильной цивилизации и слабой культуры, потому что все это в единстве.



Там же он заявляет: «Нет никаких вечных истин. Каждая философия есть выражение своего, и только своего, времени». А в другом месте этой работы утверждает: «Общечеловеческой морали не существует… Существует столько же моралей, сколько и культур… нет никаких вечных истин?



Истина есть живой организм, поэтому вечна. Каждая философия выражает только свое время? Так и не так: философия- не наука, но на пути к науке. Выражать только свое время- значит быть недееспособной на вечность. Философия- живой организм, вечный и запрограммированный на вечность.  Общечеловеческой морали не существует? Совсем не верная мысль: общечеловеческое- это сообщество- тоже живой организм, и тоже вечный.  Есть столько моралей, сколько и культур? Что есть мораль? Правила поведения человека в обществе. Как согласуется мораль и культура? Культура- более широкое понятие и правил поведения может быть много? Верно: каждый народ вносит свой вклад в общую культуру. Взгляд автора авторитарен. Как сказать иначе? Не  позволяющий оценить и ценить многое.



«Природа», согласно Шпенглеру, «исчислима». История же как динамичное осуществление возможной культуры сопряжена с хронологическими величинами и чужда однозначным расчётам. Природа исчислима? Природа измерена мерой каждого живого самое себя Я. Числа здесь не нужны. Название времени не есть числа? Это периоды времени. Что есть мирочувствование? Мир в тебе. Все его чувствуют?  Не так: мирочувствование- это стремление быть вместе с миром.



Постижение культурных форм, по мнению Шпенглера, в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном «чувстве жизни».  Культурные формы какие есть? Формы культур народов, цивилизаций? Не так: культурные формы- это не формы вообще, это свойства разных культур. Что  есть  абстрактное научное познание? Нет такого в природе: есть только абстрактное познание. Иначе как назвать его? Свое собственное, независимое от других познаний.



Культуры, по мнению Шпенглера, возникают «с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», и столь же бесцельно уходят со сцены, не оставляя после себя ничего.  Что есть возвышенная бесцельность? Возвыситься до бесцельности- абсурд?  Возвышение- это подъем вверх. Бесцельный , по мнению автора? Цветы в поле появляются бесцельно? Цветок- это выросшая истина самое себя растения. Получается,  что и культура есть  выросшая  истина самое себя культуры? Верно.



По убеждению Шпенглера, рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обречённой на гибель.  Великие культуры прошлого, по мысли Шпенглера, как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее.

Что значит рационалистическая цивилизация? Нет такой цивилизации, все цивилизации имеют свойство быть. Какими? Сами по себе. Рационалистическая- не сама по себе? Не так: рационализм- это приобщение к новому, необычному.  Все цивилизации приобщаются к новому и необычному? Не так: приобщение- это одно, быть самим собою- другое. Рационалистическая  цивилизация  означает гибель культуры? Нет  в природе и того и того. Великие культуры  прошлого могут  демонстрировать кому- то их судьбу? Не верно : ничто живое не способно быть под влиянием другого живого. Иначе как сказать? Запад есть Запад, судьба есть судьба.  Что это значит? Одним предложением. Все так , как есть и не иначе.  Прошлое влияет на настоящее? Все в связи, но демонстрировать что- то и кому- то - это заповедь недоумка? Не так: это заповедь слабого? Наоборот, сильного. Есть такое в природе культуры? Много чего есть, но зависимости нет.



Так, культура Древней Греции находит своё завершение в цивилизации Древнего Рима.  Верная мысль? Культура одна - в цивилизации другой? Неверная мысль: каждая культура  определена во времени  своей цивилизации, то есть Я и Я.



Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в XV—XVIII вв. и с XIX в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»;



Западная культура растянулась во времени нескольких цивилизаций? Не так: западная культура развивалась на протяжении долгого времени. Потом начинается ее закат? Нет никакого заката, одна культура плавно переходит в дарую? И так и не так. Не так как? У всего живого все происходит по- своему.



Конец западной цивилизации (с 2000 г.), по Шпенглеру, сопоставим (или «одновременен») с I—II вв. в Древнем Риме или XI—XIII вв. в Китае.  Не так: цивилизация Древнего мира и Китая 11- 13 веков  сопоставима или одновременна?  Ни так и ни так: Древний мир- это время самое себя Древнего мира, цивилизация Китая- это самое себя цивилизации Китая. Самое себя связаны, но время их разное? Не так: самое себя не может быть обременено другим временем. У каждого  самое  себя есть свое время жизни? Не так: время жизни - одно, время существования самое себя- другое.  Какая разница? Время жизни- это предел возможного, а время существования- возможности иметь предел существования.



Цивилизации могут быть одновременны? Суть в том, что цивилизация- это необходимость быть там , где надо быть. Иначе как сказать? Цивилизация цивилизации- рознь. Так автор не прав? Цивилизация -  это и время жизни ее культуры.  Сопоставимость что это? Подобие. Культура 1-2 века сопоставима с культурой 11-13 веков? Не может быть такого . Почему? Потому что само время не может быть единым. Одним предложением. Само время не способно растягиваться в таких размерах. Подобие культур есть в природе цивилизаций? Подобие есть только в том, что одновременно. Спасибо. Дякую.


Рецензии