Почему нельзя говорить народу правду? Заратустра

Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра», 1885

Неприглядная правда о человеке, которую Ф. Ницше пытался донести до толпы людей словами Заратустры, привела его к мысли, что это может быть опасным делом.
     М. Лютер (1483-1546), архитектор Реформации, до того времени считал, что "не все следует обсуждать публично и не всегда доводить всю правду до ушей толпы, склонной к сваре" (С. Цвейг). Об этом также высказывался  Ф. Достоевский в Братьях Карамазовых: с помощью тайны, власти и авторитетом можно управлять массами безвольных слабосильных людей. В более откровенной форме об этом (полагаем, что эти слова относиться к  неверующим) сказано в Евангелии от Матфея «Не мечите бисер перед свиньями»[если сталкиваешься с откровенным непониманием и противодействием].

Вот что исповедал Заратустра

1. О НЕПРИГЛЯДНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

     «Человек, душа, его счастье… разум, и добродетель - есть бедность, грязь и самодовольство».
     "Справедливость – это пламень и уголь, а сострадание – не распятие".
     «Величие человека в том, что он мост, а не цель и любовь в нем достойна лишь того, что он переход и уничтожение».

2. БЫТЬ ВЕРНЫМИ ЗЕМЛЕ, А НЕ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

«Братья мои, оставайтесь верными Земле и не верьте тем, кто говорит вам о неземных надеждах. Они отравители, они презирают жизнь… Раньше величайшим преступлением была хула Богу, а теперь, когда он распят - хулить землю».

3. КЕМ БУДУТ ПОСЛЕДНИЕ ЛЮДИ

Ницше, словами Заратустры рисует картину оставшихся на Земле людей. «У последних людей не будет бедных и богатых – то и иное хлопотно. Нет и пастыря есть одно лишь стадо. Все равны, у всех одно желание, а тот, кто мыслит иначе – сумасшедший… Люди хотят тепла и потому жмутся друг к другу…Труд для них - это также и развлечение, коим нельзя утомляться».
      "Они сорятся, но быстро мирятся. Более всего пекутся о здоровье. Для всех одно удовольствие днем, а другое – ночью". Так говорил он о последних людях, и все в толпе хотели ими быть….

4. ОПЫТ ОБЩЕНИЯ С ТОЛПОЙ

      Заратустра из неудачного обращения к толпе с желанием просветить людей в их невежестве понял, что это глупо и опасно, а именно: «Тот более всего ненавистен верующим, кто разбирает скрижали их ценностей и надобно потакать массам, стремящихся к равенству».
      Гонимый толпой, осознал, что не к народу нужно обращаться с мудростью и идеями, а к своим последователям и сторонникам.

5. НА ПУТИ К СВЕРХЧЕЛОВЕКУ

«Я не стану пастухом и собакой для стада…  Товарищей по жатве с серпами ищет Заратустра и их он поведет к Сверхчеловеку». В итоге Ницше вывел, что «Сверхчеловек – это смысл земли», а гордость не попутчик мудрости».


Рецензии