Часть8Дети дедушки и бабушки. Дочь Анель Иосифовна

 Предыдущее: Дети дедушки и бабушки. Сын Владислав Иосифович.

    Младшая дочь Иозуса Францевича и Варвары Степановны, моя мать Анель Иосифовна Пантелеева (урожд. Янкевич). 10. 12. 1912 – 13. 07. 2001гг.

   В молодости у  Анели  были светлые волнистые волосы, пухлые губы и ярко  голубые глаза, она была эффектной красавицей.   Анель очень домовитая, любящая домашнее хозяйство, прекрасно готовящая, умела вязать и хорошо шить,  обшивала всю семью,  практично и экономно очень тщательно вела все домашние дела. Ведению хозяйства научилась у своей матери Варвары Степановны, т.к. оставалась
  ещё долго с ней вместе жить, когда старшие дети уже разъехались по своим семьям.

   Анель закончила школу и по стопам старшей сестры Ядвиги пошла на бухгалтерские курсы, окончив которые работала на разных предприятиях бухгалтером. В частности, с началом войны она стала работать бухгалтером на бакинском рыбокоптильном заводе. Анель была резка и прямолинейна в общении, честно говорила правду в глаза.
 
     Первый муж  Анели – профессиональный художник Василий Дубровин, окончивший  Академию художеств Азербайджанской ССР,  был заметной фигурой в художественном мире столицы Азербайджана. Большое полотно его картины в духе соц. реализма, висело в художественном изобразительном музее Баку на видном месте.   Навсегда сохранилась память о нём и в создании  росписи мозаики, украшающей здание музея литературы в г. Баку, вся стена которого была разукрашена голубым, витиеватым узором мозаичных плиток.
 
     Вася был добр и очень любил свою дочку Юличку, которая родилась у них с  Анель 27. 10.  1934 года. Во время войны  Василия призвали  служить на черноморский флот, но долго воевать ему не пришлось – через несколько месяцев он заболел и был отправлен в госпиталь в тыл в г. Баку,  где  умер от рака в ноябре 1942 года.

    До сих пор в нашей семье сохранились его картины, багетные рамки для которых после войны сделал мой отец. О том,  как познакомилась Анель со своим вторым мужем, моим будущим отцом  -   Семёном Михайловичем Пантелеевым, и как моя мать, сестра и бабушка (Варвара Степановна)  оказались в Риге, я уже описал выше, в главе, посвященной старшей сестре Анели – Ядвиги Иосифовны. В 1947 году в их семье родился сын – Владимир, т.е. я.

  В 1950г. мой отец вышел в отставку в звании подполковника армейской контрразведки, находившейся тогда в подчинении органов госбезопасности, и по их номенклатурной классификации  звание отца тогда  приравнивалось по правам и привилегиям к общевойсковому Генерал майору.  Отца направили возглавить крупнейшую в городе производственную артель «Калвис». О размахах этого производства говорит тот факт, что когда артель расформировали, уже после смерти отца в 1957 году, на её базе создали шесть предприятий, в т.ч. такой известный на весь Союз завод, как «Страуме», производивший бытовые  электрические кухонные комбайны, кофемолки, миксеры, мясорубки  и первые в стране электрические детские игрушки.
 
   До смерти мужа Анель Иосифовна не работала, целиком посвятив себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.   Шила и вязала, рачительно и экономно вела домашнее хозяйство. Очень любила своих детей, заботилась о них и оберегала. После смерти мужа вернулась к работе рядовым бухгалтером. Трудовую карьеру закончила в 55 лет. Выйдя на пенсию с должности Главного бухгалтера предприятия вагонов-ресторанов Прибалтийской железной дороги.
 
  Окруженная заботой дочери, Анель Иосифовна дожила до преклонного возраста, почти 89 лет, и умерла после продолжительной болезни 13 июля 2001 года. Похоронена вместе с мужем, моим отцом.

  Её дочь Юля ещё в г.Баку из-за начавшейся войны в школу пошла не в 41ом году, а в 42ом, но сразу во второй класс, т.к. умела писать и читать с 6ти лет. Среднее образование получила уже в г.Риге, и в 1952 году поступила в медицинский институт, который окончила в 1958году, попав по распределению на работу врачом  в отдалённый сельский район. Я приезжал к ней на всех каникулах, во все сезоны по 3-4 раза в год. Общение и совместный труд с сельскими подростками дали мне большой жизненный опыт и воспитали силу воли. В августе 1961 года Юля вернулась в Ригу. Она всю жизнь проработала врачом-рентгенологом, и, заработав за вредность льготный стаж, в возрасте 45 лет (в 1979г.) ушла на пенсию.

    Неполноценное питание во время войны, холод, стрессы от постоянных воздушных тревог, смерть отца – всё это отразилось на её здоровье, у неё развилась сильная  хроническая сердечная недостаточность и аритмия. Ускоренная ходьба, физическая работа, поднятие и переноска даже небольших тяжестей доводили её до полуобморочного состояния, требовавшего длительного отдыха, а эффективных лекарств от этих недугов тогда ещё не существовало.

   Юля была очень эрудированной  начитанной, дома  находилась обширная библиотека. Часто ходила в театр, читала все литературные новинки в журналах, живо обсуждая судьбу персонажей и игру актёров. Юля, к сожалению, по состоянию здоровья  замуж не вышла, так и прожила вместе с мамой до её кончины.  Мать делала всё, чтобы  скрасить одинокую судьбу дочери – шила ей все модные наряды, накрывала на стол к её приходу с работы, с радостью принимала всех её подруг, устраивала обильные застолья в дни её рождения.

   После смерти матери Юлину одинокую жизнь усугубили все бытовые проблемы, всё сложнее стало вести хозяйство, обслуживать себя, ещё более  ухудшилось здоровье.   Когда  стали проявляться первые факторы старения и назрела потребность в  уходе,  я, наконец, уговорил её продать квартиру и переехать жить ко мне в мой загородный дом, в котором выделил ей две комнаты. Это  облегчило  ей повседневную жизнь,  мы с женой ухаживали за ней, когда она тяжело болела. Однако с весны 2017 года Юля с редкими перерывами всё время находилась в больнице, где и скончалась 22 сентября 2017 года. Похоронена в могилу нашей бабушки Барбары Янкевич.

  Рассказывать о младшем сыне Анель Иосифовны -  Владимире (т.е. о себе) достаточно сложно, поэтому ограничусь лишь анкетными данными.
 
  В девять с половиной  лет  лишился отца, правда успевшего приобщить меня к истории, географии и естественным наукам.  В старших классах после уроков начал подрабатывать на стройке, потом на заводе.

 В 1966 году окончил школу одиннадцатилетку, и поступил в заочный институт, устроился на постоянную работу. В 1971-окончил институт, и   был призван в армию, в ракетные войска. В конце 1972 года вернулся на гражданку на то же место работы.

  Так как московский заочный институт окончил на «Отлично», был приглашен в Латвийский Госуниверситет преподавать вечерникам и заочникам экономического факультета общий курс материаловедения,  и зачислен соискателем в заочную аспирантуру. По совместительству преподавал в университете 14 лет.
   
  Надо честно сказать,  что  загруженность общественной работой, семейные заботы, хобби и учёба в университете Марксизма-Ленинизма на факультете руководителей народного хозяйства и самое главное – стремительный карьерный рост,  в итоге перевесили дальнейшее аспирантское образование, да и писать кандидатскую на тему организации производства в рамках той ущербной экономики социализма было делом не благодарным.

  За 18 лет  из простого рабочего, пройдя десять ступенек карьерного роста,  я был  в 1983 году утверждён Генеральным директором крупного предприятия с более чем двумя тысячами работников с большим количеством  цехов, участков и вспомогательных служб.  Дважды избирался депутатом местных органов власти, возглавлял депутатские комиссии. Был членом президиума городского комитета Народного контроля. Имею 32 рационализаторских предложения с общим экономическим эффектом около полумиллиона советских рублей. Для наглядности это около 30 новеньких автомашин «Волга ГАЗ 24-10».

 Начиная с 1991 года,  в связи с развалом Союза стали приватизироваться или ликвидироваться крупные социалистические предприятия, не избежало этой участи и возглавляемое мною предприятие. Создал собственное небольшое предприятие тесно связанное с Россией, однако после дефолта 1998года пришлось «зарабатывать пенсию», работая учителем в школе.

  В 2004 году серьёзно заболел, перенёс три (!) операции на сердце, и  вышел на  пенсию по инвалидности, которая с годами переросла в пенсию по старости.
 
 Кое- что о приватной стороне моей жизни могут рассказать строчки из книги о нашей родне  моей двоюродной племянницы Наталии Георгиевны Прозорович, с которой в силу почти одинакового возраста тесно общаемся на протяжении практически всей жизни:
 
 « Вовик (так Н.Г. меня называет) осуществил свою мечту – построил большой двухэтажный дом на двенадцати сотках в пригородном посёлке, вырастил фруктовый сад, возвёл теплицы, разбил цветники и газоны. В ранние школьные годы мечтал поступить в кораблестроительный институт. Но жизнь сложилась иначе, и  мечта детства в зрелом возрасте осталась лишь в виде хобби: конструирование и модернизация маломерных судов.   По  своим чертежам и своими руками восстановил и модернизировал семь больших каютных катеров и яхт. Занимался водным туризмом и яхтингом, отдал этому занятию 45 лет жизни, много лет был членом яхт-клубов.   Став инвалидом, не сложил руки. Стал писать повести, рассказы, сказки, стихи, мемуары, публицистику. Издал несколько своих книг. Является членом Российского Союза Писателей».

Писать о своей семье не берусь. Пусть о ней напишут те, кто возьмётся писать о новых поколениях нашего рода.


Букулты          Апрель 2024г.

                Конец.


Рецензии