Танки жечь мы сами будем
23 июня 1941 года парень 50 раз посмотревший киноленту «Танкисты», уехал поступать в харьковское 1-е «Бронетанковое училище им. Сталина».
Страшной осенью 1941 года училище успели эвакуировать в узбекский Чирчик.
Летом 1942 года лейтенант Бочковский стал командиром взвода в 1-й «Гвардейской танковой бригаде».
Первый бой танкист принял на прифронтовой железнодорожной станции, куда их эшелон прибыл из тыла. В тот день немцы прорвали нашу оборону и устремились к перевалочной станции, у которой собрался десяток составов с пополнениями, боеприпасами, техникой и раненными.
Танкисты «гвардейцы» развернув башни стали вести огонь по немецким «коробочкам» прямо с железнодорожных платформ. Эшелон стал для врага смертоносным бронепоездом.
В тот день Владимир понял, что настоящая война сильно отличается от того, что ему показывали в киношных «Танкистах».
12 августа 1942 года под воронежским селом Скляево лейтенант получил тяжелое ранение и вел бой, пока не потерял сознание. Девятнадцатилетнего командира, вынес из-под огня сержант Федоров, впоследствии награжденный за свой подвиг орденом.
6 июля 1943 года в одном из боев «Курской битвы» экипаж Бочковского, в районе деревни Яковлево сжег три вражеских машины, а его рота «средних» Т-34 спалила еще 16 немецких танков. Владимир с радостью смотрел, как среди 19 чадящих костров весело пылала четверка «Тигров».
23 марта 1944 года танковый батальон Бочковского ворвался в тернопольский городок Чертков и удерживала его до подхода наших основных сил. Москва отметила взятие стратегически важного города 20-ю залпами салюта, и присвоила части отличившейся в бою наименование «Чертовская».
21 марта 1944 года под Теребовлей подразделение Владимира Александровича уничтожило 16 артиллерийских расчетов, 4 САУ и 200 грузовиков.
Через сутки танкисты записали в своей актив, три «тяжелых коробочки», пять минометных расчетов, 50 грузовиков и взвод немецких солдат. За этот подвиг капитана Бочковского удостоили звания Героя Советского Союза.
Вот как сын аса в книге «Воспоминание об отце» рассказал о прорыве в начале января 1945 года танкового батальона Бочковского к польскому городку Нове-Място:
«С аэродрома постоянно взлетали и садились на него транспортные самолеты. На железнодорожной станции города скопилось более сорока эшелонов с различными грузами. Один из них с «тиграми». Наши танки расстреливали их прямо на платформах. Во время боя эшелоны начали движение. Отец приказал старшему лейтенанту Духову, младшему лейтенанту Бондарю и лейтенанту Большакову догнать и остановить их. Когда «тридцатьчетверки» на максимальной скорости догнали головной эшелон, механик-водитель из экипажа Бондаря вывел танк на насыпь и боком аккуратно толкнул шедший полным ходом паровоз. Паровоз накренился и упал на противоположную сторону. За ним с грохотом полетели и вагоны со всем содержимым. Все остальные эшелоны вынуждены были остановиться. Враг не ушёл. Наверное, это единственный в истории пример, когда танк таранил паровоз и остался без повреждений».
За этот подвиг Владимира Александровича представили ко второй Золотой Звезде, но высокое командование по неизвестной причине приказало наградить Героя орденом «Суворова III степени».
В середине апреля 1945 года в бою за Зееловские высоты капитан Бочковский получив тяжелое ранение брюшной полости, чудом выжил, и до осени лечился в госпитале.
С 1942 по 1945 года 22-летний офицер получил четыре тяжелых, два легких ранения, три контузии и 17 раз попадал на операционный стол.
Ас пять раз горевший в танке сжег 36 единиц немецкой бронетехники.
Всю послевоенную жизнь Владимир Александрович посвятил бронетанковым войскам, в апреле 1980 года генерал-лейтенант Бочковский вышел в отставку и вернулся в родной Тирасполь.
Герой скончался 8 мая 1999 года и был погребен на «Аллее Славы» местного кладбища.
Свидетельство о публикации №224042301189