Ч. 8 Флоты зарубежные и советский в 1939-1940 года

Предыдущая страница   http://proza.ru/2024/04/22/1105

Из хода Второй мировой войны на море в 1939 году и в первых трёх месяцах 1940 года видно, что основная угроза для британского судоходства исходила от подводных лодок, действовавших в Северном море и на юго-западных подходах к Англии.

Кроме того, представляли опасность в обширных районах Атлантики и два германских тяжёлых крейсера.

Грузовые суда англичане стали формировать в конвои. В Северной Атлантике противолодочное сопровождение осуществлялось на расстоянии 200 миль от Великобритании и до середины Бискайского залива
 
На протяжении нескольких сотен миль от Галифакса прикрытие от подводных лодок  обеспечивали канадские военные корабли. Такая же степень защиты предоставлялась судам, отправляющимся из зарубежных портов в Англию.

Функции эскорта выполняли крейсеры. Вскоре королевский флот стал вооружать торговые суда. Некоторые из вооружённых торговых судов выполняли функции крейсеров и входили в состав океанского эскорта.

Наиболее быстроходные или, напротив, тихоходные суда не включались в состав конвоев. Считалось, что быстроходные могут оторваться от преследования подводными лодками, а тихоходные будут замедлять передвижение конвоя.

Таких судов, разбросанных по океанам, было сотни.
 
Они, а также суда, отставшие от конвоев, чаще всего и становились жертвами немецких рейдеров, самолётов и подводных лодок, старавшихся нарушить линии снабжения Великобритании.
 
Конвой OB4, вышедший из Ливерпуля, был первой группой кораблей, подвергшейся атаке. 16 сентября подводная лодка «U-31» потопила один корабль из состава конвоя.
 
Конвои фактически понесли незначительный ущерб в течение следующих семи месяцев, а большая часть потерь из-за подводных лодок, как сказано выше, пришлась на самостоятельно следовавшие или нейтральные торговые суда вне состава конвоев.

С 3 сентября 1939 года по март 1940 года подводные лодки потопили 222 британских, союзных и нейтральных судна.  При этом немцы потеряли 18 своих лодок -  треть от всех введенных в строй в сентябре 1939 года.
 
Самая опасная служба была у гражданских моряков торгового флота и у подводников.
Потери британского военно-морского флота за этот период составили:  линкор «Royal Oak» (потоплен подводной лодкой U-47),  авианосец «Courageous» (потоплен подводной лодкой U-29),  подводная лодка «Oxley» (потоплена своей подводной лодкой «Triton»),
 
подводная лодка «Seahorse» (погибла от мины или была потоплена немецким тральщиком M-5), подводная лодка «Undine» (потоплена от серьезных повреждений, полученных в результате атаки немецких тральщиков М-1201, М-1204 и М-1207),

подводная лодка «Starfish» (потоплена немецким тральщиком М-7).

Англичане оказались не готовы противостоять тактике «волчьих стай» Дёница: не было специальных самолётов для поиска подводных лодок, отсутствовали эффективные глубинные бомбы,

перед войной не проводили крупные океанские учения, не было тактики действий конвоев, поздно принялись оснащать корабли и самолёты радиолокационными установками.

Дёниц считал, что с флотом в 300 подводных лодок он  вполне мог бы изолировать и задушить блокадой Британию. Но к сентябрю 1940 года у него все еще была только 61 лодка.
 
В октябре 1939 года советская делегация вела переговоры с Германией о покупке 3 тяжёлых крейсеров типа «Admiral Hipper», одного линкора типа «Bismarck» и нескольких других образцов немецкого вооружения, в частности, корабельных артиллерийских установок.
 
В обмен немцам предлагали продовольствие и стратегическое сырьё.

11 февраля 1940 года в Москве было подписано хозяйственное соглашение между СССР и Германией.

30 января 1940 года Советский Союз купил  недостроенный тяжёлый крейсер «L;tzow». Достраивать крейсер предполагалось в Ленинграде.

15 апреля 1940 года немецкая частная компания отбуксировала корабль в Ленинград. В Советском Союзе крейсер получил наименование «Петропавловск».
 
Готовность крейсера на 22 июня 1941 года составляла 64%. 15 августа 1941 года на корабле подняли военно-морской флаг, и он вступил в состав Балтийского флота с двумя башнями главного калибра и несколькими зенитными установками.

27 февраля 1940 года СССР и фашистская Германия после раздела Польши завершили установку пограничных знаков на всём протяжении новой 1500-километровой советско-германской границы.

Карту с линией границы подписали  И. В. Сталин и И. фон Риббентроп.

5 марта 1940 года состоялось секретное решение Политбюро ЦК ВКП (б) о расстреле польских граждан, интернированных в СССР, в основном, пленных офицеров польской армии. Расстреляли 21 857 человек.
 
Когда о расстреле стало известно во время войны, советские власти пытались выдать это злодеяние как совершённое гитлеровцами. Те совершили множество страшных преступлений, но не это.

26 ноября 2010 года Госдума России приняла заявление «О Катынской трагедии и её жертвах», в котором признала, что массовый расстрел польских граждан в Катыни был произведён сотрудниками НКВД согласно прямому указанию Сталина и других советских руководителей и является преступлением сталинского режима.
 
13 марта окончилась советско-финляндская война.  Война выявила существенные недостатки в руководстве боевой деятельностью Балтийского и Северного флотов.

Командующего Северным флотом флагмана 2-го ранга Валентина Петровича Дрозда сняли с должности и назначили с понижением на Балтийский флот.

Весной 1940 года приступила к работе Историческая комиссия ВМФ по исследованию и использованию опыта войны.

Недостатки, выявленные в советско-финляндской войне, были особенно заметны на фоне успешных действий немецкого флота, хотя масштабы действий советского и германского флотов несравнимы.

С 1939 года началась подготовка к войне с Германией. Главной задачей флота в тот период считалось отражение внезапного нападения противника.

Занятие государств Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, а также Бессарабии значительно улучшили условия базирования Балтийского флота, Дунайской и Пинской флотилий.

В 1939 году для всех родов сил и войск флотов установили три степени готовности: оперативная готовность №3 (повседневная), оперативная готовность № 2 (повышенная) и оперативная готовность №1 (самая высокая).

Эти три готовности определяли способность флота решать поставленные перед ним задачи. И самое главное: перевод войск и сил флота в соответствующую готовность производился коротким сигналом по любым доступным средствам связи, в том числе, и по открытым каналам.

Благодаря этому советский Военно-Морской флот, в отличие от армии и авиации, нападение фашистской Германии не застигло врасплох.
 
Задачи флотов по противоборству на морских театрах в войне с Германией и её союзниками были определены в «Основах стратегического развёртывания Вооружённых сил СССР на Западе и Востоке на 1940 и 1941 годы».

Продолжение http://proza.ru/2024/04/26/667


Рецензии
Из не очень умного изречения "У России 2 союзника: армия и флот" можно смело убрать слово "флот". В первую мировую флот всего лишь был местом сбора "революционных матросов"! Дорогостоящие надводные большие корабли вряд ли себя оправдали и во вторую мировую войну. Интересен был бы финансовый анализ инвестиций во флот. Я не специалист по флоту, но ваше мнение по этим соображениям для меня значимы. Спасибо за очень интересную информацию.

Талгат Алимов   28.04.2024 05:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Талгат! Меня тоже удивляет восхваление самого бездарного царя. Если будет возможность, постараюсь ответить на Ваш вопрос.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.04.2024 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.