Нью-Кью. Зачем нам эмпатия?
(Спросил я сам себя)
Предисловие.
Нью-Кью - это сборник (пока ещё будущий) вопросов и ответов самому себе. Никто ж больше не задаёт мне вопросов, поскольку Яндекс.Кью год назад перешёл в музейный режим. Приходится брать это дело в свои руки. Иначе процесс моего теоретического развития затормозится и остановится. А не хотелось бы.
Повторяю здесь публикацию, сделанную на сайте психологов b17. Но там читаемость в последнее время упала до уровня плинтуса, ведь психологов у нас развелось видимо-невидимо. И все почему-то строчат и строчат свои статьи, аж по две-три в день. Так что читатель не успевает заметить моё редкое откровение, как оно уже за три-четыре часа исчезает из видимости под напором всё новых и новых пишущих психологов, жаждущих привлечь к себе клиентов. Мне клиентов уже не надо. Поэтому появляюсь я на том сайте раз в год или того меньше.
Статья называлась " Некоторые соображения об эмпатии". (См. ниже)
***
Когда говорят об эмоциональной эмпатии, то, скорей всего, речь идёт о вникании. Вникание (вживание, вчувствование) - открытость переживаниям и чувствам других, а также собственная открытость своих переживаний и чувств другим людям. Здесь действуют механизмы идентификации, интроекции и проекции. Идентификация (отождествление) - основа интроекции и проекции. Открытость чужим переживаниям создаёт условия для интроекции. Открытость своих переживаний для других создаёт условия для проекции, переноса своих переживаний и чувств на другого человека. Перенос может быть и ошибочным - в виде приписывания другому своих чувств, которых нет у другого.
В общем, вникание (проникание, углубление) в переживания другого человека - это внимание к настроению другого, уважение (уважительное отношение), чуткость, отзывчивость, эмоциональный резонанс. Чтобы не переполниться чужими переживаниями (не утонуть в них или не упасть в этот костёр и эмоционально выгореть дотла), нужно соблюдать определённую регулируемую волей и разумом психологическую дистанцию: вовремя перекрыть кран излияний или отдалиться от огнедышащей страсти. То есть, нужно соблюдать технику безопасности и охрану своих границ.
Когда говорят о когнитивной эмпатии, то имеют в виду "понимание" ситуации, в которой находится другой человек, его глазами. Лучше сказать, постижение, улавливание, схватывание того, что он переживает и чувствует в этой ситуации. В этом "понимании" есть видение того, что нужно другому для того, чтобы стать счастливым, - чувствование того, что он хочет. Понимание в кавычках - потому, что понимание больше связано с понятийным мышлением. Понять - значит постичь что-либо в понятиях. Хотя есть и интуитивное понимание, основанное на непосредственном созерцании и воображении (образном мышлении). И есть так называемая понятийная психология. Также принцип понимания приписывается гуманитарным наукам.
Когда говорят о предикативной (прогностической) эмпатии, то под ней подразумевают предвосхищение того, к чему может привести другого его видение его же ситуации. То есть, речь идёт о предугадывании направления развития его чувственно-эмоционального состояния, с той или иной степенью вероятности. Выкарабкается ли он сам из своего тяжёлого состояния, совладает ли он сам со своей проблемной ситуацией, станет ли ему лучше от приложения его собственных усилий по исправлению ситуации. Или ему нужно помочь, потому что в противном случае ему станет хуже.
В первом случае (сам справится) ситуацию можно пустить на самотёк, довериться собственным силам другого, понадеяться на его силу преодоления трудностей, т.е. на его силу ума и воли.
Во втором случае (он сам не справится, или справляться ему придётся долго и тяжело, но процесс можно ускорить и облегчить посторонней помощью), исходя из знания того, что нужно другому, того, чего он хочет, можно предложить ему свою помощь. Если, конечно, он согласится и не будет сопротивляться оказанию этой помощи.
Здесь есть ещё одно "если". Если страдающий от тяжести своей ситуации человек сам знает (имеет хоть какое-то представление) о том, что ему нужно и чего он хочет. Ведь нередки случаи, когда человек сам не может разобраться в себе, в своих переживаниях и чувствах. Но ему бы не помешала помощь в том, чтобы разобраться и вновь собраться в себе.
Поэтому у меня возникла идея выделить ещё один вид (уровень) эмпатии - исследующую эмпатию. Её можно назвать также эмпирической эмпатией, которая состоит, как и всякая эмпирика (опыт) из наблюдений и экспериментов. Эксперименты - это не обязательно вопросы, которыми можно пытать и "запытать" исследуемого. Хотя и это нельзя исключать. На уровне непосредственного взаимодействия, не опосредствованного языком и речью, т.е., словесным общением, эксперименты могут осуществляться просто в том, чтобы быть собой и пробовать быть другим, попеременно и одновременно. Быть собой - условие конгруэнтности (искренности, подлинности) психолога и психотерапевта. Быть другим - условие некоторого уподобления клиенту, т.е. присоединения к нему (пристройки в позе, жестах, мимике, и в прочих невербальных сигналах общения), хотя бы мысленного, в воображении.
И самый верхний уровень эмпатии - помогающая эмпатия. Вернее, взаимопомощь. Тот, которому нужна помощь, если он хочет, чтобы ему кто-нибудь помог, по идее сам должен помочь помогающему в том, чтобы разобраться в себе, а затем собраться по-новому, в более успешном виде. Здесь в силу вступает негласный, а затем и гласный, договор, пакт, соглашение о ненападении, дружбе и сотрудничестве. Негласный "договор" - это когда мы интуитивно-эмпатийно "понимаем" друг друга в том, что нам для достижения успеха необходимо обоим предпринимать усилия, а не скидывать тяжесть проблем и ответственность за их решение на партнёра по взаимодействию ("грузить другого своими проблемами"). Гласный договор - когда мы озвучиваем в словах такую необходимость.
Часто эмпатию определяют как осознанное понимание переживаний и чувств другого человека с обязательным называнием чувств и эмоций. Я считаю такое определение несколько ошибочным. Не вполне ошибочным, а только несколько, частично. Называние, давание имени, обозначение - это уже сигнификативная функция общения. И она относится к словесно-речевому общению. Но это не чистая эмпатия, свойственная всем животным, не обладающим развитым языком и речью. У животных, особенно разных видов, если они дружат между собой, тоже есть взаимопомощь. Но им не требуется что-то называть. Они просто видят, слышат, чувствуют, что кому-то нужна помощь, и оказывают её по мере своих сил.
Я хочу сказать, что осознанное (с участием языка и речи) понимание переживаний и чувств со словесным их опознанием, - это уже не столько эмпатия, сколько эмпатичная рефлексия (обсуждение переживаний и чувств). А то и просто рефлексия, происходящая в диалоге посредством сознания и мышления. Ведь рефлексия, как надстройка над эмпатией, вбирает в себя эмпатию. Вбирание в себя - это аналог понятия снятия в диалектике. Упразднение и сохранение, одновременно. Также и сознание вбирает в себя сочувствие, а мышление - участие (забота - беспокойная мысль о благе кого-либо). То есть, содержанием сознания и мышления могут быть то, что человек чувствует (чувствования, эмоциональный тон ощущений), его эмоции, переживания, чувства (чувственно-эмоциональная память) и отношения.
Таким образом, эмпатию (сопереживание) можно увидеть как иерархию её уровней:
Исследующая Э. -> Диагностическая Э. -> Прогностическая Э. -> Содействующая Э.
Или, в другом виде,
Сопереживание:
1. Исследующая эмпатия
2. Диагностическая эмпатия
3. Прогностическая эмпатия
4. Взаимосодействующая эмпатия, взаимопомощь.
А вот в таком виде ещё лучше: (смотрим на картинку вверху этой публикации).
Представление психологической тетрады в форме тетраэдра показывает обратные связи между звеньями тетрады (между уровнями), что делает наглядным кольцевую структуру эмпатии, развёртывающуюся в спираль её развития.
Взаимопомощь, как известно, есть вообще основание для совместной трудовой деятельности, т.е., для практики. А практика - это фактор, созидающий культуру.
Так называемую эмоциональную эмпатию я отношу к началу проникновения во внутренний мир, в душу другого человека. Как, впрочем, и в свою собственную. Эмпатия в дословном переводе с древне-греческого языка - это эм-патия, в-чувствование (пафос — «страсть», «страдание», «чувство», «сочувствие»). Эмоциональная эмпатия - живой отклик, отзывчивость, вживание, вникание (вхождение, проникание).
***
Далее у меня в статье ещё одна картинка, но сюда она не влезает. Касается она соотношения между эмоциональной эмпатией как вживанием и эмпатией как сопереживанием. В следующем нью-кьюшном вопросительно-ответном комплексе я её запощу.
Свидетельство о публикации №224042301516