Выставка Графика. Сергей Цигаль

Недавно я познакомилась с картинами  Сергея Цигаля, работающего в стиле – графика.

А картин на выставке было очень много и представлены они были сериями, отчего воспринимаются совершенно по-другому, как если бы это были единичные картины, которые тоже кстати есть. Мне такой подход очень понравился.

Первая серия, встречающая посетителей, называется «Насекомые». И с первых шагов выставка меня покорила. Я отношусь к насекомым относительно спокойно. Бабочки мне нравятся в силу своей красоты, а вот насекомые, которые кусаются или выглядят как-то устрашающе, да ещё и в большом количестве, естественно меня пугают. Но оценить мастерство художника я могу в полной мере. И я восхищено смотрела на крохотных насекомых изображенных на полотнах. Где-то в глубине рисунка, скрываются листики растений, подчёркнутые только тоненькими линиями, формирующие их контур. И на фоне ажурного полотна появляется какое-то насекомое – яркое, чёткое, смело заявляющее о себе. Красиво! Очень красиво!

Серия «Лотосы» мне не понравилась, потому что лотосы представлены в совершенно новом ракурсе. Не в привычном, невероятной красоты белоснежно – розовом цветке, а в виде отцветшего соцветия, да ещё и черно-белого цвета. Если бы это был естественный зеленоватый цвет, то даже в этом варианте я бы приняла лотосы быстрее. А если добавить к чёрно-белым, практически мёртвым, для меня, соцветиям лотоса представителей животного мира – бабочку, кузнечика, лягушку и непонятно почему появившегося снегиря, внесшего полную дисгармонию в моё сознание, то станет ясно, что данные сюжеты мне не понравились. И хотя черный цвет мне не понравился, нарисовано всё прекрасно. В результате рисунок оттолкнул меня именно цветом.

Ещё одна серия, под названием «Звери» меня тоже оттолкнула цветовым решением, выбранным художником. Рисунки были выполнены двумя цветами – красным и черным. И именно это цветовой контраст вызвал у меня неприятные ассоциации, связанные с войной, кровью, агрессией, злостью, ненавистью, чем-то негативным. Хотя рисунки в техническом исполнении – безупречны.

Интересная серия «Геометрия жизни» представлена картинами, где сюжет разворачивается на фоне геометрических фигур. Вернее сказать, геометрическая фигура ярко высвечивает момент жизни. Главными героями этой серии являются хищная птица, возможно орлан, и пойманная им рыба. И взаимоотношения птицы и рыбы высвечивают то круг, то квадрат, а вот треугольник и даже крест. Очень интересный подход как в создании, так и в восприятии, казалось бы, одного и того же сюжета.  А сочетание белого фона и серого, синего, черного и красного цветов самой картины, создают удивительные образы. Геометрические фигуры выступают в роли линзы подзорной трубы, через которую вы видим жизнь.

Серия «Ушедшая эпоха» знакомит нас с шестью картинами, главными героями в которых являются птицы и транспортные средства, в основном различные машины, подчёркивающие эпоху. И лишь на заднем плане проглядывают нечёткие образы зданий. Яркие, эмоционально выраженные птицы, не менее яркие образы машин, прекрасное цветовое решение – оставляют неизгладимое впечатление.

Серия «Звери на чёрном фоне» мне опять не понравилась и в плане цветового решения, и в плане эмоционального восприятия. Картины , как мне показалось наполнены болью, трагедией, отчаянием. Взгляды всех зверей словно умоляют им помочь в постигшей их беде, с которой сами они справится не могут. От картин веет болью, но нарисованы они превосходно.

Серия «В поисках стрекозы», выполненная тремя цветами – серым, черным и красным, оставила после себя ощущение непонятности. Разные представители семейства кошачьих ищут ту заветную стрекозу. Зачем? Ведь радости на мордах кошек нет совсем. Возникает чувство, что они ищут эту стрекозу с какой-то обречённостью, словно других дел нет. И эта обречённость вызывает у них злость. Итог – картины красивые, но печальные. Нет в них радости. Ну а цвета картины её и не добавляют.

Серия «Случай в Иерусалиме» меня поставила в тупик, потому что я совершенно не смогла понять смысл созданных картинок, хотя очень восхищена тонкой работой мастера. Все шесть картин объединены тремя персонажами – кошкой, собакой (а это борзая) и колонной храма, на фоне которой и разворачиваются взаимоотношения кошки и собаки. То колонна стоит, как в принципе ей и положено, то она лежит, то она рушится, а то становится пластичной и начинает изгибаться как змея, и даже завязывается в узел. И на фоне всех этих выкрутасов колонны кошка и борзая. Что только они не вытворяют, полностью нарушая все физические законы. В итоге от этих картин у меня осталось чувство недоумения, смешанное с восхищением от мастерства художника.

Серия «Лоза» оставила невероятное ощущение реальности. Как вы понимаете на картинах изображена виноградная лоза. Ты смотришь и чувствуешь, изогнутые линии ствола, отслаивающаяся прошлогодняя кора и её маленький хвостик так и хочется потянуть, шероховатость коры, и пока ещё тоненькие, новые молодые плети – как символ пробуждающейся жизни.  Невероятно!

Серия «Рисунки животных» знакомит не только с разными породами собак и кошек, но и их состояниями. Расслабленные позы, спокойствие, интерес, а может у кого-то и грусть. Браво художнику, поймавшему эти прекрасные моменты и поделившемуся с нами.

И подобные чувства можно посмотреть на картинах из серии «Дуня и Кися». Взаимоотношения борзой и кошки во всей своей красе – радость, грусть, нежность, удивление.

Автору при изображении животных очень удаются выражения глаз, в которых можно увидеть невероятное количество чувств, услышать невысказанные слова, увидеть море эмоций.

В серии «Подводный мир» я увидела, что художник умеет смеяться и шутить. Голодные акулы в поисках добычи с разинутыми зубастыми пастями похожи на склочных торговок на базаре, за которыми присматривает и качает головой, расположившийся не подоплёку морской конёк.

Чёрно-белая изящная рыбка так загадочно и нежно смотрит на вас своими глазками, что в мгновение ока превращается в прекрасную барышню, подарившую вам свою благосклонность. И вот вы уже стремитесь предложить ей свою сильную руку и проводить, куда она пожелает.

Вытянутые как червяки рыбы с маленькими хвостами и с носами, похожими на хобот слона, так же добродушны как эти огромные животные.

Другие морские коньки оказались в центре событий при встрече двух толстых рыб, похожих на кустодиевских купчих. А маленький морской конёк даже решил побаловаться как озорной мальчишка и повис на хвосте у одной из толстых рыб.

А вот семейство илистых прыгунов, выражающих своё недовольство одному из сородичей. Надули свои щёки и что-то бурчат.

Вы когда-нибудь видели лягушку – канатоходца? А , вы знаете только лягушку- путешественницу. Тогда посмотрите на рисунок художника и улыбнитесь, как забавно она идёт по канату, роль которого взял на себя не кто иной, как удав. Ну а ещё забавнее выглядит спящая лягушка. Спит она столь крепко и сладко, положив голову на лапку, что по ней, набравшись смелости гуляет кузнечик!

А вот рыбный светский раут. Ох какие они все разные! Рыба – меч выглядит испуганной и очень удивлённой. Видимо летучие рыбы наговорили ей последних сплетен с три короба. Морские коньки что-то обсуждают в тесной компании. Морского окуня кто-то очень обидел, а может сам обиделся и надув губы, и чуть не плача, он пытается укрыться. Маленькая толстая рыба, больше похожая на хрюшку никого и ничего не боится. А уж в обиду себя и подавно не даст.  Ну и конечно король, как же без него. Дерзкий, без страха и упрёка, но холодный и неприятный. А в соседнем зале две светские мурены выясняют кто из них лучше, чей наряд привлекательнее, чем смешат старого рака и, устриц и очень улыбчивую, с добрыми глазами пятнистую рыбу, непонятно каким образом попавшую в это общество.

Вот таким увидела я подводный мир Сергея Цигаля и выставку в целом.


Рецензии