Как я в кино статистом побывал

22 апреля довелось поучаствовать в съёмках фильма «Василий Тёркин» режиссёра Карена Геворкян, которые проходят в Калининградской области. На счету Карена Саркисовича 2 короткометражных, 10 документальных и 7 художественных фильмов.Ещё в пяти картинах он работал сценаристам, а в трёх оператором, 11 раз удостаивался призов различных кинофестивалей (в т.ч., международных) и Госкино. Также преподает режиссуру в Санкт-Петербургском госинституте кино и телевидения.

Решение об участии в съёмках я принял спонтанно, когда поздно вечером в ленте ВК высветилось приглашение статистов с размером одежды не более 52-го. Учитывая то, что похудел на 9 килограммов, понял, что вписываюсь в формат и шутки ради написал, что готов. Моментально попросили фото, послал. Ответом было да, но при одном условии - сбриваете бороду, поскольку по Уставу советской армии такая растительность на лице не разрешена.

Уже в 7 утра был в бывшем детсаде «Росинка», который киношники назначили точкой сбора в Советске и местом хранения реквизита. Напротив стояли два пассажирских автобуса, привезшие статистов из Калининграда. Они же были экипированы и загримированы под немцев - жалкие, израненные, с щетиной на лицах. Постепенно подтягивались и советчане. В отличие от меня, молодые парни. Два часа ушло на то чтобы переодеть нас в красноармейцев, а некоторых - загримировать. Впервые после срочной службы в 1995-96 годах я залез в галифе, гимнастёрку с сержантскими погонами и кирзачи.
«На грим в соседнюю комнату!» - скомандовала одна из двух художниц по костюмам.
«Ой, какой хорошенький! - улыбнулись две девушки неформальной внешности перед зеркалами, - Татуировки есть?» Утвердительно кивнул и они поинтересовались где. Показал. Ответили, что в этих местах съёмкам не помеха, попросили снять обручальное кольцо и сказали что к выходу на площадку готов. Поскольку вокруг сновали бойцы в телогрейках и шинелях, а на мне были только штаны с гимнастёркой и меховая шапка, поинтересовался как в таком виде быть на улице.

«На площадке плащ-палатку дадут», - заверили девушки и я отправился в автобус к остальным статистам. Нас набралось более ста человек и вместе с частью съёмочной группы, ассистентами и художниками по костюмам мы выдвинулись в пос.Ясное Славского района. Там уже вовсю кипела работа. Техники генерировали дымы, а на площади стояли советская самоходка «СУ-122», танк «Т-34», «Катюша», 37-мм зенитная установка, германская самоходка «StuG III» с лёгкой бронемашиной «Sd.Kfz.-222» и ещё несколько единиц легковой и грузовой техники. Прогуливались «германские офицеры», а «немцы» и «красноармейцы» толкали повозку. Последние, как оказалось, грелись.

Гудели электрогенераторы, операторы расставляли камеры, а режиссёр осматривал площадку. Несмотря на то, через месяц ему 83 года, Карен Саркисович явно был полон сил и активен. Почти два часа ушло на то, чтобы выдать нам макеты оружия, ремни с патронташами, каски и плащ-палатки. За это время первые экипированные уже успели ощутить неприветливость погоды. При +2, дожде и косом боковом ветре было очень неприятно. Народ группировался по кучкам, знакомился и пил чай с кофе, который наливали в одной из палаток.

Когда начались съёмки, мы уже были изрядно промокшие. Вода, стекала по каске аккурат на затылок и мягко распределялась по телу. В перерывах между дулями одна из ассистенток раздавала нам папиросы «Беломорканал» и после команды «Мотор!» мы деловито прикуривали и обменивались друг с другом шутками. Как пояснил режиссёр, мы снимали эпизод победного мая 1945 года и должны были выглядеть соответственно - радостными и оживлёнными. На площадке ездили машины, солдаты и офицеры рассматривали трофейную технику, а пленные немцы сиротливо сидели под городскими часами, которые каждый час мелодично отбивали время. Снимали дубль за дублем. Методично и с разных ракурсов и камер. Не задалось только с мотоциклом, на котором должен был выезжать советский офицер. Как только он трогался, за ним с лаем увязывалась забавного вида собака, мужик делал полукруг и байк глох. Его заводили, толкали, но резвости добиться так и не удалось.

Через пару часов я понял, что переохлаждение не за горами. Да и бойцы вокруг тоже не далеко ушли - руки у всех нас были синие, а морды - красные. Когда подбегала ассистентка режиссёра с папиросами, народ намекал на необходимость фляжки с фронтовыми 100 граммами, но это на площадке не приветствовалось.
В один из перерывов экипировавшая нас девушка попросила срочно пройти в костюмерную. Оказалось, мне нашлась шинель. Правда, на размер меньше, но это не играло никакой роли. После окончательного обмундирования жизнь стала налаживаться и по телу разлилось приятное тепло. Когда партнёры по съёмкам сообщили что в здании с германской вывеской вполне себе функционирует поселковый магазин, стало ещё лучше. Как известно, рюмка коньяка на холоде оживляет и согревает.
Мимо вышагивали особенно хорошо экипированные солдаты и офицеры. Не с винтовками Мосина как мы, а с пистолетами-пулемётами Шпагина, Судаева и самозарядными винтовками Токарева. Это к съёмкам подключились участники клубов военно-исторической реконструкции Калининградской области. Но я смотрел не на них, а на девушек-санитарок и зенитчиц, которые проявляли чудеса выдержки на холоде. Дождь сменился мокрым снегом. Часть периодически бегала греться к полевой кухне, топившейся между танками. Повар подкидывал дрова и, периодически открывая крышку бака, с деловым видом помешивал содержимое - готовил обед.

В этот момент мне подумалось о том, насколько тяжело было Солдатам Победы. Мы вышли на площадку на один день, а они в таких и ещё более суровых условиях воевали и коротали время между боями. Нас ждало быстрое возвращение домой с горячей ванной и тёплой постелью, а они жили в окопах и блиндажах, несмотря на время года и погоду. Так что съёмки этого нового фильма про войну - лишь мизерная наша благодарность советским воинам-богатырям, завоевавшим победу и спасшим наш народ от запланированного Гитлером уничтожения. Через несколько часов съёмок объявили обед и мы заполнили зал ясневского дома культуры.

Он хоть и был таким же бедным и сиротливым и требующим ремонта, как остальные здания на поселковой площади, но внутри было хотя бы тепло, а на сцене задорно выплясывали местные «девчата». Как показалось с холода, в возрасте 35+. Немецкие солдаты и офицеры ели вперемешку с советскими и выглядело это фантасмагорично. Пока мы орудовали вилками и пили компот, вошёл помощник режиссёра и сказал, что видео отсмотрено, признано годным и на этом съёмочный день завершён. Отобедав, мы отправились сдавать реквизит и рассаживаться по автобусам. По площади ездили германские и советские танки и самоходки, перестраиваясь для ночной стоянки, операторы и дымотехники собирали оборудование.

Положительных эмоций и впечатлений была масса, как и знакомств с самыми разными людьми, вместе со мной ставшими на один день статистами. Большинство назвали это прекрасным отдыхом от рутины и возможностью увидеть себя на экране в непривычном образе. После съёмки в эпизоде фильма Олега Джураева «Правда.Цель 102» (2014), для меня это был второй кинематографический опыт. Домой я вернулся затемно, спустя 15 часов. Мне повезло как местному, а калининградцам предстояло ещё ехать 100 километров из Советска.

Как удалось выяснить, съёмочная группа фильма «Василий Тёркин» из 70 человек практически завершила работу, побывав на площадках в нескольких муниципалитетах Калининградской области и Советске, в том числе. Через 3-4 дня они сворачиваются и приступают к монтажу и озвучке. Планируется, что картина выйдет на экраны в 2025 году. Благодарен бригаде Карена Саркисовича за этот необычный опыт и жду фильма с нетерпением!

23.04.2024.


Рецензии