Обидное прозвище

Мы тогда уже учились в университете. Дружили. Эта дружба сильно отличалась от школьной. Как мы углубленно изучали новый предмет, так и друг друга теперь старались узнать более глубоко и подробно, часто меняя "лабораторный материал" на предметном столе - своих соседей по парте, - благо, для вчерашних школьников это больше не являлось табу. Днём мы учились, а по вечерам устраивали то дружные попойки, то вылазки в театр или в ночной клуб. Обменивались книгами. Ходили друг к другу в гости. Пекли пироги. Засиживались допоздна в библиотеке. Денег катастрофически не хватало. Кто-то из студентов устроился в ночную смену пейджинговой связи, кто-то зарабатывал репетиторством или случайными переводами, кого-то к себе на работу устроили родственники. Но мы не были стабильны и не усердствовали на этих случайных заработках, делая ставку на мечту, на призрачное будущее, которое поблескивало где-то там,  впереди. И все мы без исключения были убеждены в том, что это будущее непременно окажется прекрасно. Мы часто ошибались, больно падали, но вставали и, смеясь, шли дальше, к своей мечте.
Однажды мне подвернулась работа уборщицей в состоятельной организации, торгующей газом. До смешного простые обязанности, - приходить по вечерам и, никем не замеченной, махать в опустевших кабинетах шваброй, -  наконец-то у меня появился свой стабильный заработок! Мне даже платили отпускные и тринадцатую зарплату!
В моем распоряжении было два этажа и я справлялась с ними довольно легко. Будь я умнее, не выпустила бы из рук такой лёгкий дополнительный источник дохода! Но опыт - это свет, который светит позади нас. Вскоре я нашла причину, по которой перестала ездить в упомянутую фирму, - та находилась слишком далеко от дома. Но прежде мой тогдашний парень сфотографировал меня на "рабочем месте": я стояла практически на четвереньках, надев розовые перчатки, и драила тряпкой гладкие бетонные ступени. Гордясь своим жизненным опытом, я вставила эту фотографию в свой альбом. Вот тогда-то и появилось на свет это дурацкое прозвище. Увидев фото, моя однокурсница, с которой мы могли часами болтать по телефону, созваниваясь в любое время суток, подняла меня на смех:
- Тоже мне достижение! Да ты же тут настоящая моль!
Не знаю, что вызвало в ней такие ассоциации, то ли мои натуральные пепельные волосы, то ли серая непримечательная должность, ведь я нашла подработку не импорт-менеджером, а уборщицей, которая, по приближенности к руководству компании стояла в конце списка! А может, сокурсницу насмешили мои овальные очки из металла такого же цвета, как и волосы, за стеклами которых глаза казались меньше, чем были на самом деле... В Бельгии есть такое выражение: маленькие, как дырка от моли...  Я обиделась, но старалась не подавать виду. Подружка же чувствовала это смятение и стала называть меня "молью" регулярно.
Мы продолжали добывать деньги разными способами, я делала редкие переводы, она, по ее собственному выражению, "крутила лохов" - знакомилась с мужчинами, просила их оплатить обед в ресторане или выпивку в баре, вход на дискотеку, обещала много любви, но исчезала во мгле, так и не выполнив обещанное. - Я переехала жить к парню, пытаясь устроить семейную жизнь. Через несколько лет мы окончили университет, с удивлением обнаружив, что в профессиональной сфере нас никто не ждал, и что самое прекрасное время, - студенческое, - осталось позади нас. Общаться мы не перестали, то и дело перебрасываясь сообщениями по имейлу и радуясь редким встречам.
Я рассталась с парнем, семейная жизнь не сложилась, так как совместным отпускам, кредитам, дачам и ремонтам он предпочел алкоголь. Вместо собственных борщей и детишек меня ждали чужие киндеры и харчи, так как вскоре мне предложили работу помощницей по домашнему хозяйству заграницей. Я была из небогатой семьи и для меня должность гувернантки стала единственной возможностью посетить страну изучаемого языка.
Примерно в это же время подружка моя подалась на юг страны, где чуть не угодила в гарем, очнувшись однажды взаперти без документов и денег. Сбежав из гарема, она обосновалась в столице, где для нее снял квартиру женатый немолодой толстосум.
В тридцать лет я вышла замуж. Мы с мужем открыли собственный бизнес и через какое-то время купили в кредит дом. Было тяжело. Чтобы сэкономить, мы въехали в наше жилище без должного ремонта, без отопления и душа, и вместе с двумя детьми, своими силами, обустраивали жизнь на новом месте.
Моя однокурсница разъезжала по столице на огромном джипе, подаренном тем самым толстосумом, который продолжал ее содержать, и выполняла его небольшие поручения в течение дня.
Через двадцать с небольшим лет мы созвонились снова: несколько человек из нашей университетской группы оказались проездом в столице, другие жили и работали там уже довольно продолжительное время. После бокала вина в азиатском ресторане у друзей возникло желание позвонить и мне.
Как же я была рада их всех видеть! Хотя по другую сторону экрана передо мной сидели уже не те молодые юноши и девушки, а дяденьки и тетеньки, кто с пивным животиком, кто с морщинками на лице, - но радость была всё той же. Вот только, не было общих тем для разговора... А может быть от волнения диалог то и дело обрывался. Не всем хотелось откровенничать. "Подружка дней моих суровых" приехала на своем огромном джипе. И вот тут, совершенно неожиданно, я снова услышала это отвратительное прозвище:
- Привет! А ты все такая же моль!
Я с трудом сдержалась, чтобы не заплакать. Но улыбнулась, не подав вида. Как же тяжело было это сделать, скажу я вам! Даже через несколько дней после этого волнующего звонка в горле стоял ком. Вечером я поцеловала младшего сына на ночь, спустилась в салон и снова вспомнила эту неожиданную встречу выпускников. Двадцать лет спустя каждый сидел в ресторане со своим багажом за плечами. Кто-то стал директором магазина, кто-то менеджером международной компании, кто-то создал семью и привел в этот мир прекрасных детей. У кого-то в душе была усталость от труда и вечных проблем, которые подкидывает нам жизнь, но она не могла перечеркнуть чувство гармонии и радость от достигнутого. А у кого-то внутри зияла пустота, боль и сожаление от погони за красивой лёгкой жизнью, и ещё незаметно, с годами, на душе образовались эти маленькие отвратительные дырки от моли...


Рецензии