Читая романы Василия Аксёнова
Итак:
«Вольтерианцы и вольтерианки»
Нет, не с этого было нужно начинать. Я с трудом пробиралась вслед за героями романа в их непонятных приключениях. Увязала в сети прихотливых слов, обнаруживая современные жаргонные и сленговые словечки, нарядившиеся в чужие старинные одежды, да так игриво и ловко, что и не отличить от подлинных. Прямые комментарии к физиологическим процессам меня обескуражили. Мне больше по душе скромный социалистический реализм.
Я набралась терпения и стала читать дальше; меня хватило ещё на несколько десятков страниц. Обращение французских уголовников к русскому мату в его первозданной чистоте поколебали мои благие намерения. Я живу в провинции, и многие достижения современной культуры для меня непостижимы, несмотря на современное телевидение и привычную для меня окружающую среду моего родного города. С девственным удивлением я вглядывалась на напечатанные непечатные выражения и вспоминала критические статьи и отзывы о русских писателях, широко использующих в своих произведениях мат, и в голове выстроились неприличные писательские фамилии: Сорокин, Пелевин, Ерофеев. Так вот вы какие, представители русского авангарда…
Так и не дочитав даже первой части "Вольтерианцев", я решила продолжить изучение творчества писателя Василия Аксёнова с чего-нибудь более доступного моему незрелому уму.
«Ожог»
От первых страниц книги я просто не могла оторваться. Ощущение созданного мира было настолько рельефным, образы настолько яркими, что, казалось, автор просто взял и перелил собственные эмоции в словесную форму одним ему известным способом. А, может быть, они сами отформовались по команде "Замри!"? Начало завораживало, как хороший детектив. Криминальный жанр я не люблю (пока не люблю), но это было начало детектива, написанного настоящим, большим художником. Сюжет и его герои танцевали диковинный, прихотливый карнавал жизни и смерти, прошлого и настоящего. Книгу приходилось читать то с начала, то с середины, то возвращаясь к уже прочитанному назад. Ощущение тайны не покидало.
К мату я привыкла быстрее, чем предполагала, из ругательства он превратился в язык автора и перестал быть неприличным.
Быт богемы 60-70 гг. был немного знакомым и узнаваемым по его отголоскам, докатившимся от столицы до нас десятком лет позднее. Все эти чуваки и чувихи, джинсы и замша, ёрничанье и циничный юмор, понятный только посвящённым, были знакомы, только у нас они были одновременно более романтичными и комичными.
Я ходила по улицам и смотрела на мир глазами автора. В киоске, где я покупала несчастную, замороженную курицу, стояла аксёновская героиня: "… нечто огромное, восковое или глиняное, в застывших кудряшках, с застывшими сумками жира", только с тщательно и неестественно нарисованными вместо бровей тонкими линиями, заползшими на середину лба.
«И откуда он её знает?» – подумалось мне. А, главное, как он смог описать это «нечто», совершенно неописуемое? Её образ давно уже волновал меня своей выразительностью, но описать её у меня не хватало слов.
Я смотрела в спины стариков, и мне чудилось "Ну, ничего…" бывшего сталинского палача.
Вместе с Толей фон Штейнбоком я нашла свою мать и почти научилась её любить.
Вместе с ним я снова потеряла её и отреклась от любви к единству со своим народом и возненавидела советскую власть.
Умение любить от рождения человеку не даётся, оно даруется любовью его близких. А если их нет – откуда взяться этому умению? Можно только научиться ненавидеть. Только этому выросший Толька фон Штейнбок и научился. Если душа талантливая, мощная, она учится мощной ненависти, и учит понимать свою ненависть и заражает своей ненавистью. Жертва растёт и поджидает своего палача. Она вырастает, а палач состарился и умер. Куда деть свою ненависть? Жертва вырастает, становится сильной и превращается в палача Родины. Жертвы сталинизма выросли и стали палачами своей страны. Теперь подрастает новое поколение жертв, жертв демократии – 700 тысяч беспризорников.
Конечно, не понять нам друг друга, мы из разных миров – я из семьи, а он вне семьи. Я старалась понять его, мне больно за его боль, я ношу её в своём сердце. Насколько смогла, я старалась понять его. Но он сильнее – он заразил своей ненавистью многих, а я – что сделала я? И что мне теперь понимание его боли? Понимание его боли – это понимание боли тысяч беспризорников сегодняшнего дня. Они все несут в себе эту боль и эту ненависть. Тысячи ненавидящих меня и мою страну Толиков фон Штейнбоков.
Кем быть – палачом или жертвой? Быть жертвой – быть убиенным,уничтоженным, не важно, физически или морально. Быть жертвой, значит – не быть.
Остаётся выбор: быть или не быть палачом? Не быть палачом – значит не быть, не существовать.
Быть палачом – значит быть, значит жить. Извечный Гамлетовский вопрос "Быть или не быть?"
Нужно было читать дальше, и я взялась за "Новый сладостный стиль".
«Новый сладостный стиль»
Великовозрастное по возрасту, но юное и наивное дитя нового рекламного времени, я спрашиваю себя по аналогии с рекламным слоганом " Замачивать – это как? Отбеливание – это что?"
Новый сладостный стиль – это что?
Новый сладостный стиль – это как?
Возвращение к классической форме романа?
Новый, эмигрантский образ жизни?
Новый язык?
Новый, просторный стиль одежды 80-ых?
Новая, демократическая Россия?
Главный герой романа – Саша Корбах - мне не нравится. Мне по душе только его клоунский рот. Его рост, комплекция, лысина мне несимпатичны. Богемный, закомплексованный человек, зацикленный на своих половых возможностях и способностях, слишком предсказуем в своих поступках. Я не уверена, что он нравится автору. Хотя, если рассуждать логически, должен нравится. По признанию автора, это собственная биография плюс общие черты близких по духу и по ходу жизни людей.
Всё совпадает, только самого автора в нём нет. Всё скрыто, размазано. Ощущение такое, что автор скрыл себя в двойнике Алекса Корбаха – четвероюродном брате Стенли Корбахе.
Может это и есть новый, сладостный стиль? Человек-мечта, герой нашего времени? Он богат, очень богат, он внутренне свободен. У него есть всё: семья, друзья, деньги, власть, ему принадлежит весь мир. И он презирает своё богатство. Он раздаёт своё богатство.
Не здесь ли новый сладостный стиль - возрождение, ренессанс? Если читать этот роман после "Ожога", то можно предположить совершенно невероятное: возрождение утерянной мечты – мечты о коммунизме. Стенли Корбах, излечившийся от своего богатства, в кругу "детей всех народов" – беспартийный коммунист, христианский иудей, объединивший в себе черты сразу трёх миров-цивилизаций, переполненных чужой, заимствованной культурой: русских, американцев и евреев.
Он, по сути своей, социалист, этот Саша Корбах - Стенли Корбах – Толя фон Штейнбок. Новый сладостный стиль – это тоска по неосуществлённому социализму, где государство сильно, а все семьи целы и невредимы?
Лишь в последнюю минуту, вернее в последнюю главу, автор возвращает себя - в оболочке, заявленной в начале романа, как своей: он в шкуре Саши Корбаха.
Новый сладостный стиль – это обретение семьи? Жены, которой ты дорог весь, целиком. Любви, полной, истинной, которой человек учится только через нежность к своей матери, через нежность и жалость к собственной сестре. Если их не было, или почти не было, как у Толи фон Штейнбока из "Ожога", то обрести её трудно, почти невозможно. Новый сладостный стиль - ощущение обретённого отца? Пусть в виде разлагающейся на глазах мумии, отделённой от тебя многими и многими поколениями.
Новый сладостный стиль – это обретение тех чувств, которые даются человеку только в любимой и любящей семье?
Вот только нового языка я не нашла. Язык один, для всех времён и народов. Не английский, не русский, не французский шествуют по временам и государствам. Властно окутывает родную землю, родную планету русский мат.
А "Вольтерианцев…" я всё-таки дочитаю.
2005 г.
Свидетельство о публикации №224042401079
От Сорокина у меня сводит скулы,от Ерофеева - хочется выть в безысходности, от Пелевина - понимание нового субчеловека - уже и не совсем человека...
А "Ожог" теперь я обязательно прочитаю.
Татьяна Вендер 04.05.2024 18:44 Заявить о нарушении
Татьяна Вендер 04.05.2024 18:47 Заявить о нарушении
Наталья Фирсова 05.05.2024 10:18 Заявить о нарушении
Наталья Фирсова 05.05.2024 10:21 Заявить о нарушении