Почему люди верят в Бога и в бессмертие души

С момента появления Homo sapiens прошло около двухсот тысяч лет. Но конфликт человеческого ничтожества и величия так и остается неразрешенным. Великими мы мним себя по отношению к более слабым: детям, старикам, беззащитным животным, больным людям. С ними мы можем сделать все, что хотим, и поэтому испытываем удовольствие уже от самого физического превосходства. Мы создаем орудия труда и оружие для уничтожения всего живого. Мы строим дома и пишем картины. Мы научились плавать и летать. Мы ставим трудовые и спортивные рекорды. Как много поводов чувствовать себя великими!
Но какую бы силу, известность, успешность человек ни приобрел, это не помогает избавиться от ощущения собственного ничтожества. Мы бессильны перед стихиями, перед соблазнами, перед многими болезнями. Но самое страшное - это наше бессилие перед смертью. Каждый человек понимает, что он конечен. И хотя кому сколько отмерено неизвестно, но то, что жизнь - это билет в один конец, знают все. А как можно смириться с тем, что однажды наша жизнь возьмет и закончится? И ладно бы, все разом. Так ведь нет. Кто-то уходит, кто-то приходит, и жизнь продолжается без тех, кто ушел. (Как сказал А. Камю: "Я не боюсь смерти, я просто ревную ее к жизни").
И вот это осознание своей конечности время от времени терзает человека, отравляя даже самую прекрасную жизнь. И однажды человек придумывает сказку для самоуспокоения. Смысл сказки в том, что вместе со смертью жизнь не заканчивается. Умирает только наше тело, а бесплотная оболочка улетает на небеса и продолжает жить вечно. (Как раз то, что надо). Но и в процессе жизни человеку неуютно чувствовать себя маленьким и беспомощным перед обстоятельствами непреодолимой силы. Нужен большой и сильный защитник, заступник и учитель одновременно. Так появляется Сверхчеловек или Бог. Теперь все становится значительно проще. Главное, веди себя хорошо, и ничего страшного не случится (принцип детско-родительских отношений). Нет дождя, когда он так нужен? Помолись, исполни ритуальный танец, принеси сакральную жертву, и дождь пойдет. А если не пойдет, значит Бог на тебя обиделся, потому что ты или кто-то из твоих сородичей сильно нагрешил. И тогда нужно начинать замаливать грехи еще более усердно. Хочешь не просто вечно жить на небесах после смерти, а жить в удовольствии? Опять-таки, веди себя хорошо, иначе жариться тебе на огромной сковородке вечно. Не хочешь на сковородку? Иди, проси прощения у Бога. Он, как мудрый любящий родитель, простит свое раскаявшееся чадо.
Но, самое главное, вместе с обретением Бога, человек получает внутреннюю опору. В те моменты, когда не к кому обратиться за помощью, некуда бежать и не у кого искать защиты, человек знает, что рядом всегда есть Бог. К нему не нужно записываться на прием и ждать своей очереди. Ему не нужно платить деньги за совет (речь не идет о религии и церкви), достаточно просто помолиться, вследствие этого немного успокоиться и, уповая на волю Божью, пассивно ждать разрешения проблемы или начинать действовать с Божьего благословения. А почему мы можем так быстро и запросто связываться с Богом? Потому что в каждом из нас живет его частичка - это наша душа. В представлении некоторых людей душа - это как портал прямого общения с Богом. Для других - это чистый сосуд, который наполняется суммой наших благородных деяний, и по нему, как родители по дневнику, Бог судит о нашей распущенности или непогрешимости.
Возвращаясь к самому началу моего повествования, именно дуализм - величие-ничтожество толкает нас в объятия веры, в которой мы ищем поддержки, утешения, подтверждения своего величия и права на конкретные поступки или защиты от несправедливости или от чего-то более могущественного, чем мы. Душа для нас - луч света божьего, который живет в каждом, и в ничтожном и в великом, и который не гаснет даже после смерти, а ведет нас к жизни вечной, хоть и непознанной. Бог - и родитель и учитель и помощник и судья. И теперь, даже если человек остается совсем один, он знает, что не одинок, потому что с ним всегда рядом Бог.


Рецензии