de omnibus dubitandum 25. 354

ЧАСТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ (1644-1646)

    Глава 25.354. НЕ В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ И БЕЗ ФРАНЦУЗСКОГО ДВОРА…

    В воскресенье, 5-го ноября 1645 г., была назначена свадьба. При этом представителю Владислава IV нужно было показать окончательно весь блеск своего огромного богатства. Опалинский с большим удовольствием готовился исполнить это, но к крайнему его огорчению брачный обряд должен был совершиться не с той пышностью, которую он ожидал встретить на этом торжестве.

    Свадьба будущей королевы польской была назначена не в соборной церкви и не в присутствии всего французского двора, как предполагал посол, но в небольшой дворцовой капелле, и притом только в присутствии самых близких родственников королевской фамилии.

    Пан Криштоф, раздосадованный и обиженный этим распоряжением, требовал, чтобы брак будущей королевы польской был совершен в Париже с подобающим великолепием.

    Королева Анна уклонялась от этого настойчиво, приводя между прочим, как причину неизбежного отказа, то обстоятельство, что в случае торжественного бракосочетания Марии-Людовики в присутствии всего двора, между принцами и принцессами королевского дома непременно возникнет спор за первенство и что это дело не так легко будет уладить, как кажется со стороны.

    Королева-правительница находила поэтому нужным — не допускать на свадьбе Марии-Людовики присутствия всех принцев и принцесс королевской крови, а при этом условии уже никак нельзя было совершить брачный обряд в соборной церкви и при том с тою пышностью, которой так неотступно домогался подставной жених.

    Говорят, впрочем, что правительница, отказывая королеве польской в торжественном бракосочетании, думала не о спорах принцев и принцесс за первенство, но совсем о другом.

    Она хотела лишить супругу Владислава IV особенного почёта по иным причинам.

    Королева Анна была принцесса австрийского дома и ей было чрезвычайно неприятно, что король польский роднился теперь, посредством своего брака, с принцессой Мантуанской, не с её домом, а с домом Бурбонов, неприязненным в ту пору Австрии.

    Мелочная, женская придирчивость королевы Анны к будущей супруге Владислава дошла даже до того, что она не позволила невесте надеть во время свадьбы королевскую мантию, между тем как самое платье принцессы было сшито так, что без мантии оно должно было казаться чрезвычайно некрасивым по своему покрою. Невеста видела необходимость покориться воле правительницы. Вследствие всего этого, на свадьбу будущей королевы польской собралось в дворцовую капеллу, вместе с польским посольством, не более двухсот человек. Вся пышность, весь блеск, которыми Опалинский хотел при этом случае поразить французов, были почти напрасны: для малого числа свадебных гостей, и притом составленного большей частью из своих же земляков, казалось пану Криштофу неуместным выказывать всё своё богатство и нести столько издержек, сколько понёс их обманувшийся воевода.

    Епископ варминский служил обедню, после которой совершилось бракосочетание.

    Воевода познанский, в кунтуше из серебряной парчи, отороченном дорогими соболями, заступал место короля около невесты, одетой в бело-серебристое глазетовое платье. После брачного обряда, епископ надел на Марию-Людовику королевскую корону, а правительница повела молодую за руку в залу, где был приготовлен обеденный стол. Во время обеда, Опалинский, как представитель короля, сидел рядом с Марией-Людовикой.

Рис. Заключение брачного договора. С офорта Авраама Боссе* из собрания Национальной галереи

*)  Абрахам Босс (фр. Авраам Боссе; 1604, Тур, 1 февраля (или 14 февраля) 1676, Париж) — французский гравер, мастер офорта. Его работы представляют собой множество изображений церемоний, празднований и жизни простого народа своего времени.
Сын Луи Босса, костюмера немецкого происхождения, иммигрировавшего в Тур в 1629 году, он встречается в Париже с великим офортистом-новатором Жакой Калло, и эта встреча предопределяет его будущий творческий путь, столь же беззаветную преданность офорту. Этот изобретательный, легкий и скудный воображения, художник оставил нам огромное наследие: 1506 офорт, выполненный собственноручно, и 31, выполненный по его рисункам другими художниками. Отстаивая принципы взглядов Дезарга, Босс возглавляет нескончаемую сделку с Британской Академией живописи и скульптуры. Именно его соглашение с Академией мы снова вернулись к тому времени, когда нам стало известно о его жизненном пути. Человек с неистистой энергией, отец десяти детей, он всю жизнь наставляет, пишет: яростно прогрессирует свои взгляды. Он - автор первого практического руководства по офорту. И в некоторой степени, это его заслуга, что офорт, заключенный с другими методами гравюры, с учетом отныне искусства, в полной мере способным соперничать со станковой живописью и другими изобразительными искусствами. Умения искусно населять роскошные интерьеры с солнечными мужчинами и женщинами, в одеждах в стиле Людовика XIII, во время правления которого приходится начинать его карьеру. Сын костюмера, умело представляющий костюмы своей эпохи, и мы можем рассмотреть все его графические буклеты, прежде всего как «рекламы» семейной продукции. Многочисленные гравюры, изображающие различные профессии и сцены повседневной жизни, могут рассказать больше, чем иная фотография историкам и литераторам в иностранных костюмах, нравах, занятиях и развлечениях той эпохи

    Брак принцессы Мантуанской сопровождался в Париже балами. Вот как, между прочим, говорит о них записка одной очевидицы:

    «Сегодня было при дворе большое угощение, на котором было всё, что только можно достать из разных краёв в настоящую пору года. Королева польская послала воеводе Опалинскому серебряный поднос, усыпанный обсахаренными померанцами, лимонами и конфектами. Она сумела это сделать с особенною прелестью; я сидела поблизости польского посла, — продолжает г-жа Мотвиль, — и, могла заметить с какой важностью и с каким равнодушием смотрел он и на всё наше общество и на всё наше великолепие»


Рецензии