Теба мать родная 1

Говорят мне, зачем сюда ездите, у вас же есть квартира в городе.
Отвечаю, я же здесь родился, на Той стороне. (Вернее, отец привез молодую, беременную жену на смотрины из Сталинска на Майские праздники). В том году Первое мая выпало на пятницу. Отец переправил будущую мать на лодке через Томь и поводил по кедровым и черничным горкам. Она до самой кончины это вспоминала. Вернулись в город в воскресенье, а в понедельник с утречка я родился в Первом роддоме, тогда ещё не было рядом Драмтеатра, как сейчас помню.
Я был первенцем, первым внуком у бабы Саши, матери отца, любимчиком. И эта любовь меня хранила до 99 года. Все каникулы я на Тебе. Я купался в любви. Дед Илья не отпускал с колен первую внучку Надю, а от бабушки для Серёжи еже воскресные блины , и треугольные пироги морковные, и сковорода гольянов залитых яичницей. Брала Серёжу по ягоды, подвязывала на верёвочку трёхлитровый эмалированный бидончик и тащила в лес. Ещё дошкольником я исследовал близлежащие за околицей Тебы ключи, Быстрый, Татарников, третий ручей за железнодорожный мостом. на 108 километре, я до сих пор зову Бабушкиным.
Дед Илья меня припахивал конкретно, с 68 по 71 строил новый дом. Серёжа, ну-ка подсоби. То лебедку покачаешь, вытаскивая бревно на берег, то верёвку подержишь, пока дед закатывает то бревно по лагам на сруб. И глину месил на штукатурку, и цельные кирпичи, брошенных на жд-насыпи, воровал на печь. Четыре штуки в рюкзак (16кг), две ходки в день, это сейчас 11 кило рюкзак – проблема, а тогда школьнику младших классов – зарядка, фитнес, тренировка и трудовая повинность.
После армии вернулся на Тебу. В семье уже из трёх поколений был седьмым. Работал на КРАЗе в Гранитном карьере, возил естественно гранит. По вечерам калым, кому дрова, кому горбыль, кому опилок… В поселке у меня была самая большая машина, а в советские времена цена была одна – пол-литры, не важно чего, Пшеничная, Чачма, самогон, да ещё наниматель норовил пригласить водителя домой, чтобы тот не упился, разделить окончание хлопотЫ.
Недолго музыка играла, выпал снег и водитель КРАЗа скрылся в городе.
Дед, умирая, просил: - Серёга, ты ж строил этот дом, возвращайся. Жизнь стала добрая! Шла весна 1982 года, в ноябре этого года Добрая жизнь кончилась.

Мне бы 15 миллионов и я бы попытался возродить Гранитный участок на Тебе. Сейчас транспортные расходы запредельные, так бы река Томь помогла. Гранит на баржу и самосплавом по городам, пожалуйста: бордюр, ступени, надгробья. Притом что вечные, это вам не мраморная крошка и на цементе тротуарная плитка.

(продолжение следует)


Рецензии