четвертый курс

. Четвертый курс
Рассказ.

Прошло более 50 лет с тех пор, как студент четвертого курса  бегал на свидания, но по утрам меня будят воспоминания. Мысленно перед глазами проплывают картины далекого прошлого, когда молодой и здоровый стремился покорить весь мир.  Именно тогда сформировался характер, который определил дальнейшую мою судьбу. Наряду с  картинами прошлого  приходят размышления о себе, времени, о тех друзьях и товарищах, что повстречались на жизненном пути.
Первый семестр четвертого курса обучения в институте для меня складывался удачно. Во время,  с хорошим результатом сдал две курсовые работы. К концу семестра выполнил и защитил все лабораторные работы, а также текущие проверки по основным предметам.
Первый экзамен по электроснабжению предприятий  4 января. Есть время на подготовку, можно немного расслабиться.
На новогодний праздник  группа студентов однокурсников  в складчину закупила спиртные напитки и закуску. Новогодний стол  накрыли в комнате общежития, где я проживал. Студенческое застолье не отличалось изысканностью вин и блюд. Бутылочка водки, колбаска, питерский каравай, жареная картошка, селедочки немножко. Пропустили по две рюмочки, захмелели и спустились на первый этаж в столовую, которая превратилась в танцевальный зал.  В центре столовой была установлена зеленая красавица, ель, украшенная елочными игрушками, золотистым дождиком, стеклянными гирляндами и прочими новогодними украшениями. Сегодня столовая дарила веселое праздничное настроение.
 Громкая музыка заполняла зал, Празднично одетые молодые  люди  танцевали и плясали. Я обратил внимание  на трех девушек, что стояли слева от входной двери. Они смеялись, весело беседуя. Из любопытства решил пригласить на танец симпатичную девушку среднего роста, в светлом платье. Подойдя к ним, раскланялся и спросил разрешение  пригласить на танец  их подружку.
Танцор, я неопытный, но новая знакомая взяла инициативу  и направляла мои движения  во время танца. Сразу поняли друг друга. Нашлись общие темы разговора. Девушку с русыми, длинными волосами звали  Надей, Надеждой. Она обучалась на последнем курсе техникума, на фармацевта.  Её подружка,  Катя, учащиеся экономического факультета,  пригласила Надю   на  новогодний вечер. За первым танцем последовал второй, третий. Нам было комфортно вдвоем веселиться.
 Друзья  предложили  продолжить застолье, согласился. Вновь выпивали, поднимали тосты за успешную сдачу экзаменов, за любовь и дружбу. Пришли студенты с соседних комнат и внесли некоторый разлад, раздор.  Я покинул шумную компанию и быстро пошел туда, где гремела музыка и веселилась молодежь. Она хаотично двигалась  в такт музыки.
    В толпе  я заметил новую знакомую, наши взгляды встретились.  Возможно, мне показалось, но глаза ее заблестели, излучая магический свет, а улыбка стала светлее и добрее. Я поспешил к ней и  пригласил на танец. Не проявив ни каких  возражений, она прижалась ко мне. Я  шептал на ухо  разные комплименты, но  звуки музыки были очень громки, что она, не понимая  меня, улыбалась  и напевала песню, что неслась по залу.
   В танце я ощущал небольшие груди, упругий животик, гибкую талию, все это дополнялось ароматом духов, создавало возвышенное настроение.  Танец закончился, проводив Надю до подружек, остался  в их компании.
  Вечер приближался к завершению, студенты в основном парами возвращались в свои комнаты.  Напросился  провести Надежду до её дома, расположенного в Адмиралтейском районе Ленинграда.
    Давно  куранты пробили двенадцать часов.  Общественный транспорт не ходил. Редкие такси развозили праздничных горожан по квартирам.  Снег  шел  редкими снежинками, которые долго плясали, кружились в воздухе, прежде чем упасть на  дорогу, тротуар, деревья, дома. Они падали нам на шапки,  пальто.
  Чтобы развлечь Надю, стал пересказывать недавно прочитанные сказки Л.Н. Толстого. Она смеялась, часто переспрашивала, уточняла. Мне было непонятно, реально её заинтересовал сюжет сказки, или смех от моих объяснений  смысла произведения.  О себе  пояснил, что родился в деревне Псковской области  и учусь в институте на четвертом курсе.
       Родина Надежды поселок Новгородской области. В Ленинграде  проживает у тети. Дочь её вышла замуж  и обосновалась  в кооперативной квартире в новом районе города.
   Постепенно хмель улетучилась, но пришла физическая усталость. Появилась  мысль, что сморозил глупость, провожая будущего фармацевта.  Она легко и уверенно, ступая своими красивыми ножками по рыхлому снежку, шла слева от меня. Периодически  Надя поворачивала в мою сторону голову, и тогда я в цвете ночных фонарей, видел слегка курносый носик, алые,  подкрашенные губы  и веселые глаза. Иногда она смешно по девичьи бежала вперед, я догонял и нежно обнимал за плечи. Надежда  своей ручкой одетой в шерстяные варежки  била по запястью и требовательным голосом просила: «Отпусти. Отпусти же». Я выполнял её приказание  и продолжал сопровождать знакомую.
    На середине моста «Лейтенанта Шмидта» остановились и, обнявшись, любовались праздничным городом. Снег перестал падать, мороз усилился и заставил нас шевелиться.  Мы понеслись по мосту  на другую сторону Невы. С набережной свернули налево под арку, миновали  небольшой дворовый сквер и оказались  во дворе пятиэтажного дома.
  - Вот здесь  на втором этаже я временно проживаю, окно квартиры выходит во двор, - сказала Надя и рукой показала окно.
  - Когда мы встретимся, увидимся, - пробасил я
  -  Будет желание, позвони после 5 часов вечера. Я всегда дома. Телефон, номер, установлен на коридоре коммунальной квартиры.  Спросишь Журавлеву Надежду, то есть меня.
    Скромным голосом протяжно пропела: «С нетерпением жду твоего звонка», сняв рукавичку, протянула руку. Маленькая ручка с длинными пальцами  оказалась в моей руке, слегка её пожал.
 Оставляя на снегу следы своих сапожек, Надя быстро скрылась за входной дверью.  Продолжая  стоять, я осмотрел заснеженный двор, деревья, накрытые  белыми шапками и здание, построенное буквой  Г,  некоторые окна излучали свет, слышались приглушённые праздничные звуки.
   На душе стало спокойнее, когда загорелся электрический свет в окне второго этажа. Надежда подошла к окну, но ночная темень и непрозрачное стекло,  украшенное дедом морозом, не позволили пообщаться.
    Первое января Нового года отсыпался и предавался мечтаниями. После обеда взял конспект и, пролистывая его, вспоминал пройденный материал, но  что –то мешало основательно углубиться  в изучение предмета. Конспект отложил в сторону,  вышел гулять  на проспект. Морозный воздух подействовал благотворно, лучше стал запоминать особенности электроснабжения предприятий.
   Второго января зашел за соседом однокурсником  Сергеем и вместе  пошли в институт на консультацию к преподавателю. В фойе основного корпуса учебного заведения наше внимание привлек  портрет в рамке с траурной лентой. Подойдя ближе, узнали, что скоропостижно скончался Александр, который учился в параллельной группе. Веселый, жизнерадостный ленинградский  парень, красавец мужчина в октябре женился и жил отдельно от родителей. Учеба в институте ему давалась легко, успевал посещать спортивные секции.
     Теперь его не стало, ушел в другой мир. Сердце сжалось, на душе горечь утраты. Не верилось, что  умер Саша, ведь 30 декабря с ним общались.
   После консультации зашли в комитет ВЛКСМ института, где было полно студентов. Обсуждали о помощи родителям Александра и похоронах.  Студенты группы  в начале учебного года избрали меня старостой. Секретарь ВЛКСМ поручил мне собрать деньги на три венка и закупить их.
    Задача оказалась сложной, так как большинство студентов основательно израсходовали свои финансы в новогодний праздник. Выручили девчата и преподаватели. Три венка заказали  в другом районе города, которые обещали отдать заказ утром  на следующий день. Остаток дня, вечер и часть ночи готовился к сдаче экзамена.
   Утром до экзамена студенты нашего факультета простились с Александром. Подавленный зашел в аудиторию, взял билет и  стал готовить ответы на экзаменационные вопросы. Переживания ушли в сторону, экзамен сдал на 4 балла.  Вечером, в узком кругу друзей,  помянули Сашу, выпили за упокой его души.
   5января вечерком  с телефона автомата позвонил Наде. Первоначально  выразила свое возмущение  тем, что долго не звонил, но, узнав о смерти однокурсника, смирилась. Мне показалось, что в душе у нее вкралось сомнение  относительно моей влюбленности.
   Студенческая сессия всегда напряженное время, которого  катастрофически не хватает. Как не крути, но если желаешь сдать экзамены на хорошо  и отлично, то нужно основательно готовиться. Следующий экзамен  по электроприводу. Читал данный предмет  пожилой профессор, доктор технических наук.
    Три дня подготовки и одна консультация  пролетели быстро, как один час. В зачетной книжке  появилась еще одна пятерка. Вечером звонок Надежде. Судя по голосу, трубку подняла пожилая женщина. Затем тишина. «Алё! Я слушаю!» Я доложил о своих успехах,  и договорились  встретиться  во дворе дома проживания.
     Здесь нужно сделать пояснение. В течение всего семестра я подрабатывал  на полставки на кафедре транспорта. Вчера получил заработную плату за декабрь. Имел возможность пригласить  девушку  в кафе или кино.
     Встречу ждал, готовился: погладил рубашку, брюки, почистил пиджак, до зеркального блеска надраил ботинки. Во дворе появился раньше срока и с нетерпением оглядывал подъезды. Отворилась дверь и на пороге остановилась девушка в черном пальто и черной вязаной шапочки. Она, осматриваясь вокруг, увидела меня, заулыбалась и быстро приблизилась.
   -Здравствуй! Алеша!- протянула мне руку, которую крепко пожал.
     - Не раздави, медведь. Она мне  нужна.
     - Какие планы на вечер,- спросил я.
     -Тетя просила не задерживаться и до 10 часов вернуться.
  Гуляя по Невскому проспекту, заглянули в кинотеатр «Баррикада» и приобрели два билета на вечерний сеанс. До кинофильма оставалось время, предложил  отведать мороженого в ближайшем кафе. Мы сели за столик друг против друга, улыбались и медленно ели маленькими ложечками мороженое. Оно было сладким и вкусным. Прилив радости и счастья наполнил моё существо.
    После кино, которое оказалось  западным боевиком,  мы, взявшись за руки, дурачась, сравнительно быстро пришли к подъезду Надежды. Сделал попытку обнять  Надю, но она увернулась, показала кулачок и захлопнула дверь перед моим носом.
   -Звони!  Жду! Всегда ожидаю звонка, - прокричала она на прощание.
Следующий разговор по телефону состоялся  после сдачи экзамена по предмету  «металловедение и ремонт машин». На последний экзамен «экономика и организация производства» отводилось  на подготовку два дня.
      Этот предмет читал доцент  инвалид Великой Отечественной войны, который в 1941 году, будучи студентом института,  добровольно поступил в народное ополчение.  В бою по защите Ленинграда  получил серьезное ранение, в госпитале ампутировали руку.
   Студенты уважали доцента, посещали все лекции,  наполненные глубоким знанием предмета и дополненные примерами практической работы на производстве. Экзамен с пятеркой в зачетке позади. Каникулы, в деревню.
  Купил два билета в театр «Музыкальной комедии» и пригласил Надежду. Встретились у здания театра.  Веселый  водевиль  настроил нас на лирический лад. Я впервые поцеловал Наденьку. Она смеялась, говорила, что неуклюж, не умею  целоваться и  мало уделяю ей внимание.  Объяснил, что на неделю уезжаю в деревню к родителям. По выражению лица догадался, что она не в восторге от моего решения.
На второй день после приезда в Ленинград позвонил Наде. Увиделись в субботу перед обедом у Русского музея, который  уговорились посетить. Она призналась, что ранее не была в нем. Я также впервые переступил порог этого выдающего музея. Проходя по залам и коридорам музея, он покорил меня своим богатством, разнообразием. В душе укрепилась гордость за талантливый российский народ, создавший шедевры мировой культуры. На какое – то время забыл, что рядом со мной девушка,  в которую я влюблен.
Рассматривая полотна знаменитых мастеров, боковым зрением  увидел, спутница скучала и устала. Обратил её внимание на большое полотно, расположенное в центре боковой стенки и высказал свое мнение   о замысле художника.  Улыбаясь, Надя потянула меня за рукав  на выход.
 Музейная площадь встретила нас обильным снегопадом, который  падал прямо в лицо и затруднял движение.  На трамвайной остановке, сбрасывая снежные хлопья с пальто  Надежды, я быстро поцеловал подругу в щеку.  Они приобрели ярко розовый цвет  от мороза или волнения. Вскочив в подошедший трамвай,  встали у задней стенки,  взявшись за руки, любовались   падающим снегом,  прекрасными зданиями.
Приближался Международный Женский день 8 марта. По телефону поздравил Надежду с праздником и сказал, что желаю  лично вручить ей и тете  по букетику цветов.   Веселым голосом она пригласила меня в гости. На Андреевском рынке купил два букета тюльпанов.
В прихожей коммунальной квартире меня встретила  моложавая, полноватая женщина. Представилась  Нина Федоровна. Внимательно осматривая меня, показала, где повесить пальто, поставить ботинки. На коридор выпорхнула Надя, и попросили в комнату.  Она оказалась небольшой, но уютной с дореволюционным изразцовым камином.
 Я поздравил женщин с праздником и вручил им букеты цветов, поблагодарив, они   усадили меня  за стол, стоящий возле единственного окна.  Нина Федоровна  оказалась скромной простой русской женщиной, умудренной  жизненным опытом.  Она угостила нас вишневой настойкой, разлив её в маленькие рюмочки.  Первый тост выпили за мир и дружбу, второй за женщин, в том числе сидящих за нашим  столом.  После рюмки настойки изменилось восприятие, смущение, скованность,  а во взгляде Нади - озорные искорки. За столом были недолго и, поблагодарив хозяйку, выпорхнули на улицу
Весна пробивала себе путь дорогу капелью, солнечным светом, днем с лужами на дорогах и тротуарах, по ночам  властвовала зима, превращая  лужи в ледяные катки. Обходя лужи, приблизились к Зимнему дворцу. Надя рассказывала о весне в поселке, а еще о государственном экзамене, что состоится в мае. Преддипломную практику фармацевты курса будут проходить  на предприятиях города Ленинград, выпускающих лекарства, так что есть возможность  встречаться в дальнейшем.   Оказалось, что у Нади  заветная мечта работать на предприятиях, или в аптеках города на Неве.  Договорились о следующей встрече.
 Второй семестр оказался еще боле загруженный это две курсовые работы, один реферат, множество лабораторных работ и текущая подготовка по основным предметам.  На кафедре закончили монтаж опытного образца и приступили к испытаниям, но постоянно возникали проблемы или неполадки, что затрудняли  работу.
 Мне нравилось познавать новый материал, втянулся в процесс обучения. Частенько наведывался в институтскую библиотеку, где существовал огромный выбор научной и технической литературы. Книги библиотеки помогали быстрее выполнить  курсовые работы.
Прошел март, апрель. Наши встречи по субботам стали обыденным делом, но  всегда мы стремились свободное время провести весело  с пользой для себя. К концу  апреля у меня  появлялась обеспокоенность, при встрече ответственность. Мне казалось, что я влюбился в Надежду. Со мною Надя всегда была весела, мила и я стал считать, что она полюбила меня или обожает.
 В начале мая совершили поездку на теплоходе в  Петергоф, где любовались фонтанами и гуляли по прекрасному парку. Здесь в укромном местечке  мы долго целовались. Она смеялась,  что в двадцать лет не умею ухаживать за девчатами.
 Подруга Надежды пригласила нас на свою свадьбу. Для свадебного торжества у меня не оказалось приличного костюма. В ателье сшили мне брюки, а в универмаге  купил белую рубашку и светлый свитер. Свадебное торжество пришлось на конец весенний сессии, которая для меня сложилась удачно.
К этому времени Надя отработала производственную практику, завершила учебу в техникуме и получила направление  на работу в аптеку  города Луга. У меня  до конца сессии – один экзамен и  летняя практика  на Кольском полуострове. Молодоженам купили скромный подарок.
 Свадьбу подруги я запомнил на всю жизнь. Она  проходила на судне, переделанным в ресторан, стоящем на якоре  возле моста Лейтенанта Шмидта. Торжественная запись проходила во дворце бракосочетаний и завершилась  шампанским. Подруги невесты  украсили зал ресторана и подготовили развлекательную программу. Со своей стороны я купил жениху и невесте пять алых роз и вручил их. Посадили нас за свадебный стол рядом, что дало возможность ухаживать за Надеждой.
Я находился в поднятом настроении, в ударе и периодически вставал и провозглашал тост. Если играла музыка, то приглашал любимую на танец. Мы всей душой и телом отдавались во власть музыки.  К концу праздника, отгадывая разные загадки и шарады, заработал фанты и призы, которые передал Наде.   От выпитого вина захмелел.
В Ленинграде белые ночи. От Невы тянуло  свежестью. Тишина. Только невская волна, ударяясь  о гранит набережной,   создавала слабый шум.  Я,  спокоен, умиротворен, весь во власти недавних впечатлений.   У меня желание идти с Надей  вперед  долго, рука об руку.
 Надежда остановилась, повернулась в мою сторону и  с горечью в голосе  проговорила:
 - Мы знакомы  более пяти месяцев. Называешь меня любимой и другими красивыми словами, но не делаешь мне предложение.  Почему? Оля и Витя сыграли свадьбу. Знакомы они три месяца, и жить будут  в Ленинграде.
Сказав это, она топнула ножкой и отвернулась. Некоторое время  молча  продолжали движение. Собираюсь с мыслями, понимаю важность момента.  Она ждала от меня положительного ответа, но я не готов был жениться, создавать семью.
-Давай Наденька вернемся к этому вопросу через год. Он пролетит быстро. Будем встречаться, как сейчас по субботам, приезжая в город Лугу. Я, окончу институт, определюсь с местом работы,   тогда сыграем свадьбу.
- Ты эгоист, беспокоишься только о себе. В твоем сердце я присутствую  тогда, когда гуляешь со мной, обнимаешь меня. Я не хочу видеть тебя.
 Расстались  у подъезда дома холодно, без рукопожатий и поцелуев.  С тех пор я не видел Нади. На мои письма с Кировска она не ответила.  В сентябре позвонил тете и поинтересовался судьбой племянницы.
- В августе Надежда вышла замуж и просила её не беспокоить, - ответила она.

 Апрель 2024 год                Алексей Иванов – Уситовский  2
   
      


Рецензии