Камень. Встреча с председателем колхоза. 1933 г. К

Встреча с председателем колхоза
(глава из биографического романа «Камень», автор – Владимир Шабля).
1933 год, апрель. Колхоз «Могутня» Томаковского района.

Двор со звездой на воротах нашли без труда, но дома действительно никого не оказалось. Только через час, когда совсем уже стемнело, со стороны Днепра стали доноситься голоса. А вскоре подошла довольно солидная компания.
В ярком лунном свете Данилу удалось достаточно хорошо разглядеть этих людей. Навскидку бригада состояла человек из тридцати: примерно половина из них – мужчины, а остальные – бабы да детишки. Здесь были и стар, и млад: одни – с удочками да снастями, другие – с вёдрами, сумками и ломами, третьи – с рыбой.
– Здравствуйте! – поприветствовал людей Величко. – Мы из Томаковки, хотели бы поговорить с председателем колхоза «Могутня».
– Ну, я председатель, – с вызовом заявил, выходя из толпы, худой, но жилистый мужчина среднего возраста, – Клим Завознюк меня зовут.
– Демьян Величко, – отрекомендовался Демьян, – я глава комиссии райисполкома, – а затем, показывая рукой на своих спутников, добавил: – А это – члены комиссии Данил Шабля и Кузьма Буюн. Нам поручено вручить Вам предписание райисполкома и провести проверку.
– Что ж, раз так – подождите немного, пока я с людьми закончу, – сказал Клим, затем повернулся к своей группе. – Рыбу поделите поровну на всех; Федоруку и Лукашу занесите по полпорции: они рыбачили только полдня. Инструменты – в хлев под замок, – дал он указания, затем подозвал двух ребятишек, шепнул им что-то на ухо и опять обратился к комиссии: – Пойдёмте в контору.
Председатель сделал приглашающий кивок головой и первым побрёл по дороге. Демьян с Данилом последовали за ним, а Кузьма развернул подводу и легонько хлестнул Гнедого, побуждая его следовать за идущими впереди.
«Комиссия без оружия – это уже плюс: значит, хотя бы обыски в домах делать не будут», – размышлял председатель колхоза.
Он прикидывал в уме, как повести себя с очередными представителями властей. Внимательно осмотрев уполномоченных райисполкома, мужчина пришёл к выводу, что это обычные служаки, которым спустили задание "сверху". В пользу такого вывода свидетельствовали их скромная одежда и приличные, можно даже сказать, кроткие повадки. А раз так, Клим решил прозондировать почву и попробовать найти общий язык с проверяющими.
– Каждый день ходим колхозом ловить рыбу, – осторожно сообщил Завознюк, как только удалось отойти на дистанцию, с которой группа рыбаков не могла слышать разговора, – улов, как вы сами видели, – слёзы, но это лучше, чем ничего. Сейчас уж и опасно ловить: в любую минуту может начаться ледоход, однако рискуем; ведь когда Днепр вскроется – лавочка на пару недель и вовсе будет прикрыта. Я сам с ужасом думаю, чем тогда буду кормить своих детей.
– Мы видели похоронную команду, – тихо, но с укором проговорил Демьян, – неужели нельзя людей похоронить по-человечески?
– Можно, да мёртвым уже ничем не поможешь! А сил на изготовление гробов и рытьё могил нужно немерено! – огрызнулся председатель. – Поэтому пытаемся в первую очередь спасать живых.
– Не по-христиански это, – возразил Величко.
– А морить людей голодом – по-христиански?! А двенадцать вооружённых продотрядов за полгода – по-христиански?! – неожиданно для самого себя взорвался Завознюк. – Забрали всё! А теперь хотите быть добренькими?!
Величко опешил от такого напора. Он остановился посреди улицы, не зная, что предпринять дальше.
– Давайте зайдём в контору и там всё детально обсудим, – предложил Данил примирительно, пытаясь сгладить конфликтную ситуацию.
– Да мы уже практически пришли, – проговорил председатель колхоза, делая над собой усилие и указывая на небольшое, но приличное здание, находящееся метрах в сорока по ходу движения.
Видно было, что он из последних сил старается погасить свои эмоции, но шевелящиеся желваки выдавали его возбуждённое состояние.


Рецензии