сновидение 17 Диковинное приспособление для стен

19.07.04               
                Диковинное приспособление для стен

Время прошлое.
Иду по одной из московских улиц в направлении своего дома, где назначена встреча с моей женой и строителем, которого мы пригласили для ремонта нашей квартиры. Приблизившись к дому, замечаю, что наш дом выглядит очень неприглядно, фасад не отштукатурен, видны голые кирпичи, водосточные трубы погнутые, металические части балконов ржавые, на некоторых балконах вообще нет деревянных поручней. Пока я обозреваю детали запущенности дома, появляется жена. Слышу: “Привет, на часах двадцать минут второго, а его всё нет, он опаздывает на целых двадцать минут”. Отвечаю: “Наверно электричка задержалась, подождём ещё пару минут, если не появится, то пойдём сами клеить”. Через минуту появляется мужчина неопределённого возраста, с короткой бородой и длинными чёрными усами. Говорит, что он эксперт по обоям. Строитель, одет не для строительных работ, на нём чёрный смокинг, белая рубашка с бабочкой. Замечаю, что он держит диковинное приспособление, которое представляет собой  нечто, не поддающееся описанию - никогда в жизни ничего подобного не видел. Приспособление располагается на металическом шесте, который он держит в руке. Спрашиваю его, что он держит в руке, отвечает: “То, что я держу в руках может красить, а если нужно, может клеить”, на его лице появляется невыразимо хитрая, но в тоже время приветливая улыбка. Далее он добавляет: “Это может делать многое, на то оно и Это!”. Чувствую себя смущённым от его странного комментария. Садимся в грязный лифт, молча подымаемся на шестой этаж. Зашли в квартиру, спёртый воздух резко ударил мне в нос, смотрю на жену, которая морщится от запаха. Оглядываю квартиру, кругом грязь и кучи мусора. Ловлю себя на том, что у меня провал в памяти и чувство неопределённого дискомфорта. Спрашиваю себя: “Почему я здесь? Чья это квартира?” Моё внутреннее состояние находится в смятении и растерянности, шёл в свою квартиру, а попал в неизвестно чью, но только не в свою. Непредвиденная для меня ситуация вызывает во мне смесь тревоги и разочарования. Жена, тем временем, даёт какие-то инструкции Мастеру, которые я почему-то не понимаю, знаю каждое слово в отдельности, но не понимаю общего смысла фраз. Зайдя в квартиру Мастер сразу начинает ремонт, он двигает механизмом по стене и невероятно ловко снимает старые обои. Гляжу на его работу и не могу сообразить, как он это делает. От непонимания ситуации чувствую раздражительность. Чтобы избежать продолжающихся неприятных чувств, пытаюсь найти себе работу, начинаю собирать мусор. Тем временем Мастер закончил снятие старых обоев и начал покраску. Слышу его разговор с женой - она: “Не могу поверить своим глазам, как быстро вы это делаете, вы настоящий кудесник”. Мастер: “Когда я двигаю свой инструмент вперёд, то он берёт, а когда назад, то он отдаёт, в этом весь фокус моей работы”, далее продолжает: “Иногда хорошее забывается, а плохое вспоминается, а бывает и наоборот. Но когда наступает час правды, то всё становится на свои места и ничего не пропадает”. Жена: “Я тоже не люблю оглядываться назад, как ваш инструмент, отдавать не хочу, а хочу получать, вот я и смотрю только в будущее”. Мельком бросаю взгляд на стены, от увиденного прихожу в состояние восхищения. Результат работы превысил все мои ожидания, новое состояние стен не может быть описано!!, оно совершенно невероятно, такого в обычной реальности быть не может. Далее внимание переключается на другую комнату, вижу, что эта квартира двухкомнатная, а у нас должна быть трёхкомнатная, понимание этого несоответствия вызывает сильное чувство тревоги. Захожу в спальню, вижу  на старой и грязной постели лежит наша родственница (в настоящей реальности покойница). У неё неподвижный взгляд, она как бы смотрит сквозь меня. Узнав её, начинаю вспоминать, что старушка жила с нами в этой квартире до своей смерти. В моей памяти продолжают вспыхивать воспоминания о нашей совместной жизни. Она была тихим и милым человеком, никогда не доставляла нам с женой проблем. Взглянув на неё, я интуитивно понял, что она здесь что-то забыла. Ей нужно помочь найти то, что она хочет забрать с собой туда, откуда пришла, и освободить её. Желание помочь активизирует внимание, сосредотачиваюсь на поиске, вижу рядом стоит старое трюмо, лезу туда и достаю русский традиционный красный платок. Взяв его в руки, вспоминаю, что он был её любимой вещью, она всегда одевала его на праздники. Подхожу к ней ближе и аккуратно набрасываю платок ей на голову. Она выходит из ступора, появляется осознанный взгляд, направленный прямо на меня, вижу в её глазах благодарность, затем всё исчезает. Меня переносят в реальность моего детства. Солнечное утро. Вижу песочный пляж. Синее море. Осознаю себя ребёнком, сидящим у своей матери на коленях, рядом мой отец. Испытываю чувство непередаваемой любви к родителям, неописуемое счастье быть вместе с ними, чувство полной завершённости и радости жизни.
 Проснулся в шесть часов утра. Лежал и вспоминал мою жизнь в молодости, вспомнил очень много хорошего из той далёкой жизни.

           Комментарии к сновидению:
Сновидение чувственно положительное, дало толчок к прошлым воспоминаниям, помогло вспомнить многие эпизоды жизни, которые никогда бы не вспомнил. Подавляющее большинство поступков, которые совершал во время совместного проживания с родственницей были положительными. Оценка поведения явилось хорошим уроком для будущего. Совершив добрый поступок, получаю освобождение и попадаю в детство, испытываю чувство радости  и счастья.


P.S. 10.10.06
                Расширенные комментарии в стиле психоаналитики.


Это сновидение всплыло из глубин не только памяти, но и совести. Оно началось с бытовой сцены, но шаг за шагом трансформировалось в нечто гораздо более глубокое — внутреннюю работу, мистическое очищение, акт прощания и освобождения. Мне кажется, сон выстроен как путь — от хаоса к гармонии, от забвения к памяти, от разрозненности к целостности.

1. Дом — лицо моего внутреннего пространства
Когда я вижу фасад собственного дома — потрёпанный, ржавый, в запустении, — я понимаю: это не просто архитектура, а метафора моего нынешнего состояния. Как будто сама психика, моя внутренняя структура, требует ремонта. Грязь, отсутствие перил, неровности — это всё знаки тех мест, где я, возможно, потерял связь с собой, забыл важное, оставил незавершённым. Дом — это я. И фасад говорит, что пора обратить внимание внутрь.

2. Строитель — не строитель, а алхимик
Приходит человек в смокинге — невообразимо неуместный наряд для ремонта. Но именно в этом противоречии проявляется его суть: он не обычный строитель, он — фигура трансформации, возможно, сам бессознательный архетип мастера, кудесника, алхимика. Его инструмент — вне логики и вне описания. Он "берёт" и "отдаёт", работает на вперёд и назад — как сама память, как поток времени. Это уже не предмет, это функция памяти и исцеления, ставшая зримой.

Его фраза: «Это может делать многое, на то оно и Это!» — звучит как утверждение непознаваемого. Это — то, что не поддаётся разумному описанию, но без чего невозможна внутренняя перестройка.

3. Квартира — незнакомая и знакомая одновременно
Когда я поднимаюсь и вхожу в «нашу» квартиру — а она оказывается чужой, грязной, чуждой, — у меня возникает острое ощущение разрыва: я вроде дома, но не дома. И это вызывает тревогу. Думаю, здесь проявляется феномен психологической дезориентации во времени и пространстве, сдвиг восприятия, когда ты ощущаешь внутреннюю оторванность от своей прежней целостности. Это не просто "не та квартира" — это не то Я, с которым я себя ассоциирую. Не та точка на жизненной карте, в которой я хотел бы находиться.

Тем временем Мастер молча делает своё дело — он удаляет старое. Срывает старые обои — слои прошлого, может быть, забытые чувства, незавершённые диалоги, внутреннюю грязь, обиды. А затем — начинает обновление. И результат выходит запредельный, «такого в обычной реальности быть не может». Это — момент исцеления, акт внутреннего преображения. Но — не без последствий.

4. Нарушенная география: «было три комнаты — стало две»
Вдруг я осознаю, что квартира не соответствует реальности: вместо трёх комнат — две. Это тревожит. Возможно, это сигнал того, что я утратил что-то из себя, какую-то часть личности или памяти. Третья комната — это прошлое, то, что было сокрыто, но теперь возвращается.

5. Мёртвая родственница — хранительница утерянного
Когда я вижу лежащую родственницу, которая давно ушла из жизни, я не пугаюсь, а вспоминаю. В её присутствии нет ужаса — есть покой, и тихая просьба: «помоги мне завершить». Её взгляд сквозь меня — это как бы взгляд из мира памяти, из другой сферы, которая существует не в линейном времени, а в вечном.

Я вспоминаю её любимый платок. И, набросив его ей на голову, возвращаю ей её лицо, её смысл, её достоинство. Это акт глубоко этический и символический. Это — прощание. Освобождение. А может быть, и освобождение собственной души от чувства вины за что-то, не сказанное, не сделанное при её жизни.

Когда она исчезает, исчезает груз, и я падаю — но не в бездну, а в рай своего детства.

6. Детство — возвращение к себе
Финальная сцена, в которой я оказываюсь ребёнком на коленях у матери, рядом отец, море, солнце — это не просто воспоминание. Это восстановление архетипического ощущения защищённости и любви. Это восстановление утратившейся связи с истоком. Здесь нет тревоги, страха, долга, недопонимания. Здесь — просто бытие. Радость. Завершённость. Это награда, которая приходит после внутреннего очищения и доброго дела, сделанного из сердца.

               


Рецензии