Ивановское. Ушли верстовые столбы

  Последние дни марта 2024 года. В Москве теплело, теплело и, наконец, выдалась пара дней, когда дневная температура дошла до двадцати градусов. По радио говорят, что такое было последний раз только в 1951 году. Дни были ясные и солнечные. Имея такую возможность, я счёл за преступление хотя бы на часок не зайти в Торлецкий парк. Дорожка, идущая от главного входа ещё до конца не просохла, но так и манила дойти хотя бы до прудов. Оттуда слышался гомон чаек. Они галдели не переставая. Что за базар?
  Лёд на прудах ещё покрывал воду, оттаяв только сантиметров на тридцать у берегов. К этой полоске на «свежий прокорм» тянуло наших завсегдатаев - уточек, голубей, ворон. Но шум шёл не от них. Это чайки решили, что им пора создавать пары и в спорах решали – кто с кем. Мы тут привыкли к сценам, когда одурманенные весной зеленоголовые селезни обхаживали выбранную подружку и ни за что не хотели допускать к ней соперника. При этом селезень плавал в двух-трёх метрах от уточки, как бы не обращая на неё внимания: что-то подбирал из-под воды, щипал травку, глотал холодную вешнюю воду… Но если соперник приближался – селезень вытягивал вперёд шею, принимая боевую позу, приоткрывал клюв, угрожая больно ущипнуть нахала, и, стуча крыльями по воде, устремлялся на врага. Желающих вступить в открытый бой обычно не находилось.
  Но в этот раз я впервые увидел, как такие же сцены разыгрывают чайки на ледовом «ринге». Так же как селезень, чайка-мальчик как бы слегка прижавшись ко льду и вытянув вперёд голову, угрожающе шёл на соперника, если тот перешёл только им известную «красную линию», приближаясь к чайке-девочке. И оба криком выражали переполняющие их эмоции. И сколько здесь было таких пар и таких ещё свободных претендентов! Сколько крика!
  Я навестил бронзового ямщика, удостоверился, что он, успешно перезимовав, совсем освободился от снега.  Той же «старой Владимиркой» пошёл обратно к выходу. И тут я обратил внимание на то, что вдоль дорожки нет уже привычных глазу полосатых верстовых столбов. Оглянулся: на той части «Владимирки», что идёт в сторону дома ветеранов сцены, тоже не видно столбов. Что случилось?
  В администрации парка мне объяснили, что деревянные столбы, простояв уже немало лет, погнили, местами треснули, и некоторые упали или близки к этому. Вот и решили от греха их все убрать. Вот тебе раз – наш местный исторический памятник – большая Владимирская дорога – лишилась важной своей визуальной составляющей. Какая же Владимирка без верстовых столбов?!
  Конечно: во всём этом деле много символики. И столбы эти стояли гораздо чаще, нежели через версту друг от друга как в реальности. И, может, выглядели они не совсем так, как выглядели те, мимо которых сотни скованных людей шли в далёкую каторгу. Так ведь это – памятник! И как здорово, что по инициативе наших краеведов и тогдашних руководителей Управы района Ивановское он появился!

  Реконструкция «Терлецкой дубравы» началась летом 2007 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.2005 г. № 1031-пп «О мерах по созданию и комплексному благоустройству рекреационного центра – зоны отдыха «Терлецкая дубрава» на территории природно-исторического парка «Измайлово». Работы начались с реконструкции двух прудов к северу от Владимирской дороги (между ней и нынешней линией шоссе Энтузиастов). Воду из прудов спустили, углубили дно. Чтобы берег не размывался и не сползал в воду, в отдельных местах его укрепили деревянными сваями из лиственницы. Их привезли из Красноярского края. Застал момент, когда эти стволы только привезли к берегу, и они лежали большой кладкой. Тогда я не сразу понял, зачем привезли не доски, не брусья, а какие-то «дрова»? В дне пруда пробурили скважину глубиной примерно 260 метров. Чистая вода будет подпитывать пруды. Система перепускных камер обеспечит проточность воды. На следующий год были намечены работы по благоустройству прибрежной зоны и дорожно-тропиночной сети. Но «…всё будет зависеть от устойчивого финансирования».
  Вот эта нескорая работа и позволила реализоваться идее наших ивановцев об установке памятного знака о прохождении здесь старой Владимирской дороги. Она действительно проходила здесь, когда никаких прудов ещё не было. Кстати и пруды эти – именно два с южной стороны дороги - созданы задолго  до появления тут Толрлецких. Есть основания полагать, что они созданы Дмитрием Емельяновичем Столыпиным, владевшим северной частью Гиреева с 1793 по 1804 год. Так что их сегодняшнее название – насмешка над историей. А два пруда с северной стороны созданы после Отечественной войны. Но это уже детали. Желающие могут прочитать об этом в нашей книге «Гиреево – Новогиреево: судьбы людей, история района». …И мчались по Владимирке почтовые экипажи и курьеры, плелись по ухабам торговые обозы, спешили на летние дачи москвичи. И основными работягами здесь были ямщики, один из которых, «рождённый»   скульптором С.А. Щербаковым, стоит теперь в парке у пересечения «Владимирки» и дороги, что между прудами вела к усадьбе владельцев Гиреева. А Владимирка шла дальше через деревню Ивановское (ну, прямо как сегодняшняя Саянская улица) в сторону Горенок…
  Только не ищите черт нашей гиреевской части Владимирки на картинах Исаака Левитана «Владимирка». Он писал эту дорогу в 1892 году в окрестности деревни Городок Петушинского района. А наш участок большой Владимирской существовал до шестидесятых годов XIX века, когда чуть севернее проложили более прямой отрезок Владимирского шоссе. В 1919 году его назвали Шоссе Энтузиастов в память о революционерах, проходивших когда-то здесь в ссылку и на каторгу. Много интересных сведений об этой легендарной дороге собрано в книге Евгения Сергеева «Владимирка: дорога – памятник России».
  А мы будем надеяться, что Управа района Ивановское восстановит замечательное дело, сделанное предшественниками, и верстовые столбы вернутся на старую Владимирку в состав нашего местного памятника.


Рецензии