Йа Алий, Йа Мутаали. Глава 10. 99 Имен Аллаха

Йа ’Алий, Йа Мута’али. ГЛАВА 10. ПРОБУЖДЕНИЕ К БЕСКОНЕЧНОМУ ПРИСУТСТВИЮ. СУФИЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА 99 ИМЕН АЛЛАХА. ВРАЧЕВАТЕЛИ СЕРДЦА

Йа ’Алий, Йа Мута’али

(Йаа ’А-лиийй, йаа му-та-’АА-лии)

Божественные Имена аль-Алий и аль-Мута'али имеют такое же отношение друг к другу, как и то, что мы видели у аль-Кабир и аль-Мутакабир. Сначала мы рассмотрим аль-Алий. Аль-Алий – тот, кто выше, полностью по ту сторону. Это тот, за пределами  которого нет ничего. Глядя на физическую форму, которая является вариацией того же корня, мы находим слово аль-алиях, обозначающее верблюдицу, обладающую достаточной силой, чтобы нести бремя. Аль-Алий также имеет значение «находиться за пределами знатности, ранга или титула».

Слово «т'алий» очень необычно; это означает того, кто находится за пределами или полностью трансцендентален. Но его используют, чтобы позвать кого-то и сказать: «Приди к Аллаху». Или «Подойди сюда». Это похоже на приглашение божественного. Бог словно говорит: «Я высок, чтобы ты мог достичь этого высшего положения. Я трансцендентен, чтобы ты мог достичь Меня. Поднимись к моему состоянию». Следовательно, эта форма используется как приближение к божественному бесконечному присутствию. Вы подступаетесь к Богу, понимая в то же время, что Бог всегда находится за пределами того, к чему как мы думаем приближаемся.

Бог — это бесконечный пункт реализации. Это аль-Алий. И все же Бог всегда приближается к этой неизбежности, и это аль-Мута’али. В Коране встречается поучительное использование именно этой грамматической формы. Здесь она появляется в экуменическом контексте: «Давайте объединимся в том, в чем мы можем согласиться». Это как приглашение. Давайте же,  люди различных религиозных  убеждений. Давайте соберемся и посмотрим, о чем мы можем договориться.

Неважно, насколько высоко человек поднимается или насколько он достигает Абсолюта, есть что-то более неограниченное или высшее, чем это. Призыв Йа Алий позволяет достичь высоких устремлений. Кажется, это видение высшего. Дело Аллаха – высочайшее. И с аль-Мута’али есть действие: это приглашение к трансцендентности. Есть много способов вознестись к Аллаху. Этот подход подобен лестнице Иакова, лестнице света. Аль-Мута’али – это то, как вы приближаетесь или как вы поднимаетесь.

Эти два члена семьи вездесущности, как мы увидим позже, представляют собой чудесный аналог аль-Валий, который представляет собой сокровенное качество, при котором Бог воспринимается как находящийся ближе, чем наша яремная вена. В Коране есть прекрасный стих об арш-троне Аллаха, подвешенном над океанами милосердия. Знакомое слово Субханалла имеет значение «плавать». И именно так мы думаем о Мута’али. Есть пути через подобную водной среду, через океаны милосердия.

Будет полезно вернуться к слову аль-’алиях. Аль-’алиях подобна Аллаху с приставкой «ийя». Оно может принимать форму слова 'иллат, которое имеет значение «заболеть». Аут аль-’Али – тот, кто находится за пределами болезней, тот, кто превосходит болезнь. Аль-’Алий – тот, кто избавляет от всех болезней. Какую конкретную болезнь лечит в нас это качество? Вначале мы замечаем, что это может ощущаться как тошнота в желудке.

Обращение  Йа ’Алий приносит сострадание к мужчинам и женщинам, находящимся во враждебной и опасной среде. Рекомендуется тем из нас, чьи конкретные ожидания в отношении ситуаций никогда не оправдываются. Такие люди часто обманываются. Они являются жертвами искушения и подмены. В целом, у них есть основные проблемы, связанные с опытом предательства. Все эти явления часто ощущаются как тошнота в желудке.

Болезнь, с которой мы на самом деле имеем дело, в своей основе вызвана предельной привязанностью к эго-самости. И с такой болезнью нужно работать непосредственно. Это не символично. Нам нужно научиться противостоять нашей ревности и высокомерию. Высшая болезнь – это ставить наше эго выше Бога. Когда личность ставится выше Бога, эго занимает божественный трон. Призыв Йа ’Алий меняет этот порядок! Бог идет выше самости.

Возьмем, к примеру, знаменитый случай с 12-летним фараоном Рамзесом II. Вот как можно было бы выразить его точку зрения, глядя на историческую ситуацию, в которой он оказался: «Уже 12 лет все эти служители твердят мне, что я — Бог». Мы не должны думать, что он плохой человек. Он как бы удивлён. «Я никогда раньше этого не слышал. Я Бог. Разве это не что-то!» Если что-то здесь и можно назвать злом, так это просто зло ложной идентичности. Он утверждает то, что мир построил вокруг его эго. И мы делаем это снова и снова в нашей жизни, когда наш опыт мира усиливает наше ощущение изолированного и отделенного эго-самости.

На этой стадии опыта человека врачеватель сердца имеет дело с нарциссическим раздуванием или сжатием. Они одинаковые. Призыв Йа ’Алий является целительным средством раздутого/сдутого эго. Все это связано с тем, что вы возводите на престол возвышенного Сердечного Трона Бога. Или это эго, которое вы возводите на священный алтарь своего сердца? Или это Тот, за пределами которого нет ничего?

Аль-Мута’али можно рассматривать как путь к преодолению всех слоев эго-идентичности. Личность подобна луковице со многими слоями, и каждый слой имеет определенную индивидуальность. Существует множество градаций «Я», пока не будет достигнуто ядро, или то, что называется эго-идентичностью. Эго-идентичность — это кристаллизованное чувство самости. Здесь возникает ощущение полной изоляции. Эго существует, и оно в одиночестве. Это тот, кто заправляет шоу. Он сидит прямо на троне. Больше никого нет. Мы называем это нарциссизмом. Оно делает ложное заявление: «Я есть Бог».

Такое утверждение не является высокомерным. На самом деле это просто наивное отношение. Мы как бы говорим: «Я действительно верю, что Вселенная вращается вокруг меня, потому что это мой опыт». У нас есть ожидания, что все будет идти именно так, как мы хотим. Это своего рода ожидание, возложенное на само эго.

Психологически в возрасте года или полутора существует стадия, на которой дети ощущают себя центром Вселенной. Они плачут и получают грудь. Они чего-то хотят и устраивают истерику, чтобы получить это. Когда духовный путешественник начинает стадию актуализации и индивидуализации, он может чувствовать себя центром вселенной, но на этом этапе это не с нарциссической точки зрения. Молитвенное повторение Йа ’Алий и Йа Мута’али является противоядием от нарциссизма. Это ведет к преодолению нашей привязанности к эгоцентрическому взгляду. Самое ценное в достижении этой переориентации перспективы — это ощутить Вселенную или Бога как полностью охватывающего вас.

Нарциссу необходимо быть особенным, чтобы его любили, обожали, поклонялись. В духовном процессе врачевателю сердца необходимо полностью обнажить глубокую нарциссическую рану. Нарциссическая рана изначально возникла из-за ощущения ребенком себя другим или особенным. Теперь мы обнажаем рану и входим в нее, чтобы залечить ее.

На заключительном этапе мы начинаем чувствовать, что потребность быть особенными и любимыми удовлетворяется. Только сейчас, на этом этапе, потребность быть увиденным и быть любимым удовлетворяется Богом. Мы отдаем себя Богу, и Бог возвращает это нам. Это очень красивое исцеление нарциссической раны. И это происходит потому, что мы неразрывно связаны с Богом, связаны со своим происхождением.

Есть разница между аль-’Алий и аль-Кабир. И есть разница между аль-Мута’али и аль-Мутакаббир. Аль-Кабир и аль-Мутакаббир олицетворяют путь к трансцендентности и вездесущности. Они имеют дело с границами времени и пространства. Аль-’Алий и аль-Мута’али также олицетворяют путь к трансцендентности и вездесущности, но они имеют дело с границами идентичности.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии