Встреча на Эльбе

Ветеран Великой Отечественной войны Василий Иванович Шевчук – в Казанском районе личность известная. Глядя на него, не скажешь, что этому человеку 25 марта исполнился 91 год. Несмотря на почтенный возраст Василий Иванович строен, всегда по-военному подтянут, энергичен. Его часто можно видеть на праздничных митингах, в образовательных учреждениях района. Он охотно общается с учащимися и молодёжью, ветеранами боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, а также принимает активное участие в патриотических акциях, проводимых в районе.

Мне не раз приходилось встречаться с ветераном, и вот я снова иду к нему, чтобы поговорить об историческом событии, которое произошло 25 апреля 1945 года. Да, именно в этот день в районе г. Торгау на реке Эльбе произошла легендарная встреча советских и американских войск, участником которой стал наш земляк Василий Иванович Шевчук.

Долгим и трудным был путь советского солдата к этой встрече. Василий Иванович рассказал мне о том, как в далёком 1943 году его с братом Сергеем в возрасте семнадцати лет призвали в армию.

– Отправили нас в Омский пункт подготовки бойцов Красной армии. Условия были ужасные: голод и холод. Там я получил серьёзное заболевание лёгких, после чего меня списали и отправили домой, а Сергея – на фронт. Дома мама выходила меня, лечила настоями из трав, молоком. Спустя два месяца, я вновь получил повестку в армию и был направлен в город Челябинск, в котором строили танки ИC (Иосиф Сталин). Чтобы управлять ими, требовалось иметь образование 7 классов и знание техники. У меня, конечно, не было ни того, ни другого. После окончания 6-месячных курсов по подготовке механиков-водителей меня направили на фронт. Это был уже 44-й год, и война шла в Европе. По пути следования на одной из железнодорожных станций в Польше наш эшелон с новыми танками, стоявшими на платформе, начала бомбить вражеская авиация. Механики-водители, забравшись в танки и развернув их прямо на платформе, «прыгали» на землю. Таким маневрам на курсах не учили, учила сама жизнь. Страшновато было, но выбора у нас не было: или прыгать, или гибнуть под бомбами. Так мы сохранили машины. С боями продвигались вперёд, встречая отчаянное сопротивление фашистов. Форсировали реки: Вислу – вброд, а Одер – пришлось форсировать под огнём по понтонной переправе.

– Как происходила встреча на реке Эльбе с американцами? – спрашиваю у Василия Ивановича.

– Мы радовались этой встрече. Несмотря на языковой барьер, мы в то время понимали друг друга. Обнимались, обменивались разными вещицами. В ход шли обрезанные с гимнастёрок пуговицы, бинокли, звёздочки. Встреча с союзниками была лучшим свидетельством боевой дружбы. Мы понимали, что война подходит к завершению, и радости не было предела. Ждали и надеялись, что война скоро закончится, и мы вернёмся домой. Эта надежда придавала нам силы для победы.

– В разных источниках была информация, что союзники не доверяли советским войскам и были случаи обстрела наших войск. Как это происходило на самом деле?

– Может, по ошибке где-то и произошли такие случаи, но на нашем участке фронта этого не было.

Вспомнил ветеран и о том, как с боями они дошли до Потсдама, до Берлина оставалось 70 километров. Здесь бойцы и получили

известие об окончании войны. Но домой Василий Иванович Шевчук вернулся только через 8 лет. Молодых ребят (1926, 1927, 1928 годов рождения) оставили служить в Германии.

– Мы продолжали нести службу, – рассказывает В.И. Шевчук. – Ходили в наряды, оттачивали свои боевые навыки, участвовали в учениях, учили молодых. С местным населением конфликтов не возникало. Жизнь продолжалась.

В декабре 1950 года я вернулся домой. На праздновании Нового года в Казанском доме культуры встретил молодую девушку Александру Плесовских, на которой потом и женился. И вот уже 65 лет мы вместе: и в горе, и в радости.

– Как Вам удалось на долгие годы сохранить любовь и уважение друг к другу? – задаю вопрос супруге ветерана.

– Нам некогда было ссориться, – ответила Александра Ивановна. – Василий Иванович постоянно уезжал в командировки, а я его ждала. Приедет домой, отдохнёт немного и снова в путь. Так и жили. Он 40 лет отработал водителем в автотранспортном предприятии.

Александра Ивановна для моего собеседника и жена, и советчик, и друг.

Когда настал момент нашего прощания, Василий Иванович предложил отвезти меня домой на своей «Ниве».

Я удивлённо спросила: «Вы сами управляете автомобилем?»

Улыбнувшись, он ответил:

– Да, езжу на рыбалку, увлёкся на пенсии.

Покидая гостеприимный дом супругов, я пожелала им жить долго-долго в здравии и благополучии и вместе ещё не один раз встретить праздник Победы.

На снимке: Супруги Василий Иванович и Александра Ивановна Шевчуки. Фото автора

Автор Вера Самуленко

Источник: Газета "Наша жизнь"


Рецензии