Невесёлый Песах - 2024

Добрый день всем!
Хаг самеах!
Здравствуйте, дорогие!
Вы, возможно, немного заволновались, поскольку от меня ничего не было уже несколько дней. Всё просто: жизнь закружила в вихре праздников, похорон, добрых и дурных вестей, школьных и домашних будней. И только одно остаётся неизменным: состояние души, в которой прочно поселилось беспокойство и боль за всё происходящее вокруг.

Песах - это очень серьёзный праздник. Праздник свободы и любви к своей Земле, к своему народу. Мы всегда расслабленно сидели за песахальным столом, ели мацу и марор (зелень), обмакивали картошку в солёную воду и с любопытством взирали на обугленную куриную шейку: зачем она на киаре (специальной тарелке для песахальной трапезы), среди всего съестного?

Так в нашей семье было много-много лет, наверное, вот уже лет тридцать. 
"А где ты была до того времени, как в твоей жизни появился песахальный седер, деточка?" - напрашивается  правильный и закономерный вопрос. "Может, первые тридцать лет своей жизни ты не была еврейкой?" - тут же просится второй закономерный вопрос.

Была, конечно. И если я об этом случайно забывала, празднуя день Октябрьской революции (не про нас будет сказано) и день Пионерии, то всегда находились те, кто мне об этом напоминал вечными и такими далёкими словами, как "жи*овская морда" или чем-либо подобным. И иногда били меня по этой самой морде. А я не понимала: за что, собственно, я получала?

Потом наступала весна, и от бабушки Фани неизменно приходила посылочка с мацой и грецкими орехами... В Украине в то далёкое время была маца, представляете себе? И когда мама делала из мацы бабку и смазывала мацу сгущёнкой, я понимала, что быть еврейкой не так уж и плохо: что-то хорошее, всё же, было и у нас!

Маца мне ужасно нравилась, потому что она была домашняя, хрустящая, со светло-коричневыми корочками на пупырышках. Нравилась до тех пор, пока кто-то во дворе не сказал, что в эту самую мацу, в этот святой хлеб бедности, евреи добавляют кровь младенцев. Я не на шутку испугалась - каких таких младенцев? Мама тогда сказала, что это всё "чушь собачья", но объяснять не стала: может, сама не знала почему и откуда берутся эти корочки.
Уже спустя много лет я таки узнала и про корочки, и про киару, и про заповеди, и про свободу, и про государство Израиль.
Правда и тут вышла промашка, ибо про Израиль я узнала страшную вещь: оказывается, в этом Израиле, который по сути предназначался евреям, живут какие-то страшные жидомассоны, которые... Собственно, больше я о них ничего и не знала, кроме того, что они страшные и ужасные.
Но я взрослела, как взрослеют все еврейские дети, выросшие в диаспоре: без языка, без традиций, без праздников. Лишь одно оставалось неизменным: кто-либо по-прежнему напоминал мне, кто я есть на самом деле. А когда мне было 33 года (прошу, никаких ассоциаций!), мы переехали в Клайпеду и пришли в только недавно созданную еврейскую общину. И началась совсем другая жизнь: сложная, потому что приходилось постигать упущенное, но очень насыщенная и интересная. И именно тогда я поняла, почему бабушка по весне присылала нам мацу, почему на ней светло-коричневые пятнышки, кто такой Моисей и что такое "Агада". Я узнала, что Песах - это праздник истинной Свободы и истинной Веры в Творца. Мы шли в общину, садились за единый стол, расслабленно выпивали 4 бокала вина и до отвала ели мацу со светло-коричневыми корочками.

Многие годы мы слушали историю про Моисея, который вывел свой народ из египетского рабства и восхищались теми, кто не побоялся шагнуть в неизвестность, пройти по дну моря и 40 лет искать Землю, которую заповедал Бог...

В Песахальной Агаде есть 4 вопроса: чем эта ночь отличается от всех других ночей? И есть ответы на эти 4 вопроса.
Сейчас вопросы приобрели совершенно иной смысл, поскольку в этом году эта ночь на самом деле отличается от всех других ночей: Израиль праздновал Песах под залп снарядов из Ливана. Как-то так. И мы вновь задаём вопрос Богу: "Зачем им это, Господи?"
И получаем ответ: "Потому что вы, евреи, опять не одно целое. Есть традиция: круглая маца разламывается на две части. Это символ того, что народ опять не един, как было всегда.
Когда я велел вам выйти из Египта, часть осталась.
Когда я отправил Моше за Торой, часть народа сотворила золотого тельца.
Когда евреи шли по пустыне, часть роптала.
Поэтому я посылаю вам такие испытания, чтобы вы поняли: пора становиться одним целым. Вы говорите, что это невозможно, а Я говорю, что это необходимо.
Вы говорите, что все вы разные, а я говорю, что вы - единый народ.
Вы говорите, что Нетанияху - это не Моисей, а Я говорю вам, что да, Биби - не Моше, но сейчас война и он - не повод враждовать друг с другом. Слишком много внешних врагов... Слишком много, но вы опять не слышите Меня..."
В одном анекдот говорится, что евреи всегда выходят в финал. Вопрос, с чем они выходят? Если минус 6 миллионов - такой финал нам нужен?

Дорогие мои, все, кто читает этот пост!
Моё сердце не празднует - оно плачет по упущенным возможностям для моего народа обрести истинную Свободу в самом высоком понимании этого слова. Мы по-прежнему бродим по пустыне, в поисках Земли Обетованной. Но не понимаем, что эта Земля совсем рядом, в каждом из нас. Она в нас самих. Её только нужно поскорей найти, чтобы не опоздать...

С огромной любовью ко всем вам!
Молимся за возвращение заложников - сегодня ровно 200 дней, как начался весь этот ужас…

Берегите себя и ваших близких!


Рецензии