Лектур, Франция...

В 90-е годы, моя мама и ее коллеги по ГИТИСу проводили актерско-режиссерские международные стажи в крохотном гасконском городишке Лектур.
Этот старый галло-римский город, главная резиденция графов Арманьяка в средние века, затерялся среди выжженных солнцем холмов Гаскони. Неподалеку - еще один маленький старинный город - Ош, - родина д'Артаньяна.
Главная достопримечательность Лектура - Собор Сен-Жерве-Сен-Проте довольно эклектичный, но элегантный. Огромная готическая арка отделяет неф от хоров, а высота колокольни составляет 50 м.
Можно прогуляться по аллее, обсаженной пиренейскими дубами — Променад-дю-Бастьон. У местной ратуши находится музей ювелирных изделий . Население этого умирающего городка 4 тыс. человек, в основном пожилые люди. Тогда, в 90-е, старики еще играли на площади в шары, а бабки все лето посвящали подготовке к Празднику Дыни. Местными маленьким, ярко-розовыми на разрез, дынями Лектур снабжал когда-то весь Юг Франции.
А еще в городе есть сад каштанов, национальная улица с особняками, Фонтан Дианы древнего происхождения, перестроенный в 13 веке, и средневековые крепостные стены...
Поздней весной и ранним летом поля вокруг городка Лектур, превращаются в роскошное желтое море. Это цветет вайда - Isatis tinctoria - природный источник синей краски индиго. Синяя краска получается, конечно, не из самих цветов, а из их листьев. Их собирают, затем заквашивают (это довольно сложный процесс, которому может помешать даже гроза); полученная прозрачная жидкость при окислении становится сначала желтой, потом зеленой и наконец синей.
В средневековье синий пигмент, получаемый из листьев вайды, был настоящей золотой жилой юго-западной Франции.
Индиго приносил некогда огромную прибыль его производителям, пока в Германии не был изобретен синтетический заменитель.

Мэр Лектура (между прочим - коммунист) был очень рад, что в его городе проводятся международные театральные стажи. Вечно пустые местные ресторанчики оккупировали молодые актеры. Они каждый вечер выпивали невероятное количество молодого вина, распевали песни под гитару и танцевали прямо на мостовой.
А однажды (мама не помнит по какому поводу) на главную площадь ворвалась кавалькада дорогих авто. Это в Лектур прибыли современные потомки д'Артаньяна. Их встречал лично мэр, а вечером, в маленьком театре состоялся д'Артаньяновский вечер, на который была приглашена вся актерско-режиссерская тусовка. Когда моя мама в своем выступлении сказала, что в России все девочки в 12 лет влюбляются в темпераментного гасконца, зал разразился бурей аплодисментов.

В один прекрасный день, после службы в местном женском монастыре, русские режиссеры познакомились с одной интересной женщиной, по имени Мари. Мари жила на окраине города в старом особняке, окруженном огромным прекрасным садом, за которым она ухаживала своими руками. Это и был смысл ее жизни. Точнее нет, неверно, смыслом жизни Мари была вера.
Она пригласила маму и ее товарищей в гости, и рассказала им удивительную историю. " Я давно мечтала уйти в монастырь, долго готовилась. Наконец, договорилась о продаже дома, собрала чемодан, села в "Рено" и отправилась к матери-настоятельнице. Но ровно по середине дороги машина заглохла. И прибывший автомеханик не смог с ней ничего сделать. Пришлось вызывать эвакуатор. И я поняла - еще не время".

Прошли годы. Русские театральные стажи в Лектуре больше не проводятся. Даже Станиславский и Михаил Чехов под санкциями.
Но вот, что интересно, на смену неудачливому мэру коммунисту пришел какой-то энергичный кризисный менеджер, и превратил городок в перевалочный центр для Лурдских паломников.
Говорят Лектур процветает!


Рецензии