Перечитывая Бунина

В связи с происходящим сейчас, многие вспоминают Оруэлла. Едва ли к нам это подходит. Он не знал и не понимал Россию. Куда точнее был Бунин в своих «Окаянных днях». Собранные им высказывания представителей народа и газетные цитаты поразительно резонируют с современностью. Вот небольшая подборка:

«Он и Ленин-то, говорят, не настоящий...» (как это напоминает теории о двойниках, охотно многими подхватываемые)
«За границу не уедешь — все дороги в один час станут...» (закрытие границ активно приветствуется большой частью населения)
«Корнилов нарочно выпущен немцами..» (то же говорили про Навального, и опять немцы «гадят»)
«За 100 тысяч убью кого-угодно. Я хочу хорошо есть...» (изменилась только цена — поднялась до 200 тысяч)
«Так война с деникинской и колчаковской сволочью, по-вашему, братоубийственная?» (поменялся лишь противник и ужесточилась риторика, а братьев во врагах так же не видят)
«Сволочь стремится расстроить красную силу,  натравить её на мирное население...» (всё время пекутся о «мирном населении», которое сами уже уничтожают)
«Враги народа хотят, чтобы господа жили в писаных хоромах, а мужики в хлеву...» (чужие дворцы, по-прежнему не дают покоя, развязывание войны не вызвало столько возмущения, сколько дача в Геленджике)
«Началась великая работа освобождения людей...» («освобождать», независимо от желания, уже тогда полюбили)
«Впереди народов идут на решительный бой русские люди. Ещё вчера весь мир  считал их полудикарями, а сегодня они идут к победе или к смерти пламенно и мужественно...» (наверняка, в каком-нибудь патриотическом паблике есть что-либо подобное, даже в тех же выражениях)
«Если честные русские... окружённые врагами, будут побеждены, то последствия этого страшного несчастья тяжко лягут на плечи всех...» (и тогда, и сейчас кругом были враги, и война объявлялась до победного конца)
«Величайший из мошенников и блюдолизов требует наступления на север России» (так и комментировали у нас контрнаступ ВСУ).
«Обсудив вопрос о заключённых, требуем немедленного расстрела таковых...» (подобных призывов в наши дни раздавалось предостаточно)
«Вперёд, родные, не считайте трупов...» (в комментариях не нуждается)
«Вождь произнёс длинную речь от имени народных миллионов...» (опять без комментариев)
«В голенищах ножики, любим выпить, закусить, в пьяном виде пофорсить...» (чем не гимн какой-нибудь ЧВК)
«Нельзя огулом хаять народ...» (один из самых главных доводов в борьбе с инакомыслием)
«Ты скажи, гадина, сколько тебе дадено...» (неудивительно, если у какой-нибудь «комсомолки» статья с таким названием тоже есть)
«Яков: когда получил письмо, что его сына убили (на фронте), сказал, засмеявшись: — Ничего, ничего. Царство небесная! Не тужу, не жалею...» (созвучны с этим нынешние матери, отправляющие детей на убой «с радостью и гордостью»)
«— Правда, говорят, что к нам пленных везут?.. И кормить их будем? — А как же не кормить? Что с ними делать? — Что? Да порезать да покласть...» (доминирующее отношение к военнопленным)
«Пособники и холопы мировой своры империалистов...» (буквально так и говорят современные спикеры)

Наконец, сам Бунин:
«Нет никого материальней нашего народа...»
«Участвовать в общественной жизни, в управлении государством — не могут...»
«Народ возненавидел всё...»
«Какой ужас, какая грязь, какая матерщина...»
«В голове тьма, путаница самых противоположных вещей — в сердце только корысть, материальное...»
«Всё злобно, кроваво донельзя, лживо до тошноты, плоско, убого до невероятия...» (о патриотической прессе того времени)
«Зачем французы шатаются сюда, чего выжидают, что затевают?» (о тогдашних союзниках, в поведении напоминавших нынешних)
«Вся херсонщина в осадном положении, выйти, как стемнеет, не смеем...» (место то же, и творится там то же самое)
«Всё-таки дело заключается больше всего в «воровском шатании», столь излюбленном Русью с незапамятных времён, в охоте к разбойничьей, вольной жизни, которой снова охвачены сотни тысяч отбившихся, отвыкших от дому, от работы и всячески развращённых людей...»
«Вывеска долго ещё будет висеть — пока совсем крепко не усядутся они на шею народа...» (в новейшее время так и получилось, уселись покрепче и «вывеску» сразу сняли)
«Забором», таким свинским и интернациональным, делается чуть ли не вся Россия, чуть ли не вся русская жизнь...»
«Опять слухи, теперь уже о 10 транспортах с войсками, будто бы идущими выручать нас...» (вся интернет-аналитика зиждется на слухах о идущей помощи)
«Им поминутно затыкают глотку какой-нибудь подачкой, поблажкой. И три четверти народа так за подачку, за разрешение на разбой, на грабёж отдаёт совесть, душу, Бога...»
«Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда им это надобно! И с каким высокомерием глумятся они над «испуганными интеллигентами»...
«И вот уже третий год идёт нечто чудовищное. Третий год только низость, только грязь, только зверство...»
«На фронт никто не желает идти. Происходят облавы на «уклоняющихся...»
«В том-то и сатанинская сила их, что они сумели перешагнуть все пределы, все границы дозволенного, сделали всякое изумление, всякий возмущённый крик наивным, дурацким...»
«И всё то же бешенство деятельности, всё та же неугасимая энергия, ни на минуту не ослабевающая вот уже как два года...»
«Весьма возможно, что опять все эти слухи об отчаянном положении (на фронте) пускают сами же они...»
«Каин России, с радостным, безумным остервенением бросивший за 30 серебренников всю свою душу под ноги дьявола, восторжествовал полностью...»
«В мирное время мы забываем, что мир кишит этими выродками, в мирное время они сидят по тюрьмам и жёлтым домам. Но вот наступает время, когда «державный народ» восторжествовал. Двери тюрем и жёлтых домов раскрываются — начинается вакханалия...»


Рецензии