Вневременная поэзия

Когда слышишь словосочетание «конкурс современной поэзии», пугает слово «современной». Это доставляет неудобство литературе, в частности поэзии. Поэзия ограничена рамками псевдосовременности, она становится привязанной к моменту. Не об одном мастере можно услышать: «он опередил своё время». Творец может выйти за рамки своего времени – вперёд или назад. Литература – вневременное искусство, как и другие виды искусства. На выбор рецензента можно не полагаться, потому что он выделил не современные, а вневременные стихи.
О. Суханова, «Электричка». Змей Горыныч, «Шима Онейда», Ю. Долгановских, «Дудочка». Ю. Михайлова, «Соседи». В. Сорочкин, «на облачке». Е. Костюкова, «о женской поэзии». О. Флярковская, «напиши мне письмо». С. Кац, «Сорокапятка». Это стихи, говорящие о личных человеческих ценностях, а не демонстрация изобразительных средств поэзии. Можно не знать, кого называют Шимой Онейдой, но чувствуется настроение автора, ищущего связь времён и поколений. Стихотворение С. Каца «Сорокапятка» посвящено А. Твардовскому, реальному человеку и поэту. Нужно сохранять память, это не клише. Коломбина в стихотворении О. Флярковской появляется эпизодически и напоминает обо всём Серебряном веке. В стихотворении Е. Костюковой звучит признание, что вся женская поэзия – цветаево-ахматовский замес. Это сказано со всей откровенностью, с сознанием того, что опыт известных поэтов нельзя затмить, но можно вступить с ним в диалог. Не всегда цитирование чужих строк говорит о вневременном, это может быть способом самовыражения, эту грань нужно уметь понимать. У поэтов, упомянутых здесь, это получилось.


Рецензии