Погублю мудрость мудрецов. Софистика

Апостол Павел в своих посланиях церкви поднимает проблему «хитрого искусства обольщения», искусства риторики, популярного и доведенного до совершенства в Древней Греции, называемого софистикой. Это мастерство речи, облекающее её содержание в вид мудрости и авторитетного глубокого знания, призванное вызвать к себе доверие. Однако, за этим словесным искусством, обычно, стоит не Божественное вдохновение, но, наоборот, лукавый дух, стремящийся ввести в заблуждение.

Софизм (от греч. «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») —
• Сложное рассуждение, иногда намеренно запутанное с целью показать умственное превосходство или ввести в заблуждение;
• Приём обучения и метод исследования, введённый древнегреческими софистами; широко практиковался в средневековых университетах (sophismata), послужил прообразом современных сборников задач и упражнений;
• Ошибочное рассуждение, неправильный аргумент. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку, либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу. ____Википедия.

«СОФИСТИКА (от греч.– мастерство, знание, мудрость) – философское течение, существовавшее в Древней Греции с сер. 5 до 1–й пол. 4 в. до н.э. и абсолютизировавшее относительность знаний. Так, Протагор, самый знаменитый софист древности, учил, что человек есть мера всех вещей, и следовательно, нет объективной истины. Другой известный софист, Горгий, доказывал, что ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то неизъяснимо. А раз так, то и опровергать, и доказывать можно все, что угодно.

Именно на этой философской основе сформировалась методология риторической практики, основанная на сознательном нарушении принципов логики и гносеологии. Ее также стали называть софистикой, а приемы, которые она пропагандировала, – софизмами. Софистикой называют и речь, состоящую из софизмов…

До сер. 5 в. до н.э. в Греции процветало природное красноречие. Историческая заслуга софистов (букв. – мудрецов) состояла в том, что они одними из первых стали разрабатывать логические, лингвистические и психологические приемы убеждения и противостояния убеждающему воздействию...

Даже самая удачная софистическая находка, приведшая ее изобретателя к победе, после разоблачения ведет к поражению. Поэтому систему софистических приемов приходилось постоянно обновлять, опровергнутые уловки заменять новыми. Гегель трактовал софистику как первичную форму освоения логической проблематики. В частности, многие софизмы на деле оказались парадоксами – важнейшей формой постановки логических и математических проблем.

Софистика – это логика кажимости. Софист использует лишь те нечестные приемы, которые кажутся правомерными честным непрофессионалам, напр., присяжным заседателям в суде. По своему происхождению это «добросовестные» методологические ошибки, которые совершил бы и сам непрофессионал при самостоятельном размышлении над проблемой, но выделенные в чистом виде, поднятые на уровень профессионального искусства. Поэтому борьба с софистикой распадается на два этапа: теоретическое исследование тех законов мышления, которые она нарушает, и пропаганду этих законов.

Софистика не является низшей ступенью нравственной деградации в стремлении достичь цели любой ценой. Еще ниже стоит демагогия, не гнушающаяся преднамеренным извращением фактов, лестью, раздачей невыполнимых обещаний и т.д.» Г.Д.ЛЕВИН

/Электронная библиотека ИФ РАН » Новая философская энциклопедия » СОФИСТИКА/

Софистика проникла в церковь, став визитной карточкой христианских мудрецов. Но часто такая словесность служит ширмой для прикрытия и обоснования ересей, а зёрен истины в ней мало, и тому пример богословские труды многих так называемых отцов церкви, в которых католические и православные ереси закрепились на века. Через христианских мудрецов – софистов – в церковь проникли ереси гностицизма, мистицизма, аскетизма и тому подобного наследия античного мира. Эти вещи проявились уже в первой церкви. И апостол Павел нещадно боролся с проявлениями псевдомудрости.

«Чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14).
«Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»( 2 Кор.11:3)
«Ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Римл.16:18)
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом…
Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Колосс.2:18,23)
«Ибо и Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор.1:22)
«Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеимённого знания» (1 Тим.6:20)

Обольщению псевдомудрости есть библейское обоснование. Господь Бог предусмотрел так, чтобы евангельская истина открывалась миру в простоте, причём, в максимальной простоте мысли и изложения, сравнимой с примитивностью. И нарушение этого принципа автоматически приводит к обольщению и, более того, к повреждению ума (то есть, под ударом не просто взгляды, но и психика человека).

Только 1. приняв простоту евангелия и 2. исполнив её в своей жизни, человек может быть принят Богом, и только после этого принятому в Завет святому Господь открывает глубины Божественной мудрости, причём, эта премудрость будет предназначена не миру, а святым, для их сообщения между собой и взаимного назидания. И такое духовное знание понятно только им, но непонятно неспасённым душевным людям, о чём сказано:

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор.2:6)
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор.2:14).

Поэтому, проповедь евангелия и начала веры очень просты – это алгоритм действий и начатки учения Христова:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38),
«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел (покаянию) и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном» (Евр.6:1)

Поэтому, христианское слово к миру не может быть в виде многословной и многосложной премудрости, но исключительно в простоте, чтобы не упразднить Креста Христова, его значения и смысла, познав который человек обращается ко Христу в спасение души. Только простота способна спасти человека и склонить Его перед Богом, отдавая Ему всю славу и честь, а не человеку. Простота во Христе прославляет Бога. А премудрость человеческая прославляет человека.

Ступень простоты начала веры является обязательной!

И если человек проповедует софистику, но сам эту ступень простоты во Христе не прошёл, не исполнил в своей жизни, то он обманывается сам и обманывает других. Его философия не от Бога, и, соответственно, не несёт назидания никому.

Поэтому, спросите такого мудреца: а ты сам спасён во Христе? Ты исполнил волю Божью о покаянии и вступлении в Завет со Христом? Ключевые вопросы, которые выявят подлинное положение такого человека перед Богом. Ну, а тех, кто уже давно умерли, мы можем оценивать по идеям в их трактатах. Наличие ересей (ложных идей), как написано Галатам 1 гл, 5 главе (19–21 ст), 2 Иоанна 9–11, свидетельствует о неспасённости, о непросвещённости ума Божьим светом, о безбожии человека, «преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога».

Приведу пример софистики в переписке с одним оппонентом. Налицо превратные логические цепочки, свидетельствующие об обольщении и манипуляции читателем, намеренном или непреднамеренном, – это уже второй вопрос:

/Апологет христианства Ориген  объясняет:
«Этот хлеб, который Бог–Слово называет Своим Телом, есть слово, питающее души, слово, исходящее от Слова Божьего, и хлеб от Хлеба Небесного, который был положен на стол, о котором написано: Ты приготовил предо мною трапезу против притесняющих меня.

И это питие, которое Бог–Слово называет Своей Кровью, также есть слово, которое поит и ясно опьяняет сердца пьющих, и оно находится в чаше, о которой написано: И чаша твоя опьяняет наилучшим образом. И это питие есть плод истинной Лозы, которая говорит: "Я есмь истинная виноградная лоза", и кровь той Грозди, которая была отправлена в давильню страдания и произвела это питие.

Также, и хлеб есть слово Христово, сделанное из той пшеницы, что, пав в землю, приносит много плода. Ибо не тот видимый глазу хлеб, который Бог–Слово держал в руках, Он называл Своим Телом, но Слово, в тайне Которого тот хлеб должен был быть сокрушен. И не то видимое питие Он называл Своей Кровью, но Слово, в тайне которого то питие должно было излиться».

Ещё одна цитата из Евангелия:

"Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (1 Иоанна 1:7).

Апологет христианства Климент Александрийский в "Заметках на Кафолические послания" так комментирует вышеприведённый текст: "Речь идет об учении Господа, конечно, (которое весьма сильно) названо кровью Его".

Согласно первым Отцам Церкви, Тело и Кровь Христа  символизируют Учение Христа – Истину, Премудрость Божью. Вкушать Плоть Христа и пить Кровь Христа значит вкушать познанием Свет Истины Творца – Христа и пить осознание беспредельной Божьей Любви, которая есть основанием Учения Спасителя. Благодаря этой духовной пище, мы сможем "облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф 4:24). То есть возродить в своём сердце  образ Божий – своего внутреннего человека, тем самым, раскрывая  сияние этого образа – своего истинного "я". Итогом этого станет процесс исхода из Египта – состояния рабства в состояние сына.

Вкушать Плоть Христа и пить Кровь Христа –  жить во Свете и Любви единого Бога.
Спаситель учит: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоанна 14:6). Действительно, только через познание – вкушение Плоти и Крови Христа – Премудрости Божьей, можно вернуться к Её и нашему Источнику – Творцу»/____________

Уважаемый собеседник, Вы превратно понимаете и излагаете смысл плоти и крови Христа. Потому что, "плоть и кровь" – это не Учение, а сама Жертва, то есть, смерть Христа за грехи людей на Кресте. И "вкушать тело и кровь Христа" означает обратиться ко Христу, уверовав в эту жертву и приняв её. Так что, питие Крови Христа, на самом деле, означает получать покрытие (прощение) грехов из Его рук, и данное выражение является иносказанием.

Вы ещё не обратились к Иисусу Христу, Который слышит и принимает человека, но пытаетесь искать другие пути. И в своём толковании Вы (и те, на кого Вы ссылаетесь) пропустили Его Самого, Крест Христов, покаяние и отпущение грехов. Вы заметили? Но другие пути – это обольщение. Данный путь, которым вы увлеклись, называется "гностицизм" – ересь премудрости и тайных знаний. И эту ересь вдохновляет сатана.

"Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (1Кор.1:21).

Вы видите? Бог не спасает человека премудростью! Он спасает юродством проповеди, то есть, максимальной простотой слова Евангелия, которое звучит так: "Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Коринфянам 5 гл:18–21)

"Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас" (Матф.11:28) – в данной цитате изложено прямое повеление обратиться ко Христу, как к Личности, живой и обещающей душе покой. Примиритесь с Богом во Христе, уверовав в благодать Божью, снимающую вину с человека и вводящую в праведность!

Чтобы получить благодать, надо исполнить следующий алгоритм:
"Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа" (Деяния апостолов, 2:38).

То есть: 1–е – покаяться в грехах Иисусу Христу, принеся достойные плоды покаяния, изменения к праведности по заповедям,
2–е – креститься, что значит, посвятить себя Иисусу Христу и исповедовать это всему миру, погрузившись в Его волю, и в ответ на эти два шага Господь даст прощение грехов и дар Духа Святого, Который есть Дух Самого Иисуса Христа. И именно Дух Святой и является залогом спасения и усыновления чада Божьего и знаком Божьей собственности на данном человеке.

/Вкушая Плоть и Кровь Истины, мы обретаем бессмертие на пути Богопознания!/

_____ В увлечении философией гностического толка Вы видите обретение бессмертия. Но посмотрите, что сказано: "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь — в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Иоанна 5:12).

Только имея Сына Божия человек имеет жизнь и доступ к премудрости Божьей, ибо она в Нём! Имеете ли Вы Сына Божия? Пока что – нет. Думайте!

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.
19 Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну».
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев – соблазн, а для Еллинов – безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость;
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, –
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
31 чтобы было как написано: «хвалящийся хвались Господом».
____1–е послание Коринфянам 1 глава – Библия

17.03.2021 г.


Рецензии