Разновидности и возможности Скифского корня

 


Солодка (или лакрица, как называли ее на Руси) — одно из древнейших известных  человеку лекарственных растений. В китайской медицине солодковый корень применялся в III тыс. до н. э. и доныне сохранил свое значение, ценимый наряду с легендарным женьшенем. Корень солодки успешно использовался древними индийскими, японскими Тибетскими целителями, а затем й врачевателями Древней Греции. Обычно корень .выращивался на территории нынешней Средней Азии в пойме реки Аму-Дарьи, в пойме реки Урал, на  юге России и в Китае;
В главном тибетском медицинском руководстве «Джуд-ши» указывается, что солодка »...упитывает, придает цветущий вид, способствует долголетию и лучшему отправлению шести чувств»
Для доставки скифского сладкого корня гликея всаднику необходимо скакать 12 дней.
Феофраст, древнегреческий философ (IV—III в. до н.э.)
Под солодкой издавна подразумеваются корни различных растений, имеющие сладкий вкус. В языках разных народов само название растения отражает именно это свойство: в Китае — гань-цао (сладкое растение), на санскрите — мадуко (сладкое), по-болгарски — сладунек.  Официальное латинское название рода солодок — Glycyrrhiza — происходит от греческих слов glykys — сладкий и rhiza — корень.
Современная ботаническая наука включает в род солодок 45 видов. Исследователи  из Центрального Сибирского ботанического сада   выделяют, кроме того, также два подрода — настоящие, или сладкие, солодки и несладкие.
Самыми распространёнными видами сладких солодок являются солодка голая (гладкая), солодка уральская, солодка Коржинского, солодка вздутая. Они широко представлены на территории Евразии, занимая огромные ареалы, особенно первые два вида.
Солодка голая (Glycyrrhiza glabra) — растение с мощной корневой системой, очень широко распро-
странена в Туркменистане и Казахстане. Здесь нередко встречаются экземпляры, корни которых достигают диаметра 10—12 см, а глубина их проникновения в почву и линейная протяженность измеряются десятками и сотнями метров! В бывшем Советском Союзе более 1.5 тыс. т сухого корня солодки голой поставлялось из туркменистанского г. Чарджоу в г. Уральск, где было сосредоточено основное производство солодкового экстракта. Заготовка корня велась преимущественно в пойме Аму-Дарьи.
Богатейшими по запасам солодки являются Западный Казахстан, Уральская и Гурьевская (ныне Атырау) области.
Солодка используется,как отхаркивающее и мягчительное средство при катаральных заболеваниях дыхательных путей; как средство регуляции водно-солевого обмена; в качестве легкого слабительного, а также как основа для различных микстур.
И здесь самое время поговорить о действующих веществах сладкого корня, с которыми связываются лечебные свойства солодок. Вообще многообразие метаболитов солодки просто поражает. Это и тритерпеновые гликозиды, и сахара, и полисахариды, и фенольные соединения различных типов, а также множество других метаболитов.
Тритерпеновые гликозиды и фенольные соединения являются главными действующими компонентами солодки. Из двух наиболее представительных видов солодок — гладкой и уральской — выделено около тридцати тритерпеновых гликозидов и более сотни фенольных соединений. Причем большая часть этих метаболитов относится к так называемым минорным компонентам, т. е. их содержание в корне составляет от одной десятой до тысячных долей процента.
Оба эти вида сближает относительно высокое содержание главного вещества, определяющего сладкий вкус солодки, а именно — тритерпенового гликозида глицирризиновой кислоты. Этот компонент и его минорные спутники у солодки голой составляют большую часть метаболитов.
 
Солодка голая -является основным фармакопейным видом солодок. Достигает в высоту 50—150 см, цветет в мае—июне:
От ВИЧ до Эбола
На протяжении последних более чем четырёх десятилетий глицирризиновая кислота и её производные являются объектами обстоятельных фармакологических и клинических исследований. Научная литература, посвящённая глицирризиновой кислоте, насчитывает не одну тысячу источников и продолжает пополняться.
За этим метаболитом солодки признаны противовоспалительная и противоязвенная активность, антиаллергические свойства, гиполи-пидемическое, антисклеротическое и антиоксидантное действия.
Аммонийная соль - глицирризиновой кислоты (составляющая основу препарата глицирам) используется в России и ряде других стран в качестве средства для лечения бронхиальной астмы, аллергических дерматитов, экземы. Ценнейшим свойством глицирризиновой кислоты является её способность защищать печень от воздействия токсических веществ. 
Все солодки являются стержнеобразующими растениями. Строение, вкус и цвет подземных органов — главного «достоинства» солодки — являются важными систематическими признаками. Например, для солодки голой характерен длиннокорневищный тип. 
Глицирризиновая кислота — главный компонент корней солодки голой, определяющий их сладкий вкус. Она содержится в корне в виде солей натрия, калия и магния
Из поэмы Одо из Мена «О свойствах трав»:
«Истинно ведь говорится, что много имеет солодка свойств: ее жар невелик и сладка, и влажна она также. Горлу поможет тому, кто от кашля страдает, и лечит грудь, и глубины у легких, согрев, исцеляет солодка...»
и уже широко используются инъекционные препараты на ее основе.
Одна из самых перспективных областей клинического применения глицирризиновой кислоты — препараты для регуляции иммунной системы.
В прямом смысле сенсацию вызвали сообщения о способности глицирризиновой кислоты ингибировать репродукцию вируса иммунодефицита человека.
Это стимулировало работы по поиску новых анти-ВИЧ агентов среди производных глицирризиновой кислоты, в том числе и в нашей стране.
 
Производные глицирризиновой кислоты открыли путь в химиотерапию ВИЧ-инфекции и плеяде своих «родственников», относящихся к классу тритерпено-идов. 
Особенно большой интерес вызвали соединения бету-лина, который содержатся в коре берез (бересте) в количестве до 20 % от веса этого чрезвычайно доступного сырья. Сырьевые источники многих тритерпеноидов хотя и не столь впечатляюще велики, как кора березы или тот же корень солодки, но вполне достаточны, чтобы стать серьезной основой производства лекарственных средств. В России такими источниками являются жом клюквы и отходы переработки облепихи, а также ряд ландшафтных растений, продуцирующих биологически активные тритерпены.
И прекрасным тому примером служит сама глицир-ризиновая кислота. Так, на основе глицирретовой кислоты — несахарного компонента глицирризиновой кислоты, носителя ее биологической активности .

Уникальная глицирризиновая

Глицирризиновая кислота обладает рядом интереснейших физико-химических свойств, к числу которых относится ее способность образовывать ассоциаты в растворах. Удивляться не приходится: если вы рассмотрите структуру этого метаболита, то обнаружите, что он содержит многочисленные кислородсодержащие полярные группировки. Именно благодаря наличию таких группировок глицирризиновая кислота может связывать молекулы лекарственных препаратов, или, как их часто называют, фармаконов.
При исследовании фармакологических свойств ряда фармаконов, вводимых в организм животных вместе с глицирризиновой кислотой, обнаружен неожиданный эффект. Например, введение известных нестероидных противовоспалительных препаратов (аспирина, вольтарена и бутадиона) вместе с глицирризиновой кислотой привело к снижению их токсичности и повышению базовой активности.

Большим сюрпризом явилось почти полное подавление такого далеко не безобидного побочного свойства фармаконов, как эрозия желудочно-кишечного тракта.
Эффект, производимый глицирризиновой кислотой на фармакологические свойства лекарственных препаратов, назван нами эффектом гликозидного клатрирования фармаконов. В чём же заключается его природа?
Как уже упоминалось, глицирризиновая кислота образует ассоциаты, в которых есть особые «ниши» для размещения молекул фармаконов. Говоря языком химиков, происходит образование соединений типа «хозяин—гость», которые называются клатратами.  «Хозяином» является глицирризиновая кислота, приветливо принимающая «гостя» — молекулу фармакона. 

Клатрат в организме ведет себя как самостоятельный лекарственный препарат с новыми свойствами. В частности, во взаимодействие с рецепторами (это процесс и определяет фармакологический эффект) вступают не одинокие молекулы фармакона, а клатраты «целиком». Поскольку фармакон в клатрате защищен от преждевременного разрушения, то и применять его можно в значительно меньшей терапевтической дозе, а следовательно, и токсичность его снижается.
Клатратообразование с глицирризиновой кислотой позволяет в 15—20 раз уменьшить терапевтические дозы антиаритмических и антидепрессантных препаратов. А в случае с так называемыми блокаторами кальциевых каналов (средствами, применяемыми для лечения гипертонии и ишемической болезни), результаты еще более ошеломляющие: судя по всему, клатратообразование с метаболитом солодки позволит снизить терапевтическую дозу фармакона более чем в 100 раз!
Но эффект клатрирования не исчерпывается снижением дозы фармакона. Два соединения, связанные в клатрат, обнаруживают новые свойства при совместном действии. Так в случае с нестероидными противовоспалительными препаратами они защищают слизистые оболочки от изъязвления.
Кроме того, исследования последнего десятилетия показали, что ряд фенольных метаболитов солодок голой и уральской (например,ликвиритигенин) препятствует образованию злокачественных опухолей. Множится число патентов, в которых фенольные компоненты солодок заявляются как средства для лечения раковых заболеваний.


Рецензии