Места надо знать!..
В мире есть как минимум 10 городов со своими психологическими расстройствами. Вернее, так: где люди испытывают эти самые расстройства, не города же. Стокгольмский синдром является самым из них известным, но большинство связано с туризмом или захватом заложников («никогда не было и вот опять»). Стокгольмский синдром стал всемирно знаменитым благодаря драме с заложниками в 1973 году, когда только что освобожденный из тюрьмы преступник со товарищи взяли в заложники четырех работников банка. Феномен этого из ряда вон события в тихой Швеции в том, что по непонятным причинам жертвенные агнцы стали чувствовать симпатию к своим мучителям, в данном случае, добропорядочные граждане — к преступникам. Осторожно предположим, чтобы остаться в живых. Грабители шесть дней держали в заложниках четырех сотрудников банка. На заложниках были закреплены динамитные шашки, их заперли в главном хранилище. После осады банка и капитуляции грабителей заложники стали собирать деньги на защиту в суде своих похитителей и отказались свидетельствовать против них. Одна из заложниц даже обручилась впоследствии с преступником. Правда, интересно? А вот так называемый лондонский синдром в 1980 году возник в здании посольства Ирана, когда один из заложников вдруг стал пререкаться и спорить со своими похитителями, качать права, так сказать. И что? — нашел свои семь граммов свинца. Бандиты не любят, когда им возражают и перечат. Полиция бросилась на штурм, который пополнил счет смертей заложников.
Однако, не будем о грустном. Четыре «городских синдрома» связаны с туризмом. Взять, Иерусалимский синдром. Впервые зарегистрированный в 1930-х годах, Иерусалимский синдром поражает около 100 посетителей Старого города регулярно каждый год. Из них около половины нуждаются в госпитализации. Симптомы обычно пропадают через пару недель нахождения под присмотром психиатров. Синдром проявляется в том, что турист неожиданно для окружающих начинает мнить себя исторической личностью. Выбор у него довольно богат: стать Моисеем, Марией Магдалиной, даже Иисусом не возбраняется. Обуянные манией величия, они, туристы, начинают приставать к прохожим на улицах и нести добрую весть о конце света. Автору этих строк пришлось как-то воочию убедиться в существовании Иерусалимского синдрома. Правда, все закончилось быстро: туриста скрутили друзья и перепоручили его далее заботам полиции. А уж городские власти позаботились, чтобы он был первой же оказией отправлен лечиться на родину. Не все и не всегда ограничивается для туристов легким испугом. И здесь нужно сказать несколько слов о «Венецианском синдроме». Он связан с жаждой покончить с собой именно в Венеции. Странно, но факт. Статистика свидетельствует: в период с 1988 по 1995 год здесь было диагностировано пятьдесят с лишним случаев суицида иностранных гостей, причем, главным образом, из Германии. Следователи высказывали предположение, что они, возможно, насмотрелись фильма «Смерть в Венеции» по мотивам одноименного романа Томаса Манна. Об остальных версиях как-то не подумали, хотя нет: выжившие говорили об упадке Венеции, ее увядании, ассоциируя это со смертью.
Есть еще синдромы Лимы, Амстердама, Бруклина, Детройта, но это уже другая история. Ладно, рекомендации геопсихологов для туристов, куда ехать, где что посмотреть, что выпить-покушать, а что купить… Но родной Минздрав предупреждает: ни одна из личностных черт не должна восприниматься изолированно, ни по причине ее появления на свет божий, ни по тяжким последствиям для индивидуума. Ученые признают: половина наших благоприобретенных поведенческих функций обусловлена генетикой, а другая половина — окружающей средой. Среда, как мы знаем, понятие растяжимое. Возможно, вас заинтересует вывод о том, что четыре из пяти вышеозначенных черт характера остаются стабильными в пожилом возрасте, а невротизм с возрастом демонстрирует склонность к состраданию и доверчивости, что позволяет телефонным мошенникам с успехом обманывать пенсионеров, изымая накопления с их банковского счета. Среди всех переменных коими богата наша непростая действительность, географические координаты, по-видимому, возможно, оказывают значительное влияние на мирное сосуществование в человеке личностных характеристик, которыми оперирует геопсихология, чтобы задурить нам голову. От себя же добавим, что так называемые «приятные» люди стремятся к социальной гармонии, они добры и внимательны, готовы пойти на компромисс, но в своих интересах. «Неприятные» люди менее оптимистичны и менее общительны, априори отдавая приоритет личному, а не общественно значимому. Но в бизнесе и в политике с ними тягаться трудно, факт. Не станем утверждать, что геопсихология синоним шарлатанства, однако деление регионов, где живут люди «сварливые», а где «доверчивые», не убеждает. В сказании о Гулливере описывается ожесточенная война остроконечников с тупоконечниками на протяжении тридцати шести лун, где поводом послужил спор, с какого конца следует разбивать вареные яйца. Абсурд? — не скажите, вопрос принципиальный. Сказки рассказываете, товарищи ученые, доценты с кандидатами! Впрочем, с нами не согласятся маркетологи, у них-то уж припасены отмычки к человеческим душам. Стилизованные личностные черты помогают им объяснить и использовать многие аспекты человеческого поведения и гамму потребительских интересов. Например, исследования показывают, что люди, которые более добросовестны и приятны во всех отношениях, с большей вероятностью добьются успехов в труде и учебе, чем те, у кого больше баллов по шкале невротизма. Разумеется, это частный случай, как мы знаем, цифры обманчивы, и совершенно справедливо высказывание, приписываемое Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Чем активно и с успехом пользуются (всеми тремя) не только маркетологи, но политики и бизнесмены.
Свидетельство о публикации №224042501675