О положении турецкой поэзии

То, что тюркские стихи почти не читают, это, вероятно, связано с вообще уровнем тюркской культуры, которая в плане поэзии не столь развита, как русская поэтическая культура. Тюрки изначально были кочевым народом, где уж там книги писать с поэзией, элементарно - нужна бумага.
Казанское ханство было присоединено к Руси при царе Иване Грозном, со всеми вытекающими последствиями: христианизация, русификация, и уже совместное развитие и литературное, книжное.

Ислам, дошедший до тюрок вообще, и до татар в частности, не поддерживал развитие поэзии, да и литературы вообще. Известно, что Коранические представления о поэтах довольно негативные, поэты называются лгунами. В отличие от тюрок, например, персы оказались устойчивее в этом смысле к негативным влияниям Ислама, но они и были более развитые, чем тюрки-кочевники, если, разумеется, говорить о развитой прослойке общества.

Тюрки, конечно, азиатский этнос, а Азия, как известно, это начиная от Урала, и всё что восточнее, до Тихого Океана, ну и плюс Кавказ и малая Азия на юге, и всё, что южнее них на континенте.
Крымские татары в этой системе заняли довольно странное место. Географически Крым - не Азия. Скорее Европа. Но тюрки не европейский этнос. Раньше Крымское ханство в тюркском мусульманском мире занимало промежуточное положение между Казанским ханством и Османской империей. У меня есть родство с крымскими ханами Гиреями.

Моя прабабушка по отцу, петербуржка-турчанка, княгиня Елена (Lela sultan, 24.05.1900 г.р. Петербург) родственница Турецких падишахов, супруга красного командира (мой прадед Михаил Георгиевич Антонов, 02.08.1901 г.р. Систа Ленинградской области) до Отечественной войны ездила в Крым отдыхать. Из литераторов, кроме Николая Алексеевича Клюева (р.1884-у.1938 расстрелян в Томске), кого лично знала, не знаю, жила в Петрограде, точно она, учась в Мариинско-Сергиевской учительской женской семинарии, защищала имя Льва Толстого перед своим учителем Василием Чуевым, который в то же время был духовником царевича Алексея. Был поэт, сочинивший про неё - мою прабабушку - стихи, во время её учительствования в Петрограде, но имя его мне не известно. Это были издевательские стихи человека, которому моя прабабушка отказала. Он написал ей:
***

...
И вижу я турчанский взгляд,
В великой страсти раздражённый!
...

~(Петроградский поэт, между 1919 и 1924 гг., г.Петроград)~

***
Её мать, Елизавета Семёновна (происходилп от графского рода Строгановых), многих знала в Петрограде, но в основном это те, кто связан был с их княжеско-графским родом, и участниками политических действий.

Мой дед по матери - Николай Павлович Прозоров (09.05.1938 г.р. Кильмезь) родом с территорий бывшего Казанского ханства (Кильмезь, Удмуртия), бОльшую часть жизни прожил на Дальнем Востоке, Байкале и т.д. (построил БАМ), потом в окрестностях Русско-Китайской границы. Его корни - Вятка, Удмуртия, Алтайские тюрки.

История тюркского мира - моя история.

Хорошо, если Крым не был лоялен и дружественным к фашистам, нацистам. Чего, к великой моей скорби, не скажешь о Турции.

Поэзия в Турции далеко не на том уровне, что в России. В России тоже к поэтам бывает очень плохое пренебрежительное отношение, но всё же в менталитете и русской культуре для поэзии есть достойная, высочайшая ниша. Турция далеко отстаёт. Поэты и были, и сейчас есть, есть очень активно пишущие даже, но это редкое явление для турецкого мира. Упёртое бескультурье и религиозный фанатизм распространены больше. Поэзия в отличие и того и другого порой дискредитируется.
В менталитете нет благоговения перед поэзией. Я, имеющая связь с Серебряным Веком русской литературы (поэт Николай Клюев, был арендатором у моей прапрабабушки после смерти своего протеже - Сергея Есенина, писал там поэмы, вся семья его поддерживала), мои родители поэты, не могу не огорчаться заниженной нишей, которую занимает поэзия в Турецком мире. Давно пытаюсь это изменить в лучшую сторону.

Поэзию на турецком языке сочиняю и пишу с 2011 года.

В 2022 году в Стамбуле создала сборник-манускрипт (диван стихов) "Гардения" ("Gardeniya" - Arzu Alhan).

С 2021 года публикуюсь на турецком поэтическом портале Анталогия:

https://antoloji.com/arzu-alhan/

***

25 апреля 2024 года, девять часов вечера.
город Стамбул, Турция.
Императрица Азии
Арзу Гардения Михайловна Алхан
(Я-Чжоу-Хуан-Хоу А-Хун-Хан)

***

На фото: я и мой супруг Гёкхан Алхан. Город Стамбул, Турция, 7 июня 2022 года.

***


Рецензии