Князь Мстислав Удалой

               
               
               
«О, Русь, далеко зашла ты».
               

       На Ярославовом дворе Великого Новгорода ударил вечевой колокол. Бирючи (посыльные) побежали по своим концам (улицам) собирать народ на большое вече. А народ уже давно ждал вечевого собора, чтобы, наконец, призвать на Новгородский престол князя. Да такого, чтобы душой порадел за новгородцев, терпящих бедствия от незаконных притязаний суздальских воевод и бояр под рукой Андрея Боголюбского.

      Андрей Боголюбский. Князь Суздальский (1111 - 1174)в 1155 году он ушел из южного Вышегора, где по велению отца, великого князя Киевского Юрия Долгорукого, был правящим князем, в Ростов Великий, на свою родину, без разрешения отца. А будучи боголюбив, самовольно прихватил чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что эта икона написана святым евангелистом Лукой, и, разумеется, жители Вышегора ее просто так не отдали бы.
    На пути к Суздалю свершилось чудо. Кони вдруг встали и ни с места. Запрягли других – то же. И вот Андрею во сне явилась Богоматерь и велела везти икону во Владимир, а на этом месте построить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать монастырь. Что и сделал впоследствии Андрей.
    На этом месте появилось седо Боголюбово, а сам Андрей стал именоваться Боголюбским.
    Небольшой городок Владимир, который он избрал своей столицей, стал быстро расти, заселяться и украшаться, в том числе и в первую очередь прекрасными храмами. А поклониться чудотворной иконе люди шли со всех сторон.
     Трагична кончина Андрея. Он был жестоко убит своими же приближенными.
    Похоронен Андрей Боголюбский в построенной им Богородичной церкви в 1174 году.

      Юрий Долгорукий. Сын Владимира Мономаха, отец Андрея Боголюбского. Дата рождения точно не известна. Но скорее всего – между 1090 и 1100 годами, умер в 1157 году. Прозвище Долгорукий получил за действительно длинные руки. По другой версии – за неудержимое стремление стать великим князем Киевским, «достать Киев».
     На севере княжил в Суздале и Ростове (Великом). Основал несколько поселений, которые потом стали городами. В первую очередь он считается основателем Москвы, затем Юрьева, Дмитрова, Переславля Залесского. Но тянуло его овладеть Киевом, и добился своего. Умер великим князем Киевским, хотя за жестокость овладения городом (разграбление и разорение) был там не желанным и уважаемым, а скорее ненавистным.
       И все же в истории Руси он оставил заметный след. В первую очередь, он усмирял князей русских и объединял княжества, что способствовало уменьшению междоусобных распрей, основывал поселения и города для защиты Руси, строил церкви, способствовал устройству монастырей и наделял их землей и деньгами. И все же Москва - его главное детище, и по праву на Тверской площади ему поставлен величественный памятник, утвержденный еще Сталиным. Его имя присвоено подводной лодке стратегического назначения.
    
      Ну, так вот: затеял князь Боголюбский подчинить Суздалю непокорный Новгород хотя бы и силой, да и голодом. Ведь почти все пути с зерном и другим продовольствием с юга Руси шли через Суздаль. А, значит, все обозы в Новгород суздальцы останавливали и забирали себе.
      Уж сколько раз новгородцы просили своих посадников бить челом Суздалю и призвать на престол кого-то из его князей.
      Посадник, избранный на вече, (глава города) каждый раз увещевал народ не идти в управление Суздалю, потому как это будет уже законный грабеж Новгорода.
      …Колокол умолк. Занявшие свои места назначенные граждане города притихли. Посадник Твердомысл поднял руку.
       - Слушай меня, народ Великого Новгорода. Не хватит ли нам терпеть тяготы и унижения от недостойного удела Суздальского…
        - Хва-а-а-тит, - громогласно отозвалось вече. – Не мы ли не раз просили призвать нам воина-князя.
        - Вы, люди Великого Новгорода. Вы! Больше скажу: негоже Господину Великому Новгороду, откуда пошла Русь, ходить в холопах. Не бывать тому!
        - Говори, посадник, кого нам вечевать…
       - А вот кого. Всем известно имя Мстислава Удалого сына Мстислава Храброго…
       - А сам-то он хочет идти к нам?
       - А вот мы его и спросим. Выйди, княже.
       Из толпы вышел русоволосый, молодой и статный воин, в дорожном княжеском одеянии. Он умышленно стоял до поры в толпе, ожидая восприятия народа. Это был Мстислав по прозвищу Удалой, покоривший галичан, угрожавших Киеву разорением, сын Мстислава Храброго, прозванного так за покорение половцев и чудских племен.    

       Мстислав Храбрый (1148 – 1180). Летописец говорит о нем так: «Он всегда порывался на великие дела. И не было земли на Руси, которая не хотела бы иметь его у себя и не любила бы его. Не может вся земля Русская забыть доблести его».
      В 1179 году новгородцы позвали его на княжение. В том же году он успешно ходил против чудских (финно-угорских) племен.
      В 1180 году скончался от непонятной тогда болезни. Похоронен в Новгородском Софийском соборе (Святой Софии).
      За ратные подвиги во славу Руси и за добрые дела во имя Святой Православной церкви и народа русского причислен к лику Новгородских святых.

       …Поднялся Мстислав Удалой на помост, специальное возвышение, и низко поклонился на три стороны к народу, и особый поклон – Святой Софии.
     - Кланяюсь тебе, господин Великий Новгород и народу твоему, кланяюсь Святой Софии и гробу отца моего. Услышал я, что князья творят над вами насилие. Жаль мне своей отчизны. Обязуюсь держать Великий Новгород по старине и по пошлине (по старым обычаям), как держал и отец мой в Святой Софии упокоенный. Без посадника людей новгородских не судить и земель новгородских своим людям не раздавать, без вины не лишать власти избранных на вече людей.
      Слова князя вече встретило всеобщим гулом одобрения. А посадский Твердомысл подошел и сказал:
     - По праву ты, князь, садишься на сей престол. Новгородцы помнят отца твоего, князя, прозванного Храбрым, Мстислава Ростиславича, правнука великого Владимира Мономаха, наставлениям которого Ростиславичи следуют. Бери Великий Новгород, защити его от неправедных притязаний князей суздальских, часто обрекающих новгородцев на голодную смерть.

     Суздаль. Да, были, были тяжелые времена у Великого Новгорода. Да и не только у Новгорода. С XII века все больше усиливается Суздальское княжество. А Великий Новгород с его широкой торговлей, в том числе и с Европой, был вожделенной добычей.
     И вот суздальский князь Андрей Боголюбский, овладев Киевом, захотел уничтожить самостоятельность Новгорода, зачинателя Руси.
     В 1120 году сын Андрея, тоже по имени Мстислав, собрал большую рать и пошел брать Великий Новгород. Жители укрепились и приготовились к осаде. Но надменный Мстислав решил взять город приступом. И дело шло к победе. Но свершилось чудо. Когда новгородский владыка Иоанн усердно молился перед образом Спасителя, вдруг послышался ему голос: «Иди на Ильину улицу, в церкви Спаса возьми икону Пресвятой Богородицы, поднимись с ней на стену так, чтобы она смотрела на врагов».
     Владыка, в сопровождении священства и монахов с молитвами о спасении города, так и сделал. Тучи стрел, копий и топоров летели в защитников города. И вот одна стрела попадает в икону. Из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы. И о, чудо! В то же мгновение с наступающей ратью произошло невероятное: в ее рядах от охватившего воинов страха пошел такой беспорядок, что они стали сражаться друг с другом, а потом и вовсе побежали, куда глаза глядят.
     Новгородцы преследовали их, многие суздальцы бесславно погибли, многие попали в плен в качестве живого товара, которых потом продавали за бесценок.
      С этого времени в честь иконы Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знаменская) установлен праздник 27 ноября.

      Однако долго не было покоя Новгороду с запада и востока. С запада тевтонцы угрожали, с востока – недовольные финно-угры да и чудь не прочь была освободиться от власти новгородской после Мстислава Храброго. А сын его, Мстислав Удалой, получивший это прозвище за усмирение галичан и привод их под власть Киева, не любил, когда его княжению угрожали. Позвал он посадника Твердомысла, сказал:
      - Пока меня не будет, не давай воли суздальцам, но и силой не ходи. Играй с ними словесно. Я иду на чудь да финнов, заодно Ростову и Мурому кулаком погрожу.
       - Это хорошо, княже, а то чудь осмелела, дань через пень-колоду платит. Желаем тебе управиться поскорее, а мы уж тут именем твоим править будем.
       - А тевтонцам разрешай торговать. Им сейчас не до войны, там их свои дела припирают. Приду с победой – никто не посмеет на нас сунуться.
       Пошел Мстислав на северо-восток. Дошел до моря студеного, финского (Белого), дошел до реки Камы, укрепил город Хлынов (Вятку), дошел до Устюга у рек Двины, Сухоны и Юга (Великого Устюга), усмирил племена чуди, финнов и угров, и с большой добычей возвратился в Великий Новгород. И вовремя.
      Не давали покоя суздальцам лавры Новгорода: варяги-норманы почитают его выгодной торговлей, а восток платит ему мягкой рухлядью (мехами), да медом, да рыбой, да целебной клюквой -ягодой болотной.
      И вот Всеволод, князь Суздальский, решил воспользоваться отсутствием Мстислава - самовольно назначает и присылает в Новгород правящим князем сына своего Святослава. Новгородцы восстали, и жестоко разгромили и пожгли дома и пределы мирных суздальцев, обывателей Новгорода. Всеволод за это стал мстить испытанным методом: задерживать все обозы с зерном, мукой и другим продовольствием, а торговых людей сажал в темницы.
      А в этот год в новгородских землях, как назло, случился неурожай. Наступил голод, да такой, что люди массово умирали.
      Жители Новгорода стали просить посадского о призыве на княжество Святослава. «Пусть правит суздальский князь. А вернется ли Мстислав – одному Богу известно», - говорили новгородцы. И заколебался посадник, но тянул еще время.
     А Мстислав еще в пути, узнав о событиях в Новгороде, поспешил на выручку.
     Появлению своего князя Удалого новгородцы так обрадовались, что Святослава посадили под стражу. Суздальцы, к удивлению новгородцев, не пошли ратью. Понял Всеволод, что имеет дело с князем-воином. Обратился он к Мстиславу:
       - Отпусти сына моего Святослава и людей его, а я отпущу новгородских гостей торговых с их товарами и вознагражу убытки их.
        Так и случилось. Еще больше в глазах новгородцев вырос Мстислав за то, что дело кончилось миром, без крови.

       Ах, господин Великий Новгород. Ах, Суздаль, возомнивший себя великим. Вы же русские города, русские княжества. Зачем вы стоите друг против друга, а не друг за друга?
      Вот и опять пошел Суздаль на Новгород. Почему?
      В то время правящим князем Суздальским был Ярослав Всеволодович. Прознал он, что Мстислав Удалой снова отлучился по ратным делам, без призыва на вече пришел княжить в Новгород.
     Незаконный князь хуже поганого иноверца. Стал он править в Новгороде неправедный суд: кого выселит куда захочет, кого в заточение посадит. Кому это понравиться? И снова, в который уже раз восстали люди Новгорода. Жестокость на жестокость. Случилось убийство двух близких Ярославу людей. Вспыхнул Ярослав и решил: «Пойду в Торжок (тогда – Новый Торг), соберу рать, сделаю Торжок стольным городом, а Великий Новгород подчиню новой столице. Сниму с него спесь».
     И стал собирать войско. Кого только не собрал: вплоть до бродяг и лесных лихоимцев.
     Поняли новгородцы, что дело может кончиться плохо, и послали гонца за Мстиславом.
      Явился князь, собрал вече и сказал: «Не бывать Новгороду Торжком, а Торжку Новгородом. Где Святая София, там и Великий Новгород. Готовы ли вы идти за мной?». Новгородцы ответили единодушным согласием.
      Надеясь избежать кровопролития, Мстислав шлет Ярославу предложение закончить дело миром. Ярослав ответил грубым отказом и ушел во Владимир к брату Юрию. Юрий, князь Владимирский, стал готовить рать в помощь Ярославу.
     А в то время княжеский престол в Суздале оспаривали Константин и его младший брат Юрий. Мстислав объявил, что и в Суздальской земле должна быть правда и что он за первенство княжения Константином. Мстислав послал Юрию об этом сказать. Молодой князь ответил: «Я и Ярослав – одно. Константину не быть на княжеском престоле. Мира не хотим».
     Что ж, Мстиславу ничего не оставалось, как готовиться к войне. И снова – к войне междоусобной, не разумной. «Ах, Русь. Как далеко ты зашла!», - восклицает летописец. Но, как говориться, маховик запущен.
     Две рати приблизились друг к другу. Рать князя Ярослава стала на невысоком холме, рать Мстислава – в Липецкой долине (поле, вокруг которого росли липы). Долго никто не начинал первым.
      - Идите на нас, - кричали воины Ярослава. – Мы вас седлами закидаем.
     Тогда Мстислав обратился к своим воинам:
     - Братья! Гора не поможет им, и гора не победит нас. С нами честный крест и правда. Пойдем на них и с Божьей помощью станем крепко. Не озирайтесь назад: побежавши, не уйдешь от беды. Забудем жен, детей и дома свои. Идите в бой кому как лучше, на коне или пешим…
     Воины спешились и даже обувь поскидывали. Так, босиком и бросились на противника.
      За пешими новгородцами ринулись конники. Закипела битва. Полилась русская кровь ручьями.
     Новгородцы стали одолевать, но увлеклись, углубились в ряды противника, а он стал флангами захлопывать западню. Увидел это Мстислав и ринулся вперед на своем скакуне. За ним вся дружина. Сеча была такая, что сам Мстислав, орудуя только топором, трижды прошел сквозь ряды противника. Суздальские полки были смяты.
     Это было весной 1216 года. Ярослав и его брат Юрий Суздальские бежали. Юрий во Владимир, Ярослав – в Переславль Залесский. Юрий взмолился перед Мстиславом и Константином: «Кланяюсь и челом бью. Оставьте мне жизнь и распоряжайтесь мною…».
      Мстислав посадил Константина правящим князем во Владимир, а Юрию отдал Городец.
     После этого никто больше не мог нарушить Новгородскую старину. Да и в окрестных землях воцарилось спокойствие.

                ***

      Удалой человек потому и удалой, что не сидится ему спокойно, если где-то, не русской земле, творят неправду и насилие.
      А в южном Галиче спустя время опять начали неправедно хозяйничать венгры (западные угры). Забыли Мстислава Храброго, турнувшего их с юго-восточных русских земель.
      Простился Удалой князь с новгородцами, которые со слезами его отпускали.
      - Нельзя мне слышать, как венгры разоряют вотчину моего отца. Пойду или прогоню их или погибну. А если жить буду – вернусь в Новгород. Хочу, когда придет время, лечь рядом с отцом, в Святой Софии.
      Не вернулся Мстислав Удалой…

       Татары. Первое появление и первый бой.
        Тар-тар. В Греческой мифологии это бог или царь подземного царства (преисподней). Не отсюда ли произошло слово «татары», которым русские нарекли страшные и жестокие полчища словно из-под земли возникшие не похожих на славян людей.
       Пришли они из-за Каспийского моря, покорив сначала народности Северного Кавказа. Потом с ними столкнулись половцы.
     Прискакал к Мстиславу взволнованный его тесть, половецкий хан Котян. Рассказал, что эти, не похожие ни на кого люди, храбры и люты, беспощадны в бою и к покоренным воинам. Стал он уговаривать Мстислава вместе выступить на новых врагов, одним им, половцам, не справиться. А татары, мол, уже на Русь двинулись.
      Задумался Мстислав. Как быть? Упредить этих татар и первыми напасть? Или ждать и наблюдать за их передвижением? Но Котян умолял не медлить. И решил Мстислав, будучи князем Галицким, позвать на совет в Киев князей близлежащих земель.
     Собрались князья Киевский, Черниговский, Волынский и знатные бояре с боевыми дружинами. Прибыли в Киев и перепуганные половецкие ханы, еще недавно разорявшие русскую землю. Долго толковали князья. Наконец Мстислав сказал:
     Братья! Негоже нам ждать разора от неведомого врага. Не лучше ли встретить его на чужой земле, чем на своей?
     Решили упредить нового врага именем татары.
     В 1224 году Мстислав Удалой во главе собранного войска двинулся вниз вдоль Днепра. Вскоре передовые всадники примчались с вестью: сторожевой отряд этих самых татар расположился на другом берегу Днепра.
     Ах ты, удаль русская, иногда безрассудная. Мстислав с небольшим отрядом переправился через Днепр и неожиданно для татар напал и разбил их. А отряд татар оказался не такой уж и маленький. Много лошадей и скота увели русские отряды.
       Воодушевленные успехом, Мстислав и князья пошли дальше искать теперь уже немного известных татар. «Не такие уж они и воины. Найдем и разобьем их всех», - самонадеянно и единодушно решили наши воины.
     Все князья с дружинами переправились на левый берег Днепра и десять дней шли по степи на восток. Наконец, дошли до реки Калки. У этой реки и стояла основная сила нового неприятеля.
     Еще не все наши воины дошли до места сбора, но Мстислав не стал ждать, и уверенный в успехе, как в прошлый раз, послал Даниила Волынского подступить к неприятелю, но в бой не вступать, пока не подойдет отряд Мстислава. Но молодой и горячий князь Даниил сходу ринулся на татар. За ним все его удальцы. Почти тут же татарская стрела пронзила грудь Даниила. Но, не замечая раны, он продолжал биться. С ходу вступили в сражение отряд Мстислава и половецкое ополчение. И только теперь они увидели и узнали, что такое татары. Несметные их отряды с дикими воплями, на низкорослых конях, бросились на русских, стреляя на ходу из луков. И летели наземь от этих стрел не только русские всадники, но и взбешенные кони. В мгновение ока отряд Мстислава и половцы были окружены. Мстислав сражался отчаянно. Но не исчислимо превосходящие числом татары пленили его и многих его воинов. Не пощадили татары даже пленных.
      Так кончил свою удалую и славную жизнь русский князь-воин, православный христианин Мстислав Удалой.

      А теперь о том – так кто же такие эти татары, откуда они взялись на Руси, преобразовавшись позднее в национальность?
      Происходили они из монгольского племени (то есть монголы, но не татары). Их бесчисленные орды круглый год кочевали в степях Северного Китая.
      Как отмечают иноземные очевидцы и летописцы (к сожалению, у них больше сведений, чем в нашей летописи), монголо-татары (придется так их называть, хотя это неправильно) были небольшого роста, широкоплечие, с большими головами и узкими глазами и казались нашим предкам страшными как внешне, так и злой беспощадной натурой.
     Главная их жизнедеятельность заключалась в разведении скота: лошадей, быков, верблюдов, овец, которых у них были огромные стада. Очевидцы описывают, что древние монголы были неприхотливы к бытовым условиям. Жили в раскладных юртах, одежда была из шкур животных, ели разное мясо пили конское молоко – кумыс. Варили кашу из проса и ели немытыми руками. Были они народом закаленным – сообразно образу жизни.
     У мужчин было по нескольку жен, а потому много детей.
     До XII века среди монгольских племен не было мира. Они часто враждовали между собой, а потому не были особо опасны для прилегающих территорий оседлых народов. Но с XII века все стало меняться.
     В их среде родился и вырос человек по имени Темучин. Он был огромен ростом, с высоким лбом, большой головой и длинной, но редкой бородой. Он отличался честолюбием, твердостью характера, беспощадностью к соперникам, и властолюбием. Он быстро подчинил себе сначала родственное племя, учил молодых военному делу, отличному от обычного: скорости и напору, тактике боя, которая заключалась, главным образом, в введении в заблуждение противника - имитируя бегство заманить его в западню, или наоборот, умиротворить противника миролюбивыми намерениями и тут же нанести беспощадный удар.
     Говорят, что он сварил в котлах тех, кто не подчинился его воле. Разумеется, после такого зрелища ханы других племен добровольно или от страха покорились Темучину.
     В 1206 году Темучин собрал всех подчиненных ему ханов и поклялся делить с ними горькую и сладкую жизнь, выставив одно условие – беспрекословное ему подчинение в походах и набегах на территории оседлых народов.
     Предание гласит, что однажды на «собрание» ханов явился какой-то старец-пророк и возвестил, что небесные силы отдают Темучину всю власть на всей земле, и что он должен именоваться Чингисханом, то есть великим ханом. Темучину это пришлось по душе, и он принял этот титул и это звание. «Как на небе есть одно солнце, так и на земле должен быть один властелин. А тот, кто думает и поступает иначе, тот нарушает и оскверняет волю неба и должен быть покорен властелином».
       И Чингисхан стал осуществлять свое «предназначение». Ему покорялись территория за территорией, страна за страной. И вот, все среднеазиатские племена и народы, Северный Китай, а затем Прикаспийские, Северокавказские народы покорились ему. Пошли его полчища дальше, в Приволжские и Придонские степи. И даже не миролюбивые половцы со страху побежали куда глаза глядят.
     Вот с этим, доселе неизвестным русским князьям противником и пришлось встретиться на реке Калке. После этой «встречи» страшной волной пошли монголы-татары на пределы Русской земли и хозяйничали 300 лет.
      Вопрос: могла ли Русь успешно противостоять монголо-татарским ордам? Могла бы. Если бы она была едина. Если бы князья южных и северных княжеств не враждовали между собой, а сплачивались и вставали стеной за Русь.  Если бы…
        Но этого не случилось до Дмитрия Донского, который первый показал пример сплочения в схватке с полчищами хана Мамая. Могла бы побеждать и любого другого врага, как бы он ни был силен. Последующая история России убедительно доказала это.


Рецензии