1 ЖДК 1974-1975 г

ЛЕТОПИСЬ
Строительства БАМа частями 1-го железнодорожного Корпуса
с сентября 1974 по декабрь 1975 г.

Частично отредактировано.

I. ВВЕДЕНИЕ.

1. Краткая историческая справка.

     История БАМа начиналось ещё с конца 19-го века, когда рассматривались варианты строительства Великого Сибирского железнодорожного пути. Но вариант огибавший озеро Байкал с севера, требовал очень больших средств, строить на вечной мерзлоте ещё не умели, поэтому приняли южный вариант, где были более благоприятные природные условия и плотность населения.
     Правительство СССР в 1932 г. намечало построить железную дорогу от станции Тайшет до Советской Гавани протяжением 4300 км. В 1934 г. было принято решение о строительстве дороги из района Сковородино на север до посёлка Тындинский и далее на восток до села Пермское (Комсомольск-на-Амуре). Тында была выбрана не случайно – она находилась на пересечении проектируемых направлений на восток село Пермское и на север на Якутск.
     Изыскательские работы проводились от ст. Тайшет – Усть-Кут – Тында – Ургал – Дуки – Комсомольск-на-Амуре специально созданной организации Бампроект (впоследствии Желдорпроект). Окончательное направление участков Усть-Кут – Тында были завершены только в 1974 г. Особый Корпус железнодорожных войск в 1934 г. проводил изыскательские работы по участку Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.
      В 1937 г. была построена ж.д. линия ст. Бам – Тында.  Но в Великую Отечественную войну, начиная с 1942 г. рельсы с разных участков БАМа были разобраны и отправлены на строительство рокадной линии Саратов – Сталинград. До Великой Отечественной войны были построены линии: Тайшет – Лена - 720 км, Комсомольск – Советская Гавань – 468 км, Волочаевка – Комсомольск и Известковая – Ургал.
     В 1945 г. началось строительство линии Ургал – Комсомольск – 508 км, сооружено земляное полотно на отдельных участках, ряд мостов и труб, приступили к строительству Дуссе-Алиньского туннеля протяжением около 2 км. Было открыто рабочее движение Комсомольск – Берёзовка – 203 км. Частично были выполнены работы по развитию раздельных пунктов, после участок был законсервирован и передан Министерству лесной промышленности, его эксплуатировали до 1976 г. После смерти Сталина работы были свёрнуты на всём участке БАМа.
     В 1967 г. правительством страны было признано уточнить проект БАМа, в результате было подтверждено целесообразность строительства от Усть-Кута до Комсомольска. На строительстве предстояло выполнить земляных работ 220-260 млн. куб. м; построить 3136 штук искусственных сооружений, в том числе 142 больших мостов. На трассе предполагалось построить 64 жилых посёлка и около 200 станций и разъездов.
      Строительство БАМа начинать с нескольких опорных пунктов: Усть-Кут, Нижнеангарск, Тында, Ургал, Берёзовка, Комсомольск.
     1-му железнодорожному Корпусу поручено строительство железнодорожной линии на восточном участке БАМа Червинка (Февральск) – Ургал – Берёзовая – Комсомольск, протяженностью 819 км.

2. Краткое описание районов работ.

     Участок строительства от р. Червинка до ст. Комсомольск находится в бассейне 10-ти достаточно крупных рек, разделённых Туранским и Дуссе-Алиньским горными хребтами. В начале от Червинки (746 км) трасса проходит по сравнительно ровной местности с высотными отметками 350-450 м, где много болотистых и сильно замаренных мест, далее начинается подъём на хребет Турана, где только в низовьях есть заболоченные участки. Сверху супеси и суглинки, на глубине от 3 до 12 м гранитные породы.
     Трасса пересекает седло хребта Турана на высоте 644 м, в районе Воспорухана отметка составляет около 500 м. От 852 до 860 км линия проложена по замаренной долине р. Туюн. Далее выходит к р. Бурея, проходит по сильно замаренной равнине к Ургалу.
     От Ургала линия идёт на отметке 300-600 м по моховой и кочковой мари с торфом от 0.5 до 3.5 м. Торф вечномёрзлый, ниже супеси и галечник.
      Далее трасса поднимается на Дуссе-Алиньский хребет, пересекая седло тоннелем на высоте 850-900 м, где есть сплошное развитие вечной мерзлоты, далее линия понижается и проходит по многочисленным участкам мари, при оттаивании марь полностью теряет несущую способность.
     На марях растет даурская лиственница и кустарники, большинство леса была уничтожена лесными пожарами, которые повторяются довольно часто. Чаще всего растёт лиственница и ель, реже пихта и берёза. В поймах лес состоит из ильмы, тополя и ольхи. Лес сильно захламлён валежником, кустарником и подлеском.
      Реки горно-таёжного характера, со скоростью течения 4-5 м\сек, русла неустойчивые, захламлённые завалами, колебания уровня воды достигает до 5 м.
     Климат суровый, резко континентальный, температура января достигает – 58 град, летом до + 40 град. Продолжительность с отрицательной температурой составляет 182-197 дней.
      Среднегодовое количество осадков в пределах 620-730 мм в год, наибольшее их количество в июле, августе. Суточный максимум до 100 мм.
     Снежный покров достигает 51 см, в пониженных местах может быть до 2-3 м, в повышенных местах может полностью отсутствовать.
      Вечная мерзлота на участке островного типа, только крайний Восточный лежит вне зоны мерзлоты (225 км до Комсомольска). Величина оттаивания мерзлоты летом от 0.3-0.5 м в низинах до 2-3.5 м на сухих южных склонах. Температура вечномёрзлых грунтов от – 0.4 до -2 град С. Почти все реки зимой промерзают до дна.
     Местность на всём участке малонаселённая, практически нет дорог.

II. РАЗВЕРТЫВАНИЕ.

1. Командование соединений, состав и численность личного состава.

Командование железнодорожного Корпуса.

1. Командир Корпуса – Генерал-лейтенант технических войск
     ПРИБОВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ.
2. Начальник политического отдела, заместитель командира Корпуса по политической части – Полковник
ДЕМИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
3. Заместитель командира Корпуса – Полковник
ИСААКЯН ЖОРА ГРИГОРЬЕВИЧ.
4. Начальник штаба, заместитель командира Корпуса – Полковник
СМИРНОВ ЛЕОНИД АНТОНОВИЧ.
5. Заместитель командира Корпуса по тылу, начальник тыла – Полковник
ТАРСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
6. Заместитель командира Корпуса по технической части, главный инженер – Полковник-инженер
МАМОНТОВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕАИЧ.

1-я отдельная железнодорожная Кенигсберская ордена Александра Невского бригада.

1. Командир бригады – полковник ЖЕЛЕЗНОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ.
2. Начальник политического отдела – майор СИНЯВСКИЙ АНАТОЛИЙ ФЕДОРОВИЧ.
3. Заместитель командира бригады – подполковник ХАЛИМДАРОВ ДАВЛЕТ ХАЛИУЛЛОВИЧ.
4. Начальник штаба – заместитель командира – подполковник КРИВЦОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ.
5. Заместитель командира по технической части – главный инженер – подполковник ГРОМЫКО ВЯЧЕСЛАВ БРОНИСЛАВОВИЧ.
6. Заместитель командира по тылу – подполковник БОРОВИЦКИЙ ЛЕОНИД ДАВЫДОВИЧ, уволен в запас приказом НЖДВ от 21.11.1975 г. Назначен подполковник ГЕВОРКЯН РОБЕРТ ВАГАНОВИЧ.

7-я отдельная железнодорожная ордена Трудового Красного Знамени бригада.

1. Командир бригады – полковник КОМАРОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ, переведён в ГУЖВ приказом МО СССР от11.09.1975 г. Назначен майор РОТШТЕЙН АЛЬБЕРТ ВЛАДИМИРОВИЧ.
2. Начальник политического отдела – подполковник ПРОСВЕТУХИН ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ.
3. Заместитель командира бригады – майор РОТШТЕЙН АЛЬБЕРТ ВЛАДИМИРОВИЧ, назначен 11.09.1975 г. командиром этой же бригады. Назначен майор МИЛЬКО АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ, приказом НЖДВ от 12.11.1975 г.
4. Начальник штаба – заместитель командира – подполковник ЕРЕМЕЕВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ.
5. Заместитель командира по технической части – главный инженер – подполковник-инженер САКУН АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, переведён в ГУЖВ приказом НЖДВ от 01.08.1975 г. Этим же приказом назначен майор-инженер ЭВЕНТОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ.
6. Заместитель командира по тылу – полковник ЛЕВАГИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ.

37-я отдельная железнодорожная бригада.

1. Командир бригады – полковник КУРОЧКИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ.
2. Начальник политического отдела – подполковник ФЕДОРОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ, переведён на такую же должность в 21-ю ождбр приказом ГлавПУ от 23.10.1975 г. Назначен майор УРЕЦКИЙ ИВАН ФЕДОРОВИЧ, тем же приказом.
3. Заместитель командира бригады – подполковник ИЛЬИН ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ, переведён на должность заместителя начальника штаба 1 ЖДК приказом НЖДВ от 22.10.1974 г. Назначен майор ИВАНОВ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ, приказом НЖДВ от 17.01.1975 г.
4. Начальник штаба-заместитель командира – подполковник КАЛИНКЕВИЧ ЛЕОНИД ТИХОНОВИЧ, уволен в запас приказом НЖДВ от 04.12.1974 г. Назначен подполковник ШУЙСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, тем же приказом.
5. Заместитель командира по технической части-главный инженер – подполковник-инженер ИШЕНИН АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ, уволен в запас приказом НЖДВ от 18.11.1974 г. Назначен подполковник-инженер ГОЛЬДШТЕЙН ЕФИМ ЗОСИМОВИЧ, тем же приказом.
6. Заместитель командира по тылу – подполковник НЕЧАЕВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ, уволен в запас приказом НЖДВ от 04.12.1974 г. Назначен подполковник ГРАБОВИЧ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ, тем же приказом.

39-я отдельная железнодорожная бригада.

1. Командир бригады – полковник ГАФУРОВ МАВЗЕЛЬ ГАФУРОВИЧ.
2. Начальник политического отдела – подполковник МЕЛИХОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ.
3. Заместитель командира бригады – подполковник ШАРИКОВ АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, назначен на должность командира 1 гв.ождбр приказом МО СССР от 15.01.1975 г. Назначен подполковник ДУДКИН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, приказом НЖДВ от 28.05.1975 г.
4. Начальник штаба-заместитель командира бригады – полковник ВАРУШИН ГРИГОРИЙ ФИЛИППОВИЧ.
5. Заместитель командира по технической части-главный инженер – подполковник-инженер ГАВРИЛЕНКО СЕМЕН ФЕДОРОВИЧ.
6. Заместитель командира по тылу – подполковник ДУДКИН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, переведён на должность заместителя командира бригады приказом НЖДВ от25.05.1975 г. Назначен подполковник ЯНЧЕНЯ ИОСИФ АНИСИМОВИЧ, приказом НЖДВ от 29.07.1975 г.

     Итого в состав Корпуса вошли 5 отдельных железнодорожных бригад, в том числе для строительства БАМа: 1 ождбр, 7 ождбр, 37 ождбр, 39 ождбр, а 33-я ождбр находилась на усилении и реконструкции объектов по Дальневосточной железной дороге.

В состав бригад вошли следующие части:

1-я ождбр:
- управление бригады, в\ч 06430, на ст. Алонка. Прибыло в Алонку 21.01.1975 г. из г. Омска СибВО 4 ЖДК;
- 32-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 89525, на ст. Воспорухан. Прибыл 21.03.1975 г. из ст. Стрела ЗапСиб ж.д;
- 132-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 83285, на ст. Алонка. Прибыл 18.02.1975 г. из ст. Карбышево ЗапСиб ж.д.;
- 471-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 12675, на ст. Воспорухан. Прибыл 18.03.1975 г. из ст. Имишлы ЗакВО из 14-й ождбр.
- 6-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 36273, на ст. Алонка. Прибыл на ст. Ургал в июле 1974 г. из г. Омска, временно подчинен 37-й ождбр. 30.01.1975 г. передислоцирован на ст. Алонка и вошел в состав 1 ождбр;
- 28-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 06420, на ст. Воспорухан. Прибыл 20.02.1975 г. из ст. Терны КВО из 26-й ождбр;
- 41-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 01741, на ст. Алонка. Прибыл 03.02.1975 г. из ст. Лозовая КВО из 36-й ождбр;
- 505-й отдельный технический ж.д. батальон, в\ч 44913, на ст. Алонка. Прибыл 22.04.1975 г. из ст. Карбышево СибВО;
- 102-й отдельный автомобильный батальон, в\ч 92867, на ст. Ургал. Прибыл 26.01.1975 г. из ст. Казатин КВО из 1-й гв.ождбр. В июле 1975 г. передислоцирован на ст. Алонка.
- 890-я база материально-технического снабжения, в\ч 52629, на ст. Ургал. Прибыла 27.01.1975 г. из ст. Омск ЗапСиб ж.д.;
- 1484-й лазарет ж.д. бригады, в\ч 52630, на ст. Алонка. Прибыл в октябре 1974 г. на ст. Ургал из г. Комсомольск-на-Амуре из 33-й ождбр, временно подчинен 37-й ождбр. В сентябре 1975 г. передислоцирован на ст. Алонка, подчинен 1-й ождбр;
- 1778-я военно-почтовая станция, в\ч 35403, сформирована 14.04.1975 г. на ст. Алонка;
- 704-е отделение торговли (военторга), сформировано в апреле 1975 г. на ст. Алонка;
- особый отдел КГБ при Совете Министров СССР по 1-й бригаде, в\ч 33012, сформирован в январе 1975 г.

7-я ождбр:
- управление бригады, в\ч 45505, прибыло в п. Березовый 26.01.1975 г. из г. Волгограда СКВО:
- 231-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 64715, на раз. Дуссе-Алинь, в декабре 1974 г. из г. Шатура МВО. До 01.02.1975 г. в подчинении 37-й ождбр;
- 247-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 59347, в п. Берёзовый 13.03.1975 г. из ст. Амгалан МНР из 17-й ождбр;
- 8-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 73745, на ст. Сулук, 14.03.1975 г. из ст. Советск ПрибВО из 29-й ождбр;
- 25-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 11892, в п. Берёзовый, 28.02.1975 г. из г. Волгоград СКВО;
- 63-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 45788, на ст. Амгунь 10.03.1975 г. из ст. Токи Дальневост. ж.д. из 33-й ождбр;
- 3-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 10098, на раз. Нальды 27.02.1975 г. из ст. Инза ПривВО из 9-й ождбр;
- 7-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 25473, на раз. Сонах 10.02.1975 г. из ст. Карповская СКВО;
- 29-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 30623, в п. Берёзовый 05.03.1975 г. из г. Комсомольск-на-Амуре из 33-й ождбр;
- 492-й отдельный технический ж.д. батальон, в\ч 44912, в п. Берёзовый 27.04.1975 г. из ст. Карповская СКВО;
- 127-й отдельный автомобильный батальон, в\ч 33917, в п. Берёзовый 31.01.1975 г. из ст. Терны КВО из 26-й ождбр;
- 894-я база материально-технического снабжения, в\ч 54118, в п. Берёзовый 01.02.1975 г. из ст. Бетонная СКВО;
- 124-й лазарет ж.д. бригады, в\ч 56674, в п. Берёзовый 30.04.1975 г. из г. Баку ЗакВО из 14-й ождбр;
- 1525-я военно-почтовая станция, в\ч 35410, сформирована п. Берёзовый в апреле 1975 г.;
- особый отдел КГБ при Совете Министров СССР по 7-й ождбр, в\ч 96240, сформирован в мае 1975 г.

37-я ождбр:
- управление бригады, в\ч 51473, прибыло на ст. Ургал 16.09.1974 г. из г. Красноярск СибВО 4 ЖДК;
- 37-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 28066, на ст. Ургал (6 км) 03.09.1974 г. из ст. Гумрак СКВО из 7 ождбр;
- 97 отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 51128, на ст. Ургал (3 раз.) в июле 1974 г. из г. Вологда МВО из 10 ождбр;
- 112-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 38415, на ст. Ургал 18.03.1975 г. из ст. Алябьево УрВО из 5 ождбр;
- 358-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 92939, на ст. Ургал (3 раз.) 11.08.1974 г. из ст. Супруновка КВО из 36 ождбр;
- 446-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 51490, на ст. Ургал (3 раз.) в сентябре 1974 г. из г. Уяр СибВО;
- 21-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 45405, на раз. Чабыгда 05.03.1975 г. из г. Галич ПрикВО из 1 гв.ождбр;
- 47-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 26485, на ст. Ургал (3 раз.) в августе 1974 г. из г. Тюмень УрВО из 5 ождбр;
- 137-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 83313, на ст. Ургал (6 км) 31.10.1974 г. из г. Баку ЗакВО из 14 ождбр;
- 233-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 48406, на ст. Ургал (3 раз.) в сентябре 1974 г. из г. Гусев ПрибВО из 29 ождбр;
- 445-й отдельный технический ж.д. батальон, в\ч 49539, на ст. Ургал в сентябре 1974 г. из ст. Мариинск СибВО;
- 350-й отдельный автомобильный батальон, в\ч 62990, на ст. Ургал (3 раз.) в августе 1974 г. из ст. Выру ПрибВО из 29 ождбр;
- 440-й отдельный ж.д. батальон связи, в\ч 31972, на ст. Ургал (4 км) 28.10.1974 г. из г. Днепропетровск КВО из 26 ождбр;
- 470-й отдельный эксплуатационный ж.д. батальон, в\ч 01818, на ст. Ургал в июле 1974 г. из ст. Алябьево УрВО из 5 ождбр;
- 918-я база материально-технического снабжения, в\ч 36494, на ст. Ургал в октябре 1974 г. из г. Красноярска СибВО;
- 372-я военно-почтовая станция, в\ч 35427, ст. Ургал сформирована в июле 1975 г.;
- особый отдел КГБ при Совете Министров СССР по 37 ождбр, в\ч 33161, сформирован в октябре 1974 г.

39-я ождбр:
- управление бригады, в\ч 01228, прибыло в п. Февральское 29.01.1975 г. из г. Чита ЗабВО из 4 ЖДК;
- 39-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 21006, в п. Февральское 14.03.1975 г. из ст. Моргуцек ЗабВО;
- 98-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 83251, в п. Февральское в августе 1974 г. из г. Чита ЗабВО;
- 242-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 33007, на раз. Утиный 13.02.1975 г. из г. Чита ЗабВО;
- 375-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 44445, в п. Февральское в марте 1975 г. из ст. Карымская ЗабВО;
- 255-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 51467, в п. Февральское 02.02.1975 г. из ст. Урулюнгуй ЗабВО;
- 469-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 36396, на раз. Утиный 09.02.1975 г. из ст. Харанор ЗабВО;
- 297-й отдельный автомобильный батальон, в\ч 35418, в п. Февральское в декабре 1974 г. из г. Чита ЗабВО;
- 515-й отдельный технический ж.д. батальон, в\ч 52999, в п. Февральское 14.07.1975 г. из г. Улан-Удэ ЗабВО;
- 919-я база материально-технического снабжения, в\ч 41080, в п. Февральское 01.07.1975 г. из ст. Кадала ЗабВО;
- 245-й лазарет ж.д. бригады, в\ч 63705, в п. Февральское 24.03.1975 г. из г. Львов ПрикВО из 1 гв.ождбр;
- 1777-я военно-почтовая станция, в\ч 36476, в п. Февральское сформирована 12.02.1975 г.;
- 706-е отделение торговли (военторга) сформировано 18.02.1975 г. п. Февральское;
- особый отдел КГБ при Совете Министров СССР по 39 ождбр, в\ч 32470, сформирован в п. Февральское в январе 1975 г.

Части корпусного подчинения:
- управление 1-го ж.д. Корпуса, в\ч 12661, прибыло в п. Чегдомын 20.01.1975 г. из г. Харьков КВО;
- 886-я база материально-технического снабжения, в\ч 15748, на ст. Ургал 23.03.1975 г. из г. Харьков КВО;
- 105-й отдельный вертолётный отряд, в\ч 35426, в п. Чегдомын 30.01.1975 г. из г. Хабаровск ДВО;
- 347-й полевой подвижный госпиталь, в\ч 35414, в п. Чегдомын сформирован 18.04.1975 г.;
- 3-й военно-железнодорожный парк, в\ч 44565, в г. Комсомольск-на-Амуре сформирован 25.04.1975 г., в сентябре 1975 г. передислоцирован в п. Чегдомын (п. ЦЭС);
- 222-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон агрегатов автомобилей, в\ч 36484, сформирован 25.04.1975 г. в г. Комсомольск-на-Амуре, в мае 1975 г. передислоцирован на ст. Токи ДВО;
- военная прокуратура Чегдомынского гарнизона сформирована в п. Чегдомын 17.02.1975 г.;
- военный трибунал Чегдомынского гарнизона сформирован в п. Чегдомын 17.04.1975 г.;
- особый отдел КГБ при Совете Министров СССР по 1 ЖДК, ч 34429, сформирован в январе 1975 г. п. Чегдомын;
- 513-й отдел торговли, сформирован 01.11.1974 г. в п. Чегдомын;
- 4535-я торгово-закупочная база, сформирована 05.09.1974 г. в п. Чегдомын для торгово-бытового обслуживания соединений и частей 1 ЖДК и других организаций, занятых строительством БАМа.

33-я ождбр:
- управление бригады, в\ч 20724, с дислокацией в г. Хабаровск ДВО;
-13-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 20743, в г. Комсомольск-на-Амуре;
- 76-й отдельный путевой ж.д. батальон, в\ч 29420, в г. Партизанск ДВО;
- 14-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 30618, в г. Уссурийск ДВО;
- 17-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 41496, в г. Хабаровск ДВО;
- 61-й отдельный мостовой ж.д. батальон, в\ч 51491, в с. Владимиро-Александровском ДВО;
- 199-й отдельный ж.д. батальон механизации, в\ч 59343, в г. Уссурийск ДВО;
- 70-й отдельный ж.д. батальон связи, в\ч 72047, в г. Хабаровск ДВО;
- 37-й отдельный автотранспортный батальон, в\ч 54056, в г. Хабаровск;
- 36-й отдельный технический ж.д. батальон, в\ч 52626, в г. Хабаровск ДВО;
- 11-я отдельная эксплуатационная ж.д. рота, в\ч 26384, в г. Партизанск ДВО;
- 3-я отдельная ж.д. рота минёров (скадрированная), в\ч 52542, в г. Хабаровск ДВО;
- 1042-я база материально-технического снабжения, в\ч 58089, в г. Хабаровск ДВО;
- особый отдел КГБ при Совете Министров СССР по 33 ождбр, в\ч 96215.

     На конец 1975 г. по 1 ЖДК числилось личного состава всего по штату -32126 чел., по списку 29703 чел.

2. Передислокация и выдвижение.

     Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 8 июля 1974 г. № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и приказа МО СССР от 31 июля 1974 г. № NNN, Начальника железнодорожных войск от 30 декабря 1974 г. № NNN, части и соединения, определённые в состав 1-го железнодорожного Корпуса, своевременно провели мероприятия, связанные с формированием и развертыванием частей, выделенных для строительства и выдвижение от станций погрузок на объекты работ. Передислокация осуществлена на значительные расстояния (до 10000 км), организованно и без происшествий.
     Соединения и части Корпуса перевезены в 108 эшелонах со среднем количеством в эшелоне – 48 вагонов, всего в эшелонах прибыло 5184 вагона.
Средняя скорость эшелонов в сутки составляло 570 км. Выгрузка эшелонов производилась на трёх станциях: ст. Арга Забайкальской ж.д., ст. Ургал и ст. Вели (Берёзовая) Дальневосточной ж.д.
     Кроме эшелонов, только за январь-март 1975 г. на эти станции прибыло 6357 вагонов со снабженческими грузами (ГСМ, стройматериалы, детали домов, техникой).
     Максимальный темп выгрузки составлял 334 вагона в сутки. Темп выгрузки был установлен – один эшелон через 2-е суток. Несмотря на 45 градусные морозы выгрузка эшелонов и загрузка автоколонн производилась своевременно.
     Управление 1-й ождбр с подчинёнными частями прибыли со ст. Омск на ст. Ургал (6000 км). Со станции разгрузки на будущие станции Чабыгда – Алонка – Воспорухан выдвигались автоколоннами по зимнику. Для ведения подготовительных работ к приёму частей 14.12.1974 г. была выслана оперативная группа бригады и 3-я рота 132-го омждб. Командой в составе 4 бульдозеров и ГТТ под руководством зам. ком. бригады подполковника Халимдарова Д.Х. в тяжёлых зимних условиях гористо-болотистой местности был пробит зимник до мест расположения частей.
     Управление 7-й ождбр с подчинёнными частями и частями из других соединений, прибывали из г. Волгограда и других городов (9100 км) на ст. Вели (Берёзовая) и после разгрузки своим транспортом выдвигались к местам дислокации. Для подготовительных работ в декабре 1974 г. была сформирована оперативная группа во главе с нач. штаба подполковником Еремеевым В.М. и необходимым количеством людей для обустройства.
     Управление 37-й ождбр со ст. Красноярск (4524 км) и других частей, прибыли на ст. Ургал в течении сентября-ноября 1974 г. и сразу приступили к обустройству.
     Управление 39-й ождбр с подчинёнными частями прибыли со ст. Чита на ст. Арга (1630 км) в течении декабря 1974 г. После разгрузки выдвигались автоколоннами до п. Февральское (более 300 км) по грейдерной автодороге Арга – Экимчан. Для подготовки первыми туда прибыл 98-й опждб в августе 1974 г.

3. Размещение, быт, медицинское и торговое обслуживание.

     Прибывшие на строительство БАМа части располагались на вырубленных просеках и площадках вдоль трассы магистрали. Для личного состава оборудовались утеплённые палатки на рубленных каркасах в количестве 716 штук с бытовыми уголками и местами для умывания.
     Сложность была в том, что кроме суровой зимы -45-50 градусов, сборно-щитовой фонд поступал неравномерно, доставка по зимникам затягивалась, требовалась грунтовая подсыпка под все палатки и домики.
     Для семей офицеров и прапорщиков в 1975 г. было построено 73 жилых дома, 34 общежитий, что позволило разместить 45 % прибывших семей, 44 % размещались в жилых вагончиках и 11 % на частных квартирах.
     Для личного состава в 1975 г. было построено 26 шт. сборно-щитовых казарм.
     Питание было организовано по нормам для военнослужащих в отдалённых местностей. Было построено 28 стационарных столовых, пища готовилась в автоклавах, каждая часть построила ледники системы Крылова для скоропортящихся продуктов на 20-50 т. Было построено 26 продскладов, 37 овощехранилищ на 9-10 тыс. т., и 12 стационарных хлебопекарен.
     Для вещевой службы было построено 19 складов, во всех частях работали мастерские по ремонту обмундирования и обуви, введено в строй 17 банно-прачечных комбинатов. В начальный период широко применялась помывка личного состава в вагончиках-банях, а стирка белья в вагончиках-прачечных.
      В 1975 г. в гарнизонах: Февральское, Алонка, Ургал, Дуссе-Алинь, Амгунь и Берёзовый было построено 6 общеобразовательных школ на 510 мест. В Февральском и Берёзовом построено 2 детсада-ясли на 100 детей. Введены в строй 6 клубов на 3.6 тыс. мест.
      Укомплектованность врачами составляла 94 %, средним и младшим мед. персоналом 81 и 86 %. Построено 3 лазарета на 180 коек, госпиталь на 120 коек, 6 стационарных медпунктов на 60 коек и 4 бактериологических лаборатории.
     С первых дней строительства начал функционировать военторг, вначале работали временные магазины в автовагончиках и передвижные автолавки. Но к концу 1975 г. было построено 26 сборно-щитовых и рубленных магазинов, 6 книжных магазинов, складские помещения площадью 3400 кв. м. В Ургале начало работать офицерское кафе на 100 мест.

4. Организация связи.

     Трасса БАМа на участке Февральск – Ургал – Березовый – Комсомольск протяженностью 800 км делилась на три участка.
     Первый Февральск – Ургал не населён, линии связи отсутствовали.
     Второй Ургал – Березовый имел воздушную линию на две пары проводов, построенную в 1946 – 1948 г.г. Это была единственная линия соединяющая Чегдомын с Хабаровском и центральными районами страны.
     Третий Берёзовый – Комсомольск имел проводную связь, для обеспечения движения лесовозных поездов, являлась продолжением линии Ургал – Берёзовый. От ст. Чегдомын на Известковую через узел связи ст. Облучье работала линия ДВЖД и МПС.
      С 1975 г. на Чегдомынском районном узле связи вошла в строй система абонентского телеграфа и усилена АТС. Была развернута коротковолновая радиосеть на радиостанциях средней мощности, развернуты две радиорелейные линии на Алонку и Ургал. Уже к сентябрю 1975 г. телефонная связь имелась с каждым батальоном
     Полевые кабельные линии Алонка – Воспорухан, Алонка – Чебогда, Февральск – Утиный были заменены на радиорелейные.
     С момента прибытия 440-го батальона связи начались работы и строительство линий связи вдоль трассы БАМа.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД СТРОИТЕЛЬСТВА.

1. План года, задачи и ход выполнения.

     Прибыв на стройку, части оказались в исключительно сложных условиях, связанных с суровым климатом, необычными условиями строительства, наличием вечной мерзлоты, обширных замаренных районов и отсутствием автодорог.
      Для выдвижения частей на Алонку, Воспорухан, Утиный, Сулук, Амгунь, Сонах необходимо было прокладывать зимние автодороги. Изыскивать карьеры и сходу включать землеройную технику в работу для подсыпки под городки и отсыпки земляного полотна притрассовых автодорог, мостовые части приступили к строительству автодорожных мостов.
      По проложенным автодорогам круглосуточно осуществлялся завоз в городки сборно-разборных конструкций, материалов, ГСМ, продовольствия, в результате за зимний период были созданы необходимые запасы для нормальной деятельности частей, когда летом начиналось бездорожье.
     Была построена притрассовая автодорога Ургал – Алонка протяжением 39 км и большой совмещенный мост через реку Бурея длиной 622 м. Были развернуты работы по строительству автодорог Февральск – Утиный, Алонка – Воспорухан, Солони – Дуссе-Алинь – Сулук, Берёзовая – Амгунь, а также звеносборочные базы на ст. Ургал, Берёзовая и баз МТС бригад и Корпуса.
     План строительно-монтажных работ на 1975 г. установлен 43 млн. руб. в том числе и на свои нужды.
     Весь участок Червинка – Ургал – Березовая был распределён следующим образом:
- 39 ождбр – Червинка - Ледяной -135 км;
- 1 ождбр – Ледяной – р. Бурея – 167 км;
- 37 ождбр – р. Бурея – ст. Солони – 72 км;
- 7 ождбр – ст. Солони – Берёзовая – 252 км.
     Основные задачи:
- обустройство частей в местах дислокации;
- строительство притрассовых автодорог -286 км, в том числе на участках Февральск – Исса – 70 км, Ургал 2 – Воспорухан – 76 км, Ургал – Березовая – 140 км;
- Отсыпка земполотна – 7.5 млн. куб. м, из них под автодороги – 4 млн. куб. м, под ж.д. дорогу – 2.5 млн. куб. м, под городки – 1 млн. куб. м;
- укладка главного ж.д. пути Ургал – Березовая – 52 км;
- строительство линий связи – 60 км, в том числе Февральск – Утиный – 20 км, Ургал – Алонка – 40 км;
- реконструкция линии связи Чегдомын – Ургал – Березовый – 317 км.
     План частями Корпуса был выполнен 20 ноября 1975 г.
За добросовестное выполнение своего служебного долга и ударный труд в 1975 г. 54 офицеров и прапорщиков награждены правительственными наградами. В том числе орденами: «За службу Родине в ВС СССР» III степени – 22 человека, «Знак Почета» - 5 человек, «Красная Звезда» - 1 человек. Медалью «За отличие в воинской службе» II степени – 26 прапорщиков. Серебряными и бронзовыми знаками ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки» - 62 человек.

ВРИО КОМАНДИРА 1 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОРПУСА
ПОЛКОВНИК   Ж. ИСААКЯН

НАЧАЛЬНИК ПОЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА
ПОЛКОВНИК   А. ДЕМИН

НАЧАЛЬНИК ШТАБА
ПОЛКОВНИК   Л. СМИРНОВ


Архив Историко-Мемориального зала ЖДВ
В. Петропавловский. Апрель 2024 г.





    
    


    
      


Рецензии