Записки землемера. Портфель

             Мне казалось, что, находясь в командировке, время тянется гораздо веселее. Находясь за пределами Нижневартовска, и зданием НГДУ, я гораздо больше приносил пользы, чем приходя в здание НГДУ, где меня ожидали: и куча всяких писем, и какие-то плохо размноженные на множительной технике новые методички, по работе. Время уходило на их изучение, появлялись вопросы, а спросить было некого. Телефонов у нас в НГДУ не было. Были внутренние (которые мы не очень любили), но они только для выслушивания новых заданий, вопросов, иногда даже нам не понятных. Поэтому находясь в кабинеты, ты должен был уметь, на любой звонок дать ответ. В отсутствии Клесова, на вопросы по маркшейдерской линии, я не всегда мог дать нужный ответ. Писем было много, и звонков много. Чтобы не отвлекаться, и не попадать впросак, и помня слова Клесова – «Ты не лезешь в наши дела, мы не лезем в твои дела», я научился тактично отвечать общими фразами – «Его нет», «Я не знаю». Кстати, это были самые лучшие ответы, тебя ни к чему не обязывающие. Но если звонил, начальник НГДУ, или главный инженер, приходилось бросаться на поиск нужной информации, или какого-либо документа. Вот по этой причине, работа на своем рабочем месте, прерывалась такими звонками по внутренней телефонной связи. И эти все звонки, была такая тягость. Трудно ответить на вопрос, если даже сути не понимаешь.
                Но это всё мелочи! Главное в нашей работе, было – не срывать работы по капитальному строительству, и бурению. От меня требовалось обеспечение строительства объектов, наличием лесорубочных билетов. Эти документы нужно было направлять в строительные организации письмом, или вручать под роспись представителям этой организации, которые часто заходили в наш кабинет. Все печатные работы выполняло машбюро. Ты сочинял черновик, подписывал его у руководства и отдавал в печать.  Машинистки часто, делали ошибки, их приходилось исправлять, отчего напечатанные тексты имели неприятные помарки. Такое было время. Вроде бы ты пытаешься, сделать всё побыстрее, но кругом очереди – сначала на визу черновика, затем на печать документа, и потом на подпись руководством. Бланки, штампы- входящие, исходящие; даты о вручении – всё крутилось своим чередом. Это для меня казалось таким нудным делом, аж до зубовного скрежета! А время гнало! И хлестало по всем твоим участкам тела невидимым кнутом – лишения премии! И бессилие оттого, что не могу я это всё ускорить, меня лишало хорошего настроения. Печатные машинки, все были на учёте, строгость была в государстве! И большой невидимый тормоз. Если уезжаешь в командировку, и тебе будет там нужен бланк НГДУ, то тебе его выдавали под роспись, а на обороте он имел свой напечатанный(строчкой) на машинке номер. И ты должен был за него отчитаться. Поэтому свой портфель, я не выпускал из рук ни при каких обстоятельствах. И вот так, постепенно, из веселого жизнерадостного «дембеля», я постепенно превращался в молодого человека, вечно куда-то спешащего, и всегда с портфелем. Портфель, он как бы был отличительной чертой того времени. Если человек с портфелем – значит деловой. Чем-то занят серьезным. В толпе такой человек выделялся сразу. Особенно на вертолетной площадке.
               Портфели были тяжелые (из кожезаменителя), а заполненные разными бумагами, тяжесть таких портфелей ощущалась к концу дня, и руки постепенно уставали. Зимой ещё добавлялась морозная погода, а ручка была такая, что рука в перчатке туда пролезала с трудом. Так было с кожаными, неуклюжими. Мало того, что в них было трудно держать портфель, но в них ещё и очень замерзали руки. Один раз в Сургуте, у меня случилась неприятность. Был мороз. Руки замерзли, и ещё вдобавок оборвалось крепление ручки. Там, небольшие тоненькие железки, были согнуты под прямым углом, и просто заправлены с двух сторон в отверстие, образованное, уже другими железками, но плотно прикрепленными заклепками к дуге верхней части портфеля, закрытой кожзамом. И получилось, так что железки ручки просто разогнулись, и ручка потеряла связь с портфелем с одной стороны, грозя разогнуть сцепление и с другой. Руки замерзли! Портфель без ручки. Беру в охапку, и иду в первое здание с табличкой – там контора. Мне не важно, чья она, там открывается дверь, и там тепло. Захожу, иду к батареям отопления в коридоре. Начинаю отогреваться, и ремонтировать портфель. Стоящие рядом люди, помогли пассатижами, и добрым словом. Так было в начале освоения Севера. Люди были людьми. По мере появления хороших капитальных зданий, где начали размещаться организации, начали и появляться вахты, где появились строгие вахтеры. И свободный допуск постороннего человека стал невозможен. Но были еще свободные к доступу подъезды домов, но и они потом начали закрываться на цифровые замки. Хорошо, что к тому времени, моя работа в НГДУ подошла к концу.
               Портфель меня выручал. В толпе я был «при делах», бичи не подходили. Если приходилось, где-то спать, он выполнял роль подушки. Руки постепенно привыкли к тяжести, обеспечив тем самым мне крепкое рукопожатие. А вот ручки – это была больная тема. Как я сейчас завидую молодым людям, носящим за спиной небольшие, удобные рюкзаки, укладывая в них всё необходимое. Идёт человек, и не думает – ни о каких ручках, ни о никах неприятностях, связанных со своим приспособлением, так необходимым ему, и таким полезным, что он этого даже не замечает! Пришло другое время, и мне отрадно видеть вот такие невидимые обычным людям приятности и удобства. А какие сейчас можно купить перчатки! Это моя мечта, в те трудные мои годы. Особенно мне нравятся дешевые, с двойной вязкой. В них не страшен и тридцатиградусный мороз! А какие можно приобрести рукавицы! Небольшие, опрятные, наполненные пухом! Мне кажется, в них руки вообще не могут замерзнуть. Прошлое и настоящее, какое ты разное. Прошлое помнится мне добротой людей, способных прийти тебе на помощь, а в настоящем я вижу результат, труда прошлого. Вот чему нужно учить детей, обычным делам. Ценить настоящее, на примерах прошлого. Без прошлого немыслимы достижения настоящего! Это же так очевидно…
                Научим понимать эти истины своих детей, внуков, связь не прервётся, и новые люди с других государств которые будут приезжать к нам на работу (а это явление неизбежно) должны тоже это всё знать. Всё, что создано нашим народом, оно не с неба упало. Это громадный труд. Сотканный из множества трудовых будней. Правда герои эти дней, или уже на небесах, или просто доживают свой век. Оглянись молодое племя, вам дальше творить историю.


Апрель, 2024 года


               


Рецензии