Скромный гений

Спортивную метрологию в Ленинградском училище олимпийского резерва №1 вел Игорь Васильевич Истомин. В институте имени Лесгафта он также преподавал спортметрологию долгие-долгие годы.

Начну со знакомства. Дело было в учебном корпусе ЛУОР №1 на улице Хлопина. По коридору шел пожилой человек, а за ним, заливаясь смехом, скакала толпа учащихся спортсменов. И картина эта была отчасти схожа с тем, как детвора встречает появление на арене цирка клоуна, например – Олега Попова. Но там, в цирке, радуются и смеются малые дети, а тут уже почти осознанные, зрелые юноши. 

Продолжу. По коридору не без труда шел пожилой, сухощавый человек. По виду явно не от мира сего, быть может иномирянин или вернувшийся из путешествия в далекое прошлое. Одет в старый выцветший костюм светло-зеленого цвета, навскидку, еще послевоенный.  Короткие брюки, не закрывающие лодыжки, короткие рукава пиджака. Так бывает, если хозяин костюма из него вырос. Чуть ссутуленная походка и шаркающие неуверенные шаги напоминающие о почтенном возрасте. Было заметно отсутствие некоторых пуговиц на рубашке, а те пуговицы, что имелись, располагались на разном расстоянии друг от друга. Ботинки – старые истоптанные штиблеты, расшнурованные на одной ноге. Большие очки с толстыми стеклами подчеркивали близорукость. Из-под стекол глядели добрые смеющиеся глаза.  То была блаженная улыбка человека, который находится где-то далеко от окружающей его мирской суеты.

Когда впервые Игорь Васильевич вошел в аудиторию, начались смешки. Он улыбнулся из-под своих толстенных стекол и начал лекцию. Через пару минут все затихли, замерли и слушали, потому что оторваться было едва ли возможно. Игорь Васильевич сразу отметил, что вряд ли удастся овладеть специальными знаниями за столь короткое время, отведенное несколькими занятиями в неделю, поэтому максимально просто он пояснил для чего необходима спортивная метрология. Его лекции были посвящены рассказам об изобретениях, об ученых с которыми приходилось работать. Сознательно упрощенно, он раскрывал разделы метрологии, сопровождая повествование примерами. Рассказывал какими тонкими будут телевизоры будущего, как на одном экране появится несколько изображений и стоп кадр, как телевизор сможет уместиться в кармане брюк и многое другое. Иногда, чувствуя, что аудитория устает, Игорь Васильевич продолжал лекцию на немецком языке, затем переходил на английский, потом на французский и так далее. Так он шутил.  Иногда вдруг начинал читать произведения Александра Сергеевича Пушкина на французском или немецком, белорусском или украинском. Когда все немного взбадривались он говорил дословно следующее:

– Свои лекции я читаю не только вам, мои дорогие друзья. Лекции могу читать на шести языках в разных аудиториях. И мне кажется, что меня хорошо понимают. Недавно читал лекцию, на которой присутствовали представители фирм: Sony, Panasonic, LG. Слушатели задавали вопросы. Я на них отвечал. Когда снова приезжают в Россию, то непременно рассказывают как внедрили разработку в какой-нибудь новый фотоаппарат или камеру.

Игорь Васильевич не упоминал, что именно его изобретения и советы частенько помогали фирмачам усовершенствовать качество замедленного повтора, стоп кадров, улучшить качество видео- и фотосъемки. Именно его лекции приезжали послушать представители всемирно известных фирм.

Далее Игорь Васильевич, подобно Шерлоку Холмсу, рассказывал о том, что его голова – это чердак, в который складывается только самое важное. Говорил он примерно так: «Свою голову я вынужден заполнять только необходимыми мне знаниями. Лишнее и не нужное я из нее выкидываю».

Затем Игорь Васильевич с улыбкой продолжал:

– Единственное, едва ли могу избавиться от удовольствия поиграть со своим волшебным котом. Делаю движения руками как экскаватор. Вот так: с улыбкой он начинал показывать черпающие движение ладоней друг к другу напоминающие движения экскаватора с двумя ковшами.

– Мой кот наблюдает за тем, как я превращаюсь в экскаватор и боится, – шутил Игорь Васильевич.

Перед окончанием лекции он напоминал: «Если кому-нибудь хочется задать мне вопросы, оставайтесь после занятий, и я постараюсь подробно на них ответить.

Оставалась половина аудитории. Вопросы были всяческие. От придурковатых до вполне адекватных. Например: как измеряется высота полета самолета? Как математически рассчитать спортивный результат? Возможно ли установить в беговые кроссовки датчики, измеряющие длину каждого шага, силу отталкивания, среднюю скорость бега и другие параметры. Да так чтобы все это видел и спортсмен, и тренер? Есть ли жизнь на Марсе и куда пропадают воробьи? Ну и все в этом духе. Игорь Васильевич отвечал на все вопросы пока они не иссякали.

В конце семестра была итоговая контрольная по предмету. Почти все рассчитывали написать хорошо, однако были и те, кто сразу настроился на два балла. Витек Голубев как обычно валял дурака.  Пришел в аудиторию взвинченный, шутил над всеми, куражился. Пока все хоть что-то писали, Витек рисовал на выданном листочке. В итоге: пара предложений с каракулями. Ох, не ведали мы тогда, что Игорь Васильевич не ставит ни двойки, ни тройки, ни четверки. Он ставил только пятерки.  Витек тоже не знал и уже был настроен получить законный неудовлетворительный минимум. Когда время истекло, а листочки сдали Игорю Васильевичу, он сложил стопку на своем столе и сказал: «Ребята, подождите немного, сейчас я назову ваши оценки».

Витек хотел было пройтись по аудитории на руках, но Игорь Васильевич сказал: «Ну что ж. Первая работа Виктора Голубева». Витек чуть подпрыгнул, состроил гримасу в предвкушении двойки. Я видел, как Игорь Васильевич держит в своих старческих подрагивающих руках перевернутый вверх ногами Витькин листок и читает или делает вид что читает.

– Ну что ж. Очень неплохо, – произнес Игорь Васильевич, – Не дурно и вполне талантливо. Тут даже схема обтюратора или другого какого-то приспособления в виде борцовского татами приложена.

Витек вдруг стал сосредоточенным, перестал кривляться и приготовился слушать.

– Виктору Голубеву я поставлю пять баллов. Великолепно! Просто феноменально!

– То есть как. Не понял. Мне что-ль пять баллов или…? – недоумевая  переспросил Витек.

– Именно вам, Виктор, пять баллов, – повторил Игорь Васильевич.

Витек как-то сразу поважнел. Тем временем аудитория с трудом сдерживалась, чтобы не начать кататься по полу от смеха, оценив тончайшим образом выстроенную линию спектакля с психологическим подтекстом.

– Хотел спросить у Вас, Виктор, – продолжил Игорь Васильевич, расплываясь в дружелюбной улыбке, – Не думали ли вы о том, что вам пора призадуматься о научной деятельности? Мне кажется, что у вас может получиться заняться спортивной наукой. Как считаете?

– Я и правда сам давно об этом думаю, – неожиданно серьезно ответил Витек. Все время думаю и думаю. А не заняться ли мне наукой? Пора бы может уже начать свои изыскания. Не решил тему какую выбрать.

– Ну вот и славно, всегда буду рад вам помочь. Приходите к нам на кафедру. Может, начнете практиковаться в биомеханике или спортивной метрологии, – завершил Игорь Васильевич.

Витек был горд своими «феноменальными» знаниями и внезапно открывшимися перспективами. Все остальные «ученые» тоже получили пятерки.

Но самой сложной задачей студентов в тот день было не лопнуть от смеха.

А ведь Игорь Васильевич мог накричать, осудить Витька. Вообще выгнать из аудитории. Не поставить зачет и так далее. Он этого не сделал. Наоборот, расправил человеку крылья, подарив надежду на мечту о чем-то великом.

Р.S. Знакомство с Игорем Васильевичем состоялось тогда, когда ему было уже 73 года. Через четыре года он тихо ушел. Без наград, без серебра в кармане, с золотом в душе.





Истомин Игорь Васильевич

06/08/1921-27/01/1998

Краткие данные: Зал славы НГУ им. П.Ф. Лесгафта

Автор: Устройства для регистрации перемещения спортсмена (1983г.)

Лекция: Кинофототелевизионный метод анализа движения в спорте и физической культуре (1989г.)

В 1947 году закончил Ленинградский институт киноинженеров (Звукооператор, инженер электрик).

1947-1953г. Киностудия «Ленфильм», ассистент звукозаписи оператора.

1953-1971г. ЛИКИ, кафедра звукотехники, преподаватель, старший преподаватель.

1971-1997г. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Много сил положил для аппаратного обеспечения научно-исследовательской деятельности вуза.


А. Смирнов   kbstech.ru


Рецензии