Скромный гений
Начну со знакомства. Дело было в учебном корпусе ЛУОР №1 на улице Хлопина. По коридору шел пожилой человек, а за ним, заливаясь смехом, скакала толпа учащихся спортсменов. И картина эта была отчасти схожа с тем, как детвора встречает появление на арене цирка клоуна, например – Олега Попова. Но там, в цирке, радуются и смеются малые дети, а тут уже почти осознанные, зрелые юноши.
Продолжу. По коридору не без труда шел пожилой, сухощавый человек. По виду явно не от мира сего, быть может иномирянин или вернувшийся из путешествия в далекое прошлое. Одет в старый выцветший костюм светло-зеленого цвета, навскидку, еще послевоенный. Короткие брюки, не закрывающие лодыжки, короткие рукава пиджака. Так бывает, если хозяин костюма из него вырос. Чуть ссутуленная походка и шаркающие неуверенные шаги напоминающие о почтенном возрасте. Было заметно отсутствие некоторых пуговиц на рубашке, а те пуговицы, что имелись, располагались на разном расстоянии друг от друга. Ботинки – старые истоптанные штиблеты, расшнурованные на одной ноге. Большие очки с толстыми стеклами подчеркивали близорукость. Из-под стекол глядели добрые смеющиеся глаза. То была блаженная улыбка человека, который находится где-то далеко от окружающей его мирской суеты.
Когда впервые Игорь Васильевич вошел в аудиторию, начались смешки. Он улыбнулся из-под своих толстенных стекол и начал лекцию. Через пару минут все затихли, замерли и слушали, потому что оторваться было едва ли возможно. Игорь Васильевич сразу отметил, что вряд ли удастся овладеть специальными знаниями за столь короткое время, отведенное несколькими занятиями в неделю, поэтому максимально просто он пояснил для чего необходима спортивная метрология. Его лекции были посвящены рассказам об изобретениях, об ученых с которыми приходилось работать. Сознательно упрощенно, он раскрывал разделы метрологии, сопровождая повествование примерами. Рассказывал какими тонкими будут телевизоры будущего, как на одном экране появится несколько изображений и стоп кадр, как телевизор сможет уместиться в кармане брюк и многое другое. Иногда, чувствуя, что аудитория устает, Игорь Васильевич продолжал лекцию на немецком языке, затем переходил на английский, потом на французский и так далее. Так он шутил. Иногда вдруг начинал читать произведения Александра Сергеевича Пушкина на французском или немецком, белорусском или украинском. Когда все немного взбадривались он говорил дословно следующее:
– Свои лекции я читаю не только вам, мои дорогие друзья. Лекции могу читать на шести языках в разных аудиториях. И мне кажется, что меня хорошо понимают. Недавно читал лекцию, на которой присутствовали представители фирм: Sony, Panasonic, LG. Слушатели задавали вопросы. Я на них отвечал. Когда снова приезжают в Россию, то непременно рассказывают как внедрили разработку в какой-нибудь новый фотоаппарат или камеру.
Игорь Васильевич не упоминал, что именно его изобретения и советы частенько помогали фирмачам усовершенствовать качество замедленного повтора, стоп кадров, улучшить качество видео- и фотосъемки. Именно его лекции приезжали послушать представители всемирно известных фирм.
Далее Игорь Васильевич, подобно Шерлоку Холмсу, рассказывал о том, что его голова – это чердак, в который складывается только самое важное. Говорил он примерно так: «Свою голову я вынужден заполнять только необходимыми мне знаниями. Лишнее и не нужное я из нее выкидываю».
Затем Игорь Васильевич с улыбкой продолжал:
– Единственное, едва ли могу избавиться от удовольствия поиграть со своим волшебным котом. Делаю движения руками как экскаватор. Вот так: с улыбкой он начинал показывать черпающие движение ладоней друг к другу напоминающие движения экскаватора с двумя ковшами.
– Мой кот наблюдает за тем, как я превращаюсь в экскаватор и боится, – шутил Игорь Васильевич.
Перед окончанием лекции он напоминал: «Если кому-нибудь хочется задать мне вопросы, оставайтесь после занятий, и я постараюсь подробно на них ответить.
Оставалась половина аудитории. Вопросы были всяческие. От придурковатых до вполне адекватных. Например: как измеряется высота полета самолета? Как математически рассчитать спортивный результат? Возможно ли установить в беговые кроссовки датчики, измеряющие длину каждого шага, силу отталкивания, среднюю скорость бега и другие параметры. Да так чтобы все это видел и спортсмен, и тренер? Есть ли жизнь на Марсе и куда пропадают воробьи? Ну и все в этом духе. Игорь Васильевич отвечал на все вопросы пока они не иссякали.
В конце семестра была итоговая контрольная по предмету. Почти все рассчитывали написать хорошо, однако были и те, кто сразу настроился на два балла. Витек Голубев как обычно валял дурака. Пришел в аудиторию взвинченный, шутил над всеми, куражился. Пока все хоть что-то писали, Витек рисовал на выданном листочке. В итоге: пара предложений с каракулями. Ох, не ведали мы тогда, что Игорь Васильевич не ставит ни двойки, ни тройки, ни четверки. Он ставил только пятерки. Витек тоже не знал и уже был настроен получить законный неудовлетворительный минимум. Когда время истекло, а листочки сдали Игорю Васильевичу, он сложил стопку на своем столе и сказал: «Ребята, подождите немного, сейчас я назову ваши оценки».
Витек хотел было пройтись по аудитории на руках, но Игорь Васильевич сказал: «Ну что ж. Первая работа Виктора Голубева». Витек чуть подпрыгнул, состроил гримасу в предвкушении двойки. Я видел, как Игорь Васильевич держит в своих старческих подрагивающих руках перевернутый вверх ногами Витькин листок и читает или делает вид что читает.
– Ну что ж. Очень неплохо, – произнес Игорь Васильевич, – Не дурно и вполне талантливо. Тут даже схема обтюратора или другого какого-то приспособления в виде борцовского татами приложена.
Витек вдруг стал сосредоточенным, перестал кривляться и приготовился слушать.
– Виктору Голубеву я поставлю пять баллов. Великолепно! Просто феноменально!
– То есть как. Не понял. Мне что-ль пять баллов или…? – недоумевая переспросил Витек.
– Именно вам, Виктор, пять баллов, – повторил Игорь Васильевич.
Витек как-то сразу поважнел. Тем временем аудитория с трудом сдерживалась, чтобы не начать кататься по полу от смеха, оценив тончайшим образом выстроенную линию спектакля с психологическим подтекстом.
– Хотел спросить у Вас, Виктор, – продолжил Игорь Васильевич, расплываясь в дружелюбной улыбке, – Не думали ли вы о том, что вам пора призадуматься о научной деятельности? Мне кажется, что у вас может получиться заняться спортивной наукой. Как считаете?
– Я и правда сам давно об этом думаю, – неожиданно серьезно ответил Витек. Все время думаю и думаю. А не заняться ли мне наукой? Пора бы может уже начать свои изыскания. Не решил тему какую выбрать.
– Ну вот и славно, всегда буду рад вам помочь. Приходите к нам на кафедру. Может, начнете практиковаться в биомеханике или спортивной метрологии, – завершил Игорь Васильевич.
Витек был горд своими «феноменальными» знаниями и внезапно открывшимися перспективами. Все остальные «ученые» тоже получили пятерки.
Но самой сложной задачей студентов в тот день было не лопнуть от смеха.
А ведь Игорь Васильевич мог накричать, осудить Витька. Вообще выгнать из аудитории. Не поставить зачет и так далее. Он этого не сделал. Наоборот, расправил человеку крылья, подарив надежду на мечту о чем-то великом.
Р.S. Знакомство с Игорем Васильевичем состоялось тогда, когда ему было уже 73 года. Через четыре года он тихо ушел. Без наград, без серебра в кармане, с золотом в душе.
Истомин Игорь Васильевич
06/08/1921-27/01/1998
Краткие данные: Зал славы НГУ им. П.Ф. Лесгафта
Автор: Устройства для регистрации перемещения спортсмена (1983г.)
Лекция: Кинофототелевизионный метод анализа движения в спорте и физической культуре (1989г.)
В 1947 году закончил Ленинградский институт киноинженеров (Звукооператор, инженер электрик).
1947-1953г. Киностудия «Ленфильм», ассистент звукозаписи оператора.
1953-1971г. ЛИКИ, кафедра звукотехники, преподаватель, старший преподаватель.
1971-1997г. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Много сил положил для аппаратного обеспечения научно-исследовательской деятельности вуза.
А. Смирнов kbstech.ru
Свидетельство о публикации №224042500969