Водка есть?

Всё, приехали, - вырвалось у меня машинально, как только из недр двигателя нашего "РАФика" донёсся противный металлический стук.

Серёга, наш веломеханик, с которым мы выехали из Москвы в сторону Уфы сегодня утром, посмотрел на меня с тревогой.

И что делать? - спросил он.

Репу чесать, и думать, как починить это ведро с болтами, гружёное дюжиной дорогих шоссейных велосипедов нашей команды, которые мы должны были доставить команде в Уфу к понедельнику.

Я огляделся вокруг. Машина встала в паре десятков километров от Рязани, которую мы успешно проехали. Где-то впереди за поворотом, в зарослях берёз, что росли вдоль дороги, виднелся мост. Скорее всего через железную дорогу.

Тормозить кого-то в поисках помощи на этой трассе бесполезно. Время сейчас такое, июль 1994 года. На дороге полно лихих людей, и никогда не знаешь, на кого нарвёшься.

Перед выездом из команды, начальство несколько раз напомнило: Не останавливаться в пустынных местах, ночевать исключительно у постов ГАИ, закрыв окна газетами, чтобы никто не видел, что мы везём. Попутчиков не брать, с местным населением общаться по минимуму.

И вот на тебе. Стоим аккурат в пустынном месте, на перегоне, видимые всеми. И главное - свернуть в укромное, только навредить. Ведь если кто увидит, что мы везём, нас там по-тихому и упакуют. Каждый велосипед стоит по паре тысяч долларов. Плюс запчасти к ним.

Поэтому с обочины никуда.

Достаю инструмент, скидываю капот, привычным движением снимаю банку воздушного фильтра, и откручиваю клапанную крышку мотора.

А вот и он, больной зуб. Вернее, обломанный болт коромысла распредвала. С таким до Уфы не дотянем. На трёх цилиндрах ехать можно, но, боюсь, добром это не кончится.

Серёга, глядя на разобранный двигатель, совсем приуныл. Представляю, что рисовало его воображение в тот момент. Стоим на дороге, а по ней, мимо нас пролетают редкие машины, в которых вполне возможно могут оказаться те, о ком предупреждало начальство. Страшные бандиты, коих развелось за последние годы немеряно.

Страшно, аж жуть.

Выкрутил обломанный болт и сунув его в карман брюк, решил пойти поискать попутку. Но не рядом с "РАФиком", а чуть поодаль. Вроде как я не из этой машины. Дабы не привлекать к ней лишнего внимания.

Серёгу напутствовал. Выдал ему на всякий случай свою любимую монтировку и велел ждать моего возвращения. А в случае чего, отбиваться от посягнувших на государственную собственность до последнего.

Ведь за имущество и с него спросят.

Отойдя от "РАФика" метров пятьсот, обнаружил ответвление дороги, которая сворачивала за густую посадку вдоль трассы. Тут и встал на обочине с протянутой рукой.

Всё как и предполагал. За те полчаса, которые провёл на этом месте, ни одна машина проезжающая мимо, даже не сбавила скорости. И я их понимаю, при такой-то криминальной обстановке в стране.

И тут сзади, с того самого ответвления, выехал грузовичок. Машина остановилась около меня и через открытое окно, водитель, спросил, куда мне надо.

- У тебя водка есть? - спросил меня водитель, после того, как я залез в его кабину и поведал ему свою историю.

- Нет, - ответил я, сожалея о том, что выложил бутылку "Московской" из "РАФика" в свою машину, когда собирались в дорогу. Сейчас бы она пригодилась.

Грузовичок оказался из местного колхоза. Новенький дизельный ГАЗик, такой я видел как-то на выставке. А водитель - переселенец из Абхазии, который всей своей семьёй переехал в этот колхоз, спасаясь от войны.

- С такой бедой тебе надо к главному инженеру. Сегодня суббота, и он, скорее всего, дома. Поэтому мы сейчас поедем к Вальке. У неё купим бутылку водки и с ней поедем к главному инженеру.

ГАЗик рыкнул дизелем, водитель воткнул передачу, и мы покатили по дороге в сторону села.

Георгий, так звали моего спасителя, рассказывал о жизни в колхозе. О том, как они бежали из Абхазии, бросив всё своё имущество, спасая своих детей. Как приехали в этот колхоз, как их здесь тепло приняли и поселили в пустующий дом, который он восстановил, и который теперь не хуже того, что у него был там, на Родине. С горечью в голосе рассказывал о том, что творилось, когда они уезжали сюда.

А я слушал и вспоминал, как осенью прошлого года переходил границу в селе Весёлом, дабы купить дешёвых мандаринов. И как был рад возвращению домой , в Россию, от этих неприветливых граждан с автоматами наперевес.

Георгий свернул с просёлка к маленькому домику голубого цвета за кривой оградкой и посигналил.

Валька, дама средних лет, в простом платье, сапогах и накинутом на голову цветастом платке, хитро прищурившись, спросила Георгия зачем он пожаловал.

Тот, смутившись, сказал, что бутылка водки нужна не ему, а мне. Для налаживания деловых связей.

Судя по тому, как Валька уходила в дом, она ему не поверила.

Спустя пару минут я обменял мятые купюры, на зелёную пивную бутылку, с плохо пропечатанной на принтере этикеткой и так же плохо запечатанной пробкой-бескозыркой, на которой были криво выдавлены буквы " РЯЗ ЛИК ВОД З-Д".

Ну хоть что-то. Ну не мне же пить эту отраву?

Я снова залез в кабину "ГАЗика", и мы тронулись в сторону дома главного инженера.

Его дом выглядел богаче. Вполне крепкая "пятистенка", окрашенная коричневой краской. Опрятные наличники говорили о том, что хозяин следит за домом. А сушащееся бельё на верёвке за забором - о том, что хозяйка затеяла стирку. Ровный забор, окрашенный тем же цветом, что и сам дом.

Георгий на этот раз сигналить не стал. Остановил машину, и, забрав у меня зелёную бутылку, пошёл к калитке.

Спустя пару минут с Георгием к машине вышел невысокого роста мужичок лет сорока. В сером, грязноватом пиджачке, синих трениках с оттянутыми коленками и в калошах на босу ногу. Мужичок был явно рад тому, что его вытащили из дома.

Георгий уже, видимо, начал обрисовывать ситуацию, поэтому, когда пахнущий перегаром мужичок влез в кабину, и мы двинулись дальше, я только кивал головой и добавлял подробности к его рассказу.

Спустя несколько минут мы прибыли на колхозный склад. Он представлял из себя старый кривой деревянный сарай у дороги.

Мужичок, выпрыгнул из "ГАЗика" и гремя ключами, поспешил к воротам. Повозившись немного с замком, отворил их, и нам предстала картина колхозного изобилия.

В тёмном помещении были навалены различные железяки. Они валялись на земляном полу. Что-то новое, с бумажными промасленными бирками. Что-то старое ржавое, без бирок. Что-то и вовсе напоминало куски грязи.

- Ищи. - Мужичок сделал широкий жест и вышел на улицу.

Минут десять, я пытался найти хоть что-то похожее на то, что мне было нужно. Но, отчаявшись, выходя со склада, уже на улице я споткнулся о торчащую из земли железяку.

- Эврика! - нашёл. Из земли торчал вал коромысел в сборе, от какого-то трактора. И в нём было нужных болтов аж несколько. Да, чуть не той формы, но они были целые, и, проявив немного смекалки, один из них точно встанет на место и будет выполнять свои функции не хуже родного.

-Ну что, забираем? - спросил Георгий мужичка, протягивая ему бутылку водки.

- Да забирайте, один чёрт это вторчермет. Но водку я не возьму.

Чуть смутившись, главный инженер, закрыл ворота сарая и добавил :

- Вы езжайте, а я прогуляюсь.

Видно было, что ему не хотелось возвращаться домой, где его ждала... Очередная стирка.

Но об этом он не упомянул. Это мы сами додумали.

Мы же, поблагодарив его за запчасть, покатили к нашему "РАФику".

Потряслись по просёлку и выехали на трассу. А там, всё на том же месте стоял наш многострадальный "РАФик", в котором я обнаружил Серёгу, который всё это время просто спал.

- Спасибо тебе. Что должен за труды? - спросил я Георгия.

- Володь, ничего ты мне не должен. Люди, иногда, должны помогать друг другу просто так. Иначе всё кончится плохо, - ответил он, и его взгляд снова показался мне грустным.

- Так водку возьми, пригодится. - попытался я хоть как-то отблагодарить человека, который просто хотел мне помочь.

- Тебе в дороге она нужней, - махнул рукой Георгий, включив передачу своего "ГАЗика" и посигналив мне на прощанье, тронул в сторону села.


Выкрутив целые болты из трофея и выбрав из них самый красивый, я немного доработал его форму о придорожный камень. Установил на место. Отрегулировал зазор в коромысле, и завёл мотор.

Постукивает, конечно. Всё-таки запчасть не от этого мотора, но вернуться на базу для ремонта, преодолев три сотни километров, вполне себе сойдёт.

Сонный Серёга немного повеселел, когда понял, что мы едем обратно на базу, чиниться.

Бутылка водки в машине в ту пору, служила не только средством для "сугрева", но и как средство налаживания контакта между людьми. Часто служила как валюта, с помощью которой, можно было решить те или иные проблемы, возникающие в дороге.

Зимой же, иногда водку заливали в бачки стеклоомывателей, чтобы вода в них не замерзала. Ведь незамерзаек в то время не продавали.

Купленная мной тогда бутылка, не без приключений добралась до пункта нашего назначения, и была успешно продана моему начальнику с отличной наценкой.

Начальник и его собутыльники при этом не пострадали.

Повезло.


Рецензии