Истории Дворянского клуба Санкт-Петербурга

Титульная иллюстрация
**********************

Паулина Лукка. 1862.
Литография Josef Kriehuber
**********************


ЦИКЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"
****************************
Еженедельник «Gartenlaube.
Leipzig, 1870, Heft 16, S. 256
"Der adelige Club in Petersburg“.
*********************

Не может быть более благодарной публики, чем члены Дворянского клуба Санкт-Петербурга. Как недавно сообщали газеты, после завершения гастрольных выступлений Итальянской оперы в этом городе на Неве Аделина Патти /1/ получила от аристократов  клуба брошь, украшенную тридцатью одним бриллиантом и огромной жемчужиной /2/ стоимостью в семьдесят пять тысяч франков. Читая эту заметку, мы вспомнили об еще одном ценном подарке Дворянского клуба, подробностями вручения которого стоит поделиться с нашими читателями.

Пять лет назад певица сопрано Паулина Лукка /3/ под бурные несмолкающие овации завершила свои гастроли в Петербурге. Спустя три недели она продолжила гастролировать в Берлинском придворном театре. В это время и произошли описываемые нами события. В один из дней трое петербуржцев, только что прибывших в Берлин, связались с генеральным директором королевских спектаклей г-ном фон Хюльзеном /4/ и представились ему как уполномоченная делегация от Дворянского клуба Санкт-Петербурга. Глава делегации сообщил, что он и двое его спутников были отправлены специальным поездом в Берлин, чтобы преподнести мисс Паулине Лукка букет в знак признания ее заслуг и в благодарность от полученного удовольствия от ее пения.

В то же время приехавшие русские аристократы попросили господина фон Хюльзена любезно дать указания относительно наиболее подходящего способа и времени выполнения возложенной на них деликатной миссии. Господин директор заявил, что готов оказать всяческое содействие во вручении подношения любимой певице, но, движимый вполне естественным любопытством, сказал, что должен собственными глазами увидеть букет, для перевозки и передачи которого потребовалась делегация из трех человек и целый специальный поезд. Русский аристократ молча указал через окно на улицу.

Перед дверью театра стояла карета, на крыше которой находилась изящная круглая картонка значительных размеров. Именно в ней и лежал презент. Фон Хюльзен велел со всяческой предосторожностью доставить коробку к себе в кабинет, крышку сняли, и что же он увидел? – В коробке поместился букет, составленный из прекраснейших белых камелий. Его размер в диаметре был приблизительно фута в три. Кстати, заметим, что дело происходило в самые холодные дни зимы. Коробка была обита белым атласом с золотым шитьем. В центре букета, словно ребенок, лежащий в подоле у матери, находился католический крест, выложенный из темно-сиреневых душистых фиалок. В его перекрестье была помещена корона, составленная из пятидесяти крупных бриллиантов, буквально сверкавших искрами из глубины коробки. Стебли букета обвивали две белые атласные ленты шириной в ладонь с золотой бахромой. На каждой ленте золотом были искусно вышиты имена русских аристократов, членов Дворянского клуба Санкт-Петербурга.

Господин фон Хюльзен был удивлен красотой и ценностью благоухающего цветочного произведения искусства и объяснил делегации, что передача такого подарка ни в коем случае не должна быть обычной. В обстановке глубочайшей секретности были немедленно приняты необходимые меры. На вечер упомянутого дня была назначена опера Николаи /5/ «Виндзорские проказницы», в которой в роли фрау Флут выступала Полина Лукка. В тайну был посвящен и королевский оперный певец, бас, господин Эдуард Бост /6/, который пел партию сэра Джона Фальстафа. Коробку с букетом привезли в оперный театр и временно хранили под замком в одной из гардеробных.

В конце оперы сэр Фальстаф, обращаясь к фрау Флут, начал импровизировать:

«Дорогая маленькая женщина! Я ...хочу вручить Вам перед Вашим отъездом на родину букет камелий и фиалок, который, несмотря на суровое время года, попросил прислать для Вас прямо из Петербурга».

Паулина молча смотрела на сэра Джона своими большими глазами, изумленная этой загадочной импровизацией. Публика тоже замерла в ожидании. И тут господин фон Хюльзен сделал из своей ложи знак дирижеру оркестра.

Волнующие звуки русского национального гимна пронеслись по переполненному залу Берлинской оперы. Трое русских в народных костюмах вышли из кулисы на сцену и, преклонив колени по обычаю своей страны, преподнесли певице драгоценный букет. В последующие несколько секунд знаменитая примадонна стояла, как статуя, пристально глядя на цветочно-ювелирное произведение искусства, подносимое ей. Затем ее радостное волнение перешло в обильные потоки слез. Зрители быстро оценили ситуацию, и бурные аплодисменты гремели по залу еще долго после того, как опустился занавес.


ПЕРЕВОД С НЕМ.ЯЗЫКА
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ
******************

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Аделина Патти (итал. Adelina Patti; 1843, Мадрид — 1919, Уэльс) — итальянская певица (колоратурное сопрано). Одна из наиболее значительных и популярных оперных певиц своего времени. Гастроли Итальянской оперы в Петербурге состоялись в 1869 г.

2. В оригинале «размером с грушу» (“birnengross”) (?).

3. Паулина Лукка (нем. Pauline Lucca; 1841, Вена —1908, там же) — австро-венгерская оперная певица сопрано.

4. Бото фон Хюльзен /Botho von Huelsen/ (1815, Берлин — 1886, там же) - театральный директор Королевских прусских пьес и президент Немецкой сценической ассоциации.

5. Карл Отто Эренфрид Николаи /Carl Otto Ehrenfried Nicolai/ (1810 — 1849) — немецкий композитор, дирижёр и один из основателей Венской филармонии. Николаи наиболее известен своей оперной версией комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» ("Die lustigen Weiber von Windsor").

6. Эдуард Бост (1813, Каменц — 1879, Берлин) — немецкий оперный певец (бас), театральный актёр и комик.
********************

ССЫЛКА НА ИСХОДНУЮ СТАТЬЮ:
https://vbaden.blogspot.com/p/blog-page_861.html


Рецензии