Чернеевский Никольский монастырь

ЧЕРНЕЕВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ (НИКОЛО-ЧЕРНЕЕВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ. Расположен в селе Старочернеево на правом берегу р. Цны в 2,5 км к юго-вост. от центра поселения с. Новочернеево и в 20 км к юго-юго-вост. от г. Шацка.

Николо-Чернеевский мужской монастырь (первонач. Рождества Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца Матфеева пустынь) был основан ок. 1573 в Подлесском стане Шацкого уезда иеромонахом Матфеем, быв. донским казаком (мирское имя не установлено), постриженным в иноческий чин рязанским еписк. Леонидом. Первые бытописатели монастыря в середине 19 в. отмечали, что «в подражание древним пустынникам, отыскивая уединение для духовных подвигов, прп. Матфей поселился в непроходимом лесу» и в доказательство этого ссылались на название монастыря – Черниев, к-рый он получил, якобы от «окружавшаго оный чорнаго густаго леса». В действительности, после публикации П.И.Пискаревым в конце 19 в. копий документов из монастырского архива, все выглядит несколько иначе, но утвердившаяся в историографии ошибочная точка зрения продолжает кочевать по публикациям вплоть до настоящего времени.

Во-первых, следует учитывать, что Николо-Чернеевский монастырь возник на юге Шацкого уезда, в лесостепной зоне, что уже само по себе не предполагает существование таких огромных и густых лесных массивов, как, например, на севере Европейской части России. Во вторых, сам прп. Матфей в одной из грамот намекает на основную цель своего поселения на берегах Цны – миссионерскую деятельность, что не предполагает по сути поселение вдали от людского жилья. В-третьих, берега р. Цны в 16 в. были довольно густо заселены мордовским населением, основным занятием к-рого было сельское хозяйство (т.е. здесь существовали значительные массивы распаханных земель) и входило в состав мордовских «беляков», а после основания в 1553 г. Шацка происходило активное заселение этих районов и русскими крестьянами. Наконец, наименование «Черниев» (от черни, черного леса) вообще не упом. в документах; с конца 16 в. пустынь, а затем монастырь именуется «Чернеевской», «Чернеевским» и это наименование образовано от названия деревни, затем села Чернеева вблизи к-рого была основана обитель.

Эти факты подтверждаются и сведениями, содержащимися в опубликованных копиях док-тов монастырского архива. Согласно им, прп. Матфей поселился не в безлюдной месте в густом черном лесу, а в окружении мордовских селений на обширной выморочной пуст. Момышева поляна, принадлежавшей ранее крещеному мордвину Ивашке Просондееву. Вопрос о густом черном лесе отпадает в свете того, что полянами на Руси всегда называли безлесные участки, а Момышева поляна была достаточно велика – 100 четв. земли в одном поле, т. е. св. 150 га. Здесь, на месте заброшенной ветхой церквушки, поставленной еще Ивашкой Просондеевым, прп. Матфей срубил новую церковь во имя свт. Николая Чудотворца, поставил себе келью и стал проповедовать окрестной мордве Слово Божие. У него нашлись последователи, и к 1584 вокруг церкви выросла небольшая обитель (пустынь), где подвизалось 5 монахов. К этому времени прп. Матфею удалось крестить 15 мордвинов из числа мест. населения с женами и детьми. Однако, тот факт, что пустынь была основана на исконных мордовских землях, а ее «братия» была вынуждена по необходимости пользоваться мордовским лесом и сенокосами, привела ее к столкновению с мест. мордовским населением. Тогда прп. Матфей обратился с челобитной к царю Ивану IV Грозному (1533 – 1584) с просьбой закрепить в собственность за его пустынью Момышеву поляну и др. выморочные владения, принадлежавшие Ивашке Просондееву. Копия с ответной жалованной грамоты 1583 царя Ивана Грозного в Шацк мордовскому приказчику Юрию Дурову и является наиболее ранним документом, свидетельствующем о Николо-Чернеевском монастыре и содержащим целый ряд подробностей его возникновения:

«От царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Русии, в Шацкой к мордовскому приказчику Юрью Дурову. Бил нам челом из Шацкаго уезда, от Никола Чудотворца, черной поп Матвей с братьею, а сказал: было деи в Шацком уезде на реке на Цне за новокрещеном за Ивашком Просондеевым на оброке Момышева поляна, и новокрещена деи Ивашка Просондеева не стало тому 15 лет, а то деи усадище его на Момышеве поляне стояла церковь Никола Чудотворец без петья ветха много лет, и он деи на той Момышеве поляне, по благославенью владыки Леонида Рязанского, поставил церковь Николу Чудотворца нову и опщинку монастырскую устроил, монастырь огородил и кельи поставил; а лес деи на церковь и на ограду на монастырскую и на кельи покупал у мордвы, а их деи в той пустынке живет 5 братов; а мордва деи им на монастырское строенье лесу сечи и в лете губ брати не дадут; да он же деи крестил мордвы 15 душ с женами и с детьми, а иная деи мордва – хотят креститися; а которая мордва не крещена, и они деи им чинят пакость великую и хотят церковь осквернити и монастырь разорити и их изогнати, лошади крадут и пчельник де у них со пчелами сожгли; а лесу деи и сенных покосов на монастырской обиход нет, и им де без лесу и без сенных покосов вперед прожити не мочно. А были деи за новокрещеном, за Ивашком Просондеевым, к его усадищу в Момышеве поляне дикого поля ковылы сенные покосы меж двух речек Вечкасовы на Осинском истоке, и те деи его сенные покосы стоят пусты ж и не владеет ими никто, и усадище Момышева поляна пуста ж, и на оброк и в поместье не отдана никому; а он деи черной поп Матвей с братьею тем Ивашкиным усадищем, Момышевою поляною и сеными покосы владети и к Николе Чудотворцу на монастырской обиход лесу сечи без нашего указу не смеют; и нам бы никольскаго черного попа Матвея с братьею пожаловати, велети им Ивашкиным усадищем, Момышевою поляною, и сенными покосы, что меж дву речек Вочкасов на Осинском истоке и к Николе Чудотворцу на монастырское строенье лес всякой велети сечи, и от мордвы и от сторонних людей от обид и от насильства велети их беречи.

А в Мещерских в оброчных в писцовых книгах письма мещерина Морозова с товарищи лета 7072[1564]  г. написано: В Подлеском стану дикого поля на оброке за новокрещеном за Ивашком Просондеевым за Шацкими вороты меж дву речек Вечкасов на Осинском истоке с его ухожья 100 четв. в поле, а в дву по тому ж, земля добра, а оброку давати за всякие наши подати, опричь городоваго дела, на год полтина денег пошлины.

И будет так, как нам черной поп Матвей с братьею бил челом, и как к тебе сея наша грамота придет, а Ивашка будет Просондеева усадище, Момышева поляна, стоит в пусте, и на оброке и в поместье, и сенные покосы меж дву речек Вечкасов, не отдано никому, и тебе, ехав тем Ивашкиным Просандеева усадищем, Момышевою поляною, и сенными покосы меж дву речек Вечкасов на Осинском истоке, от лесу по враг, велел ими владети никольскому черному попу Матвею с братьею, и к Николе Чудотворцу на монастырское строенье лес велел им сечи всякой, опричь бортных дерев, по тому ж, как тем усадищем, Момышевою поляною, и сенными покосы владел и лес сек пред сего Ивашко Просандеев, и от мордвы их и от сторонних людей и ото всяких обид черного попа Матвея с братьею берег, и монастырю б ни от кого ни в чем пакости не было, чтоб нам поп Матвей с братьею вперед о том не бил челом, а кто по тебе иной приказщик будет, и они б их по тому ж берегли по сей нашей грамоте. А прочет сю нашу грамоту и списав с нее противень, отдал ее назад черному попу Матвею с братьею, и он ее у себя держит вперед для наших мордовских приказщиков.

Писан на Москве лета 7091[1583] февраля в 15-й день. На обороте подлинной грамоты написано: Царь и великий князь всеа Руссии, а по склейкам: диак Василей Щелкалов».

Дореволюционная историография объясняла недовольство мордвы существованием монастыря исключительно борьбой язычества с христианством. Однако, следует учитывать, что в Российском гос-ве 16 в. распространение христианства среди инородцев сопровождалось потерей последними своих исконных земель, распространением новых феод. порядков, закрепощением ранее свободного населения и общим ухудшением условий жизни. Поэтому, вероятнее всего, причиной недовольства мордвы, к-рая досаждала прп. Матфею грабежами, сожгла монастырский пчельник и грозила разорить весь монастырь, был сам факт покушения вновь возникшей обители на пашни, пустоши, сенокосы, леса и рыбные ловли мордовского населения, что ассоциировалось у него с распространением новой веры. Это подтверждается теми же сохранившимися копиями документов монастырского архива, к-рые свидетельствуют о том, как постепенно Николо-Чернеевский монастырь расширял свои владения за счет земель мест. мордовского и татарского населения.

Так, в 1586, по новому челобитью прп. Матфея, царь Федор Иоаннович (1584 – 1598) пожаловал его пустыни в безоброчное владение принадлежавшие ранее мордве рыбные ловли по реке Цне и в озерах Нараксе и Осинском: «От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии в Шатской Василью Окинфову. Бил нам челом из Шацково уезда новые пустыни Рождества Пречистые и великого чудотворца Николы со Цны строитель старец Матвей с братьею, стал деи тот монастырь лет с 13 на пустыне, а вотчинки деи у них и рыбных ловель нет, а ловят деи они рыбку про монастырскую нужу у мордвы на реке на Цне в Осинском ухожье промеж Багринские воды и Шаморские от речки от Конши вниз по реке по Цне, да Наракса, да Осинское озерко по обе стороны реки Цны, пока места вешняя вода поимает. А та деи рыбная ловля за мордвою, за Мельсипом за Шендановиным с товарищи, да за тарханы, за Семеном за Мамышевым, да за Кирдянею за Оборевым на оброке, а оброку деи они с тех вод меж себя емлют на год по 15 алтын. И нам бы строителя Матвея с братьею пожаловати, велети им те воды дати в дом чудотворцу Николе на свечи и на ладан для убогаго места, что за ними вотчинки нет, а место новое.

И будет так, как нам строитель Матвей бил челом, а с тех будет вод мордва меж себя емлют оброку по 15 алтын, и как к тебе ся наша грамота придет, и ты б те воды отказал новые пустынки, Никольскаго монастыря и велел бы еси им в тех водах рыбную ловлю ловити на монастырь безоброчно про монастырскую нужду; а татаром, и мордве, и тарханом, за которыми те воды были, вступатись в них не велел. А прочет бы еси сю нашу грамоту и списав с нее противень, отдал строителю Матвею назад, и они держат у себя вперед для иных наших приказных людей и посланников. Писан на Москве лета 7094[1586] марта в 27-й день… У подлинной на обороте по склейкам подписано тако: Диак Ондрей Щелкалов».

Ок. 1596, еще при жизни прп. Матфея, царь Федор Иоаннович пожаловал Рождества Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца Матфеевой пустыни первые населенные вотчины – ту самую д. Чернеево, при к-рой возник монастырь, и д. Татарскую (совр. с. Княжево Тамбовской обл.). Причем если собственнику первой, сыну боярскому Григорию Языкову, было «дано в то место», т.е. пожаловано поместье взамен изъятого в пользу монастыря; то д. Татарская, находившаяся во владении служилых татарских князей, была просто изъята у владельцев. Всего в д. Татарской значилось 8 дв. крестьянских, 2 дв. бобыльских; «пашни паханые и перелогу за Цною рекою на поле, меж Зайцева врага до речки Пилявки, средние земли 40 чети в поле, а в дву потому ж, да в другом месте пашни паханые меж Носильского рубежа и Томниковских земцов средние земли 4 чети в поле, а в дву потому ж… сена на диком поле меж Зайцева ж врага и речки Пилявки по конец пашни по Мещерской липяг 200 копен; да рыбная ловля на реке на Цне от Ивова куста от Носильскаго рубежа от речки от Торчевеньи вверх по Цне реке по речку по Пилявку и по Калитку».

Интересно, что, судя по приведенным в грамоте именам и прозвищам крестьян, значительную их часть, составляла новокрещеная мордва, попавшая, таким образом, в феодальную зависимость от тех, кто ее крестил. Довольно естественно выглядит и реакция быв. владельцев д. Татарской: в очередной челобитной царю прп. Матфей писал, что «татаровя цненские князь Исень Ушаков да Тохтар Мурза Васильев сын Енаев, да Узраз Мурза Елгадеев», что прежде владели указанной деревней, и далее «мимо царской грамоты тое деревни татарские угодьем владеют сильно и его, старца Матвея с братью, лают всякою неподобною лаею, и служебников монастырских и крестьян бьют и похваляются всякими злыми делы и слугу монастырскаго Конанка Павлова хотят убить до смерти». Результатом этой новой челобитной стала охранная грамота, выданная 19 сент. 1598 царем Федором Иоанновием на имя шацкого воеводы Андрея Протасьева и городового приказчика Ивана Филиппова с указанием о бережении Николо-Чернеевской пустыни старца Матфея с братьею «от насильств» татарских князей.
 
Это последний по времени документ, в к-ром упом. прп. Матфей (в отказной памяти времен царя Бориса Годунова 1604 упом. уже игумен Кирилл). Дата смерти прп. Матфея не известна, в монастырском синодике было указано только, что старец скончался 69 лет отроду, т.е. ко времени основания пустыни ему было 40 – 42 года. В дальнейшем Николо-Чернеевским монастырем управляли преемники прп. Матфея в сане игуменов и архимандритов.

После окончания периода смуты начала 17 в. новый царь Михаил Федорович (1613 – 1845) выдал 6 июля 1613 Рождества Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца Матфеевой пустыни игумену Артемону и строителю Тихону с братьею особую подтвердительную жалованную тарханную и несудимую грамоту на все его вотчины:

«Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всеа Русии самодержец, пожаловал есми Шацкаго уезда Подлескаго стану со Цны реки Рождества Пречистые Богородицы и великаго чудотворца Николы и преподобных отец Зосимы и Саватея, соловецких чудотворцев, Матвеевы пустыни игумена Артемона да строителя старца Тихона с братьею, или кто иные игумен и старцы в том монастыре по них будут, что били они нам челом, а сказали: Блаженные де памяти при государе, царе и великом князе, Федоре Ивановиче, всеа Руссии, дана в тот монастырь на пашню и на монастырское строение, на свечи и на ладон, и на всякое церковное строенье, деревня Чернеева да деревня Татарская, и рыбные ловли по Цне по реке, и на Челновой, и на Вороне, и на Хопре; и в прошлом де во 104[1596] г. Блаженные памяти государь, царь и великий князь, Федор Иванович, всеа Руссии, для своего царскаго богомолья Рождества Пречистые Богородицы и великаго чудотворца Николы, тое монастырскую вотчину и бортные ухожьи и рыбные ловли велел обелити, и грамоту им жаловальную велел дати; и после государя, царя и великаго князя, Федора Ивановича, всеа Руссии, при царе и великом князе Борисе Федоровиче, всеа Руссии, та у них жаловальная грамота переписана на его царское имя; а в прошлом де во 119[1611] г. при царе и великом князе Василье Ивановиче, всеа Руссии, посылали они из того монастыря с тою жаловальною грамотою, какова им дана, при государе, царе и великом князе. Федоре Ивановиче, всеа Руссии, старца Герасима, чтоб государь, царь и великий князь, Василей Иванович, всеа Руссии, пожаловал их, велел тое жаловальную грамоту переписати на свое царское имя, и того де старца на Москве не стало, а ту он жаловальную грамоту отдал Троицы Сергиева монастыря старцу Корнилию, и как де литовские люди сидели на Москве, и того де старца на Москве не стало ж, и та их жаловальная грамота утерялась безвестно, а остался де у них с тое жаловальные грамоты в монастыре список; да и дворяне и дети боярские мещеряне сказали нам, что у них государя, царя и великаго князя, Федора Ивановича, всеа Русии, на деревню Чернеево да на деревню Татарскую, и на рыбные ловли по Цне реке, и по Челновой, и на Вороне, и на Хопре, жаловальная грамота была, да к той сказке и руки свои приложили; а Матвеевы пустыни игумен Артемон блаженные памяти государя, царя и великаго князя, Федора Ивановича, всеа Руссии, с жаловальные грамоты положил список, а в списке пишет:

Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь, Федор Иванович, всеа Руссии, пожаловал есми Шатцкаго уезда Подлескаго стану новые пустыни Рождества Пречистые Богородицы и Николы чудотворца Чернеева монастыря старца Матвея с братьею, что бил нам челом, а сказал: Дано де ему к нашему царскому богомолью к монастырю на пашню и на монастырское строенье деревня Чернеева, а была де та деревня за Данилом Чернцовым, а после Данила была за Григорьем Внуковым сыном Языкова, а всего де в той деревне 25 четв. в поле, а в дву по тому ж, а сено на диком поле, и Григорью дано в то место, да к монастырю же дано рыбная ловля на реке на Цне с Осинском ухожьи, промеж Багринской и Шаморской воды, от речки от Конши вниз по Цне реке по обе стороны, пока места вешняя вода вливает, да Наракса, да Осинское озеро, да речка Сюпа, да к монастырю ж дано на реке на Цне, пониже села Томникова с версту, вверх по Цне реке с левую сторону, на бортных ухожах, на судеревной вотчине Новосельскаго беляка деревня Татарская, а пашня паханая и перелог за рекою за Цною, меж Зайцева врага и речки Пилавки, середние земли 40 четв. в поле, а в дву по тому ж, да промеж Носинскаго рубежа и Томниковских земцов 4 четв. в поле, а в дву по тому ж, а сенокос на диком поле меж Зайцева врага до речки Пилавки, по конец пашен Мещерской липяг, подле его луг, сена 200 копен, а пашня и сенокос на татарском приходе, да монастырю же дано старцу Матвею с братьею под тою ж деревнею рыбная ловля от Носинскаго рубежа от ивоваго куста от речки от Турчевелья вверх по Цне реке по речку Пилавку да по Калитку, а была та рыбная ловля за теми ж татары и за томниковским земцами, а оброку с тое рыбные ловли плачивали томниковские земцы с своих жеребьев 1 руб. 21 алтын 4 денги, да в монастырь же давано по душам бортные ухожеи на реке на Цне и на Челновой, да на реке на Вороне бортной ухожей и рыбная ловля, да на реке на Хопре речка Комлык, да Тилнарманской лес бортной ухожей и рыбная ловля, а оброку с тех ухожеев, которые даны в монастырь по душам вкладу, 3 пуды и 13 гривенок меду, да с рыбные ловли, что на реке Челновой и на реке на Вороне, водяного оброку 9 алтын, да с Хопра 1 руб., да с того же медвяного оброку пошлины да куница.
 
И великий государь, царь и великий князь, Федор Иванович, всеа Руссии, Шацкаго уезда Рождества Пречистые Богородицы и великаго чудотворца Николы и преподобных отец Зосимы и Саватея, соловецких начальников, для своего царскаго богомолья, новые пустыни Чернеева монастыря, старца Матвея с братьею, или кто по нем игумен или строитель в том монастыре будут, пожаловал, велел с монастырских вотчин и с бортных ухожеев и с рыбных ловель оброки сложить, и велел им дати на ту вотчину и на бортные ухожеи и на рыбные ловли свою царскую жаловальную грамоту, и вотчинами, и бортными ухожьи, и рыбными ловлями и всякими угодьи, что даны в монастырь, владети велел безоброчно и монастырь строити, и к городовому и к острожному делу, и к засекам, и к ямщине, и слуг в них и крестьян, имати не велел, и что у них из Шацкаго сторожи для казачьих походов не емлют у них крестьян на сторожу, и сторожам у них стоять и крестьян имати не велел, и бояром, и воеводам, и головам, и сотникам, и всяким приказным людем, старца Матвея с братьею, и служебников, и работников, и вкладчиков, и крестьян, судити и ведати ни в чем не велел, а судити их и ведати во всем велел на Москве, в Приказе Казанскаго и Мещерскаго Дворца, бояром нашим и диаком, у кого будет в приказе Казанской Дворец на срок, на Рожество Христово; а случится суд сместной монастырским слугам или крестьяном с городскими, или с волостными, или с сельскими людьми, и бояром и диаком их судити, а игумену или старцу с ними же в суде сидеть; а прав будет или виноват монастырской человек, и он в вине и в правде игумену с братьею, а бояром и приказным людем до него дела нет, а прав будет или виноват сторонней человек, и он в правде и в вине бояром и приказным людем, а игумену до него дела нет; и ратные люди к ним и гонцы, и посланники не въезжают, подвод и кормов не емлют, и насильства им ни котораго не чинят.

И мы, великий государь, царь и великий князь, Михайло Федорович, всеа Руссии, выслушав блаженные памяти государя, царя и великаго князя, Федора Ивановича, всеа Русии, Чернеева монастыря старца Матвея с братьею с жаловальные грамоты списка, велели тое грамоту переписати на свое царское имя, и велели Чернеева монастыря игумену Артемону и строителю старцу Тихону с братьею, или кто иные в том монастыре игумены и строители по них будут, по тому и ходити, и тою вотчиною, и рыбными ловлями, и бортными ухожи, и всякими угодьи владети, что в сей нашей жаловальной грамоте писано, и бояром нашим, и воеводам, и всяким приказным людем, рушити сее нашеи грамоты не велел ни которыми делы. Писан в царствующем граде Москве лета 7121[1613] июля в 6-й день».

Подробное описание вотчин Николо-Чернеева монастыря содержится в писцовых кн. 1617 (письма и меры кн. Леонтья Шаховского и дьяка Бажена Степанова):

«Рождества Пресвятой Богородицы, да Николы Чюдотворца Чернеева манастыря село Чернеево на реке на Цне, а в селе: церковь святой мученицы Христовы Парасковьи, нарицаемые Пятницы древяна клецки, а в церкве: образы и свечи, и всякое церковное строение приходное; поп Терентей Иванов, церковной дьячек Гришка Васильев, понамарь Корнилко Панфилов, проскурница Овдотьица; 13 келей, а в них живут старицы, а кормят их из монастыря; 7 келей нищих, питаютца от церкви Божии; двор монастырской; 21 двор служских; 12 дворов детенышев; крестьян: Онофремко Семенов, Бориско Павлов, Гришка Темирев, Ивашко Дмитриев, Ивашко Федоров, Якунко Прокофьев, Ортюшка Васильев, Ортюшко Трофимов, Титко Иванов, Ортюшка Марков, Федька Михайлов, Ортюшка Микифоров, Левка Васильев, Климко Иванов, Сенька Сысоев, Петрушка Клементьев, Митка Фатеев, Микифорка Мялин, Якимко Фомин, Кондрашко Яковлев, Гришка Степанов, Ерофейко Иванов, Пятунка Дробышев, Девятко Оксенов, Богдашко Ортемов, Мартынко Юрев, Истомка Сидоров, Сенька Дементьев; бобыльских дворов: Степанко Федоров, Митка Федоров, Федька Дементьев, Ивашко Сергеев, Понитка Петров, вдова Оленка, Кирилко Лаврентьев, Сенька Самойлов, Гришка Дмитриев, Сенька Тимофеев, Васька Пиминов, Филатко Киреев, Молчанко Родивонов, Васька Иванов, Исачко Матвеев, Куземка Приходец, Исачко Васильев, Ивашко Болдырев, Сенька Иванов, Овфимко Григорьев, Васька Захаров, Николко Васильев, Кирилко Иванов, Якунка Дементьев, Гришка Иванов; 16 дворов пустых; пашни паханые на отхожем на Диком поле за рекою за Цною добрые земли 14 чети, да перелогу 285 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле 660 копен; лес черной большой.

Деревня Княжая на реке на Цне, а в ней: двор монастырской; крестьян: Худячко Федотов, Ивашко Григорьев, Тренька Михайлов, Трофимко Левонтьев, Данилко Ильин, Микифорко Федоров, Сенька Левонтьев, Софонко Дмитриев, Илюшка Васильев, Якунка Сидоров, Обрамко Григорьев, Васька Фомин, Оноско Васильев, Ондроско Ондреев, Сидорко Федоров, Окинфейко Терентьев, Сенька Степанов, Ненашко Васильев, Васька Михайлов, вдова Домница, Мокейко Матвеев, Тимошка Давыдов, Ивашко Кирдяшев, Микитка Матвеев; бобыльских дворов: Ондрюшка Савин, Первушка Меньшов, Тренька Лукьянов, Гришка Пахомов, Гришка Яковлев, Богдашко Ондреев, Ондрюшка Пантелеев, Назарко Приходец, Васька Иванов, Ивашко Иванов, Ермолка Иванов, Ивашко Игнатьев; 8 дворов пустых; пашни паханые на отхожем на Диком поле за рекою за Цною добрые земли 11 чети, да перелогу 213 чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле 520 копен; лес черной большой.

Пустошь Куляпинская: пашни перелогом добрые земли 10 чети в поле, а в дву по тому ж.

И всего Чернеева монастыря село, да деревня, да пустошь, а в них: 2 двора монастырских; 21 двор служних; 12 дворов детенышев; 52 двора крестьянских, а людей в них тож; 37 дворов бобыльских, а людей в них тож; 24 двора пусты; пашни паханые добрые земли 25 чети, да перелогу 550 чети с осминою.

И обоего: пашни и перелогу 553 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена 1180 копен; лес черной большой. А сошново письма в живущем и впусте соха без полчети сохи, да перешло за сошным письмом 8 чети с осминою. А платить з живущево з 25 чети.

В селе же Чернееве церковные пашни 20 чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком поле 20 копен».

В дальнейшем, вплоть до конца 17 в., земельные владения Николо-Чернеевского монастыря продолжали увеличиваться, преимущественно за счет царских пожалований. Щедрые пожертвования монастырю делал также великая инокиня старица Марфа (в миру – Ксения Ивановна Шестова; +1631), мать первого русского царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, владевшая на террит. Шацкого уезда дворцовой Верхоценской (Конобеевской) волостью. Постоянно, на протяжении 17 в., возростало и благосостоянии монастыря, чему особенно способствовала его связь с донским казачеством. Тамбовский краевед И.И.Дубасов в «Очерках из истории Тамбовского края» писал: «Черниев мужской монастырь был в сущности казачьим монастырем. Сюда шла замаливать свои немалые грехи голутвенная казацкая вольница, буйная и непокорливая; сюда же несли свои достатки разбогатевшие на разных промыслах удальцы синего Дона… Ближайшею судебно-административною инстанциею для игумена и старцев Черниевой Матвеевой пустыни был Черкасский казачий круг с атаманом во главе и уже через них наш древний монастырь входил в сношения с Московским правительством». Действительно, среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников различных походов и войн; донским казаком был и основатель монастыря старец Матфей. Длительное время донское казачество принимало самое активное участие в строительстве и процветании обители, которая подчинялась напрямую казачьему кругу. Монастырь богател преимущественно благодаря вкладам донских казаков: возвратившись из похода, казаки просили на кругу Войска Донского разрешения отправиться на богомолье, «обещаясь помолиться в Москве московским чудотворцам и великому чудотворцу Николаю в Чернеевском монастыре». В 1663 донской атаман Осип Петров писал: «…В прошлых-де годах, как учали они служить на Дону на реке, и пожаловано все войско Донское за их службу и за кровь изстари, при прежних их войсковых атаманах…в Шацком уезде…великого чудотворца Николы Чернеев монастырь на вечное прибежище и на строенье, а старым и от ран увечным в том монастыре постригаться без вклада. И они-де издавна тот Чернеев монастырь всем войском Донским и доныне строят и многие вклады дают».

Учитывая все выше сказанное не удивительно, что именно на террит. Николо-Чернеевского монастыря в 1636 появилось первое и старейшее на Шацких землях каменное сооружение – Архангельская церковь. А в 1655 именно в Николо-Чернеевском монастыре были погребены свщмч. Мисаил, архиепископ Рязанский и архимандрит Василий, пострадавшие от мордвы в с. Ямбирно. Останки свщмч. Мисаила позднее были перезахоронены в Архангельском соборе г. Рязани; место погребения архимандрита Василия остается не установленным.

К концу 17 в. Николо-Чернеевский монастырь процветал и владел обширными вотчинами в южных районах Шацкого уезда: 13.750 дес. земли с 4 селами (Чернеево, Высокое, Покровское и Княжево) приселками и пустошами, с пашней и сенными покосами, «да лес чорный со всякими угодьи…и с рыбными ловлями, и с орловыми гнездами, и с бобровыми гонами, и с лосиными стойлами…».

Однако, в 1681 Николо-Чернеевский монастырь, был изъят из ведения казачьего круга и перешел в подчинение Тамбовской епархии, а в 1690 был приписан к приписан к Преображенскому собору г. Тамбова. Донским казакам впредь запрещалось вмешиваться в дела обители и принимать кого-либо из её насельников у себя на Дону, но разрешалось делать вклады в Чернеевский монастырь, посещать его, а при достойном поведении – постригаться там в монашество.

В конце 17 в. монастырь использовался как место ссылки. Авторы «Рязанских достопамятностей» Г.К.Вагнер и С.В.Чугунов указывают, что в Николо-Чернеевском монастыре некоторое время находился в заключении известный «виршегласитель» Сильвестр Медведев (1641+1691) – русский писатель, ученый, деятель просвещения, один из образованнейших и очень влиятельных людей второй полов. 17 в. Замешанный в политическую борьбу монах Сильвестр был заключен в монастырь по указу царя Петра I, как ревностный сторонник его противницы – царевны Софьи и соучастник думного дьяка Федора Шакловитого, а позднее был казнен.

После долгих лет процветания 18 в. стал для Николо-Чернеевского монастыря, как и для многих др. обителей России, временем упадка. Царь Петр I (1682 – 1725) рассматривал накопленные монастырями богатства, как источник пополнения государств. казны во время длительной Северной войны (1700 – 1721). Уже в 1701 спец. указом все монастырские вотчины были изъяты из ведения монастырей и отданы под управление специально созданного Монастырского приказа. С этого времени большая часть доходов с монастырских вотчин поступала в гос. казну, а монашествующим из этих доходов выдавалось лишь весьма умеренное денежное и хлебное содержание. К тому же на монастыри была возложена обязанность содержать за свой счет выслуживших свой срок, увечных и больных воинов. В 1725 – 1764 к Николо-Чернеевскому монастырю была приписана Вышенская Успенская мужская пустынь, что также увеличивало его финансовую нагрузку.

В 1764 последовала секуляризационная реформа имп. Екатерины II (1762 – 1796), в результате к-рой все вотчины Николо-Чернеевского монастыря были отписаны на гос-во, а сам монастырь «выведен за штат», т. е. лишен всякого содержания. К 1782, по данным «Примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», межевая дача Николо-Чернеевского монастыря Шацкого уезда Тамбовской губ. составляла 6 дес. 1750 кв. саж. (в т.ч. 4 дес. 1000 кв. саж. удобной) усадебной земли и 37 дес. 2022 кв. саж. (в т.ч. 21 дес. 1638 кв. саж. удобных) отхожих сенных покосов. Монастырь содержался в основном трудом братии, а также на доходы с отведенных в его пользование участков земли и приношения богомольцев.

В это время современники характеризуют Николо-Чернеевский монастырь, как «весьма бедный», «лежащий в стороне от больших дорог» и «крайне редко посещается богомольцами». С чем, однако, нельзя согласиться: именно в этот период Николо-Чернеевский монастырь был полностью перестроен и старые ветхие деревянные строения заменены кирпичными: в 1738 – 1751 был построен Николаевский собор; в конце 18 в. – настоятельский корпус, корпуса келий, трапезная и монастырская ограда с башнями; в 1812 – 1813 – 2-хярусная колокольня. Само по себе столь масштабное строительство требовало немалых затрат людских ресурсов и финансовых средств.

9 марта 1819 Николо-Чернеевский монастырь был введен в состав штата, как монастырь 3-го класса: отныне из казны на его содержание ежегодно выделялось 887 руб. 30 коп. По штатам в Николо-Чернеевском монастыре были положены (с соответствующим ежегодным окладом) 12 чел. братии: игумен (150 руб.), казначей (35 руб.), 4 иеромонаха (по 24 руб.), 2 иеродиакона (по 24 руб.), пономарь (20 руб.), просфорник (20 руб.), ключник-хлебодар (20 руб.) и чашник (20 руб.).

В январе 1860 Николо-Чернеевский монастырь очень сильно пострадал от пожара: выгорела вся внутренность Николаевского собора и Архангельской церкви; огнем были уничтожены монастырская ризница и все архивы. Однако, обитель довольно быстро оправилась от этого несчастья и уже в 1861 – 1863 все монастрские храмы были восстановлены и заново освящены.

К 1910, по данным А.Е.Андриевского, в штате в Николо-Чернеевском монастыря были положены 12 чел. братии: игумен (настоятель), 5 иеромонахов, в т.ч. казначей, 2 иеродиакона, 2 монаха и 2 послушника, а состояло налицо – игумен, 5 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 2 послушника и 6 чел. на испытании. Окладного жалования на поправку церквей и монастырских зданий, на содержание братии и рабочих людей ежегодно отпускалось из казны 668 руб. 73 коп. Монастырь имел 42.760 руб. банковского капитала, поступившаго в разное время от разных благотворителей. Капитал был обращен в процентные бумаги, которые хранились в Моршанском отделении Государственнаго банка.

К 1910 на террит. Николо-Чернеевского монастыря находились следующие строения:

1) Кирпичный холодный Николаевский собор. Построен в 1738 – 1751 на месте первой старинной деревянной Николаевской церкви, возведенной еще в конце 16 в. прп. Матфеем и сгоревшей во время пожара в 1738. Имел 2 престола: во имя cвт. Николая Чудотворца (левый) и Рождества Пресв. Богородицы (правый); оба престола освящены в 1756 архиманд. Марком. Здание собора представляет собой двусветный четверик с парной апсидой, завершенный пятиглавием с декором в стиле нарышкинского барокко. Своды собора утверждены не на 4, как это было вообще принято в старинных храмах, а на 1 столпе (по образцу московской Грановитой палаты). Столп этот 4-хсторонний, на лицевой (западной) стороне его была размещена большая старинного письма Феодоровская икона Божией Матери. В соборе отличная акустика, чему способствуют резонаторы – глиняные трубы и горшки, замурованные в стены. В храме был богатый деревянный резной иконостас, занимавший всю восточную стену от солеи до сводов;

2) Кирпичная двухэтажная теплая Архангельская церковь. Построена в 1636 и тогда же освящена. Здание представлят собой односветный бесстолпный четверик, завершенный одной главкой, с прямоугольным алтарем. В 1838 – 1841 подверглась реконструкции и перестройке: к основному зданию храма была пристроена обширная трапезная, вход в которую украшен колоннами. Первонач. в храме было 2 престола: во имя св.архистат. Михаила Архангела (правый) и Всех Святых (левый). В январе 1860 церковь значительно пострадала во время пожара, после чего возобновлена и оба престола освящены 25 и 26 сент. игум. Герасимом. В 1863 освящен 3-й престол в честь Казанской иконы Божией Матери (2-й этаж);

3) Кирпичная колокольня в 3 яруса со св. вратами, 13 колоколами разного веса и надвратным храмом св. первоверх. апост. Петра и Павла. Здание в стиле классицизма построено в 1812; церковь освящена в 1813 строит. иеромон. Акакием;

4) Служебные здания: настоятельский корпус, 4 корпуса братских велий, курпус кухни и трапезной; все – постройки конца 18 в.;

5) Кирпичная ограда с 4 угловыми башнями, постройки конца 18 в.

Кроме того, за пределами монастырской ограды на террит. с. Старое Чернеево располагались монастырская церков.-приход. школа, 2 странноприимных дома для богомольцев, а также деревянные конный и скотный дворы с разными службами. В 1908 были построены также кирпичная конюшня, каретный сарай, кладовая и часть стены для двора.

«Монастырския церкви и колокольня устройством прочны, ризнецею и утварью достаточны. Круг богослужебных книг имеется полный и назидательных книг для чтения братии достаточно».

К числу святынь, находившихся на хранении в монастыре, относились местночтимые древнего письма чудотворные иконы Спаса Нерукотворного, богато украшенная; свт. Николая Чудотворца в сребровызолоченной ризе с 4 стразовыми звездами по углам; св. муч. Мины и Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Особую достопримечательность монастыря представлял медный шестиконечный крест, служивший обители с самого основания (надпись на нем уверяла, что этим крестом сокрушил языческого идола еще свт. Авраамий Ростовский).

К 1910 Николо-Чернеевскому монастырю принадлежали следующие угодья: 1) 6 десятин 1750 кв. саж. усадебной земли; 2) 7 дес. 1240 кв. саж. пахотной земли на р. Аза в Шацком уезде; 3) 65 дес. пахотной земли на р. Кариан в тамбовской уезде; 4) 86 дес. 850 кв. саж. поемных лугов в 2 участках по р. Цне в Шацком уезде; 5) 15 дес. 1500 кв. саж. и водяная мукомольная мельница близ с. Егоровка в Моршанском уезде; 6) 75 дес. леса у с. Белоречье Шацкого уезда; в 1892 в результате пожара на этом участке выгорело до 40 дес. леса, и к 1910 на месте сгоревшего рос березняк.

В 1912 Николо-Чернеевский монастырь был преобразован в женский. Первой настоятельницей монастыря стала игумения Маргарита. Количество сестёр монастыря достигало 40 чел.

В 1923 Шацкий уезд был передан из состава Тамбовской губ. в Рязанскую, в связи с чем Николо-Чернеевский монастырь перешел в подчинение Рязанской епархии. В 1926, по распоряжению совет. власти, Николо-Чернеевский монастырь был закрыт и пребывание сестёр в нем запрещено. Святыни и ценности монастыря были частично вывезены, частично расхищены. Насельницы монастыря были вынуждены покинуть свою обитель: многие из них удалились в близлежащий г. Моршанск, другие доживали свой век в соседних селах и деревнях, нек-рые прошли через ссылку в Казахстан и лагеря ГУЛАГа.

После закрытия монастыря Николаевский собор стал приходской церковью, богослужения в нем продолжались вплоть до 1936, когда последовало окончательное решение о закрытии храма. После этого здания и территория быв. Николо-Чернеевского монастыря были переданы мест. совхозу для использования в жилищно-бытовых целях: внутри здания Николаевского собора было размещено зернохранилище, а в пристройке к храму мельница; в здании Архангельской церкви находились магазин и склад; а колокольня была превращена в водонапорную башню и на ее верхнем ярусе, где когда-то звонили колокола, был установлен водонапорный бак. В корпусах братских келий были устроены коммунальные квартиры для работников совхоза, а в одном из зданий разместилась его дирекция. В результате неправильного и варварского использования монастырских строений, все деревянные строения монастыря были уничтожены, а кирпичным зданиям был нанесён значительный ущерб, который в настоящее время исправляется за счёт пожертвований благотворителей монастыря. Здания монастыря обветшали, но сохранили свой архитектурный облик.

Вмешательство неравнодушных людей, рязанских историков, искусствоведов, краеведов и просто активистов, в конечном счете спасло быв. Николо-Чернеевский монастырь от полного уничтожения. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 архитектурный ансамбль Николо-Чернеевского монастыря был признан памятником истории и архитектуры федерального значения и поставлен под государственную охрану. В 1970 здания быв. Николо-Чернеевского монастыря были переданы на баланс Желанновского краеведческого музея Шацкого р-на. Директор музея Николай Илларионович Панин проводил посильную реставрацию зданий монастыря. Его трудами была заново построена сев.-зап. угловая башня монастыря, а также (с великими усилиями в советское время) стало возможным восстановить кресты над куполами монастырских храмов. Значит. вклад в дело реставрации монастырских храмов внесли также рязанские искусствоведы и краеведы Г.К.Вагнер и С.В.Чугунов. В 1991, после 20-тилетних трудов по реставрации монастыря, Н.И.Панин испросил благословение у высокопреосвящ. Симона, архиеписк. Рязанского и Касимовского, на передачу комплекса зданий Николо-Чернеевского монастыря на баланс Рязанской епархии.

В том же 1991 Николо-Чернеевский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и учрежден заново в качестве мужского. Сразу же после возрождении Николо-Чернеевского монастыря началось восстановление обители. В ноябре 1991 высокопреосвящ. Симон освятил в Архангельской церкви престол во имя св. архистр. Михаила Архангела; а 31 мая 1998 – престол во имя Казанской иконы Божией Матери. 16 сентября 1999 владыка Симон освятил левый престол Николаевского собора – во имя свт. Николая Чудотворца; в июле 2000 был освящен надвратный Петропавловский храм, а 16 сентября 2001 наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани архимандр. Андреем (Креховым), по благословению митроп. Симона, был освящён правый престол Николаевского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 2002 – 2007 в монастыре проводилась активная реставрация храмов и жилых помещений, были восстановлены настоятельский корпус, корпуса братских келий и трапезная.

В настоящее время Николо-Чернеевский монастырь является действующим. В обители проживают 7 чел. братии (иноков и послушников) и 5 трудников. В монастыре совершаются ежедневные богослужения, имеется гостиница для паломников на 12 чел. В Николо-Чернеевском монастыре хранится целый ряд чтимых святынь: мироточивая икона Черниговской Божией Матери (18 в.); Казанская икона Божией Матери; икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»; икона свт. Николая Чудотворца с частицей его мощей; икона св. вмч. и цел. Пантелеимона (19 в., сохранена после закрытия монастыря в 1926); икона св. прп. Матфея Чернеевского и др. В обители хранятся также ковчег с частицами мощей свт. Рязанских – Феодорита, Гавриила и Мелетия; и ковчег с частицей мощей прписп. Архимандр. Георгия, духовника Свято-Данилова мужского монастыря, пострадавшего в 1930-е во время гонений на церковь. На террит. монастыря установлен бронзовый памятник свт. Николаю Чудотворцу в полный рост.

С 1993 при обители действует воскресная школа для детей, есть небольшая библиотека духовной литературы. Подворий и скитов у монастыря нет, имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).

Святые Николо-Чернеевского монастыря:
• Матфей Чернеево-Шацкий (+ не ранее 1598) – прподобный, основатель и первый игумен Николо-Чернеевского монастыря.
• Агафия (Крапивникова; 1891+1937) – преподобномученица, послушница.


Рецензии
Слабые люди убегают от мирских проблем в монастыри.
Чем они для вас интересны?
Вам тоже нечем заняться? Скучаете?

Владимир Иноземцев   26.04.2024 20:58     Заявить о нарушении