Рукопись 4

РУКОПИСЬ 4.

Дорогой читатель, хочется надеется, что ты ещё не слишком утомлён моими рукописями. В моей папке лежит несколько приглашений от разных организаций по поводу издания научных публикаций и мне хочется воспользоваться предоставленной возможностью, чтобы оформить несколько научных произведений. Ведь это не то, что мои самиздатовские, не пользующиеся спросом книги-альбомы. В ближайшее время я сделаю электронную версию книги "Федорова С. В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 72 с." Я делаю скриншот каждого разворота, сканирую обложки, формирую из всего этого документ в PDF формате и размещаю на моей персональной странице на сайте К(П)ФУ. Там книги будут сохранятся вечно и там всегда можно будет увидеть содержание книг в полной мере. Но, возможно, ты, дорогой читатель,захочешь иметь такую шикарную и полезную о многих отношениях кингу дома? Тогда всегда можешь обратиться ко мне по поводу её приобретения. Формат книги можно поменять сделать - более дорогостоящим или наоборот. Кто что больше предпочитает.

Что-то мой соловей сегодня припозднился. только что запел. Часы показывают 19:08. Университет в строительных лесах, ведь 17 ноября этого года он будет юбиляром - 220 лет. От лесов так вкусно сосной пахнет и, когда солнце доски припекает, и когда дождик намочил.

РАСТЕНИЯ, ВЫРАЩЕННЫЕ МНОЙ  – ОСНОВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ  ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И КНИГИ

Федорова С. В.
Казанский (Приволжский) федеральный университет

АННОТАЦИЯ. Автор, имея большой опыт практической деятельности в сфере выращивания растений в интерьерах роднгого города освоил два пути передачи научного знания в системе "Учёный - обощество" по биологии и экологии растений через научно-популярный литетратурный жанр. Итогами его работы в 2023-2024 гг. стали:  1. Коллекция произведений с иллюстрациями на Российском литературном портале "Проза.ру" на тему "Растения, выращенный мной"; 2. Книга альбом в формате "Печать на заказ" под названием "Окно в природу: зимний сад (женская гимназия)"


Как часто учёные ботаники выращивают декоративные комнатные растения дома, на рабочем месте, в образовательных и других учреждениях, в ботанических садах. И каждый из них имеет помимо фундаментального научного знания в области ботаники и экологии растений, свой собственный опыт по выращиванию растений. Вместе с тем мало, кто стремиться поделиться своими знаниями и опытом с обществом в жанре научно-популярная литература. Этому есть разные причины и ни одна из них не имеет отношения ко мне. Опыт, связанный с работой по выращиванию декоративных растений в интерьерах города Казань обобщён в ряде научных публикаций [1–3, 5–8, 14].

Открытие и освоение оригинальных путей для передачи научного знания в области биологии и экологии растений в социальной системе "Учёный–общество" – цель публикации. Мной в 2023-2024 гг. была проведена следующая работа: 1. Размещение на Российском литературном портале "Проза.ру" под псевдонимом "Светлана Федорова-Роблес" литературных произведений научно-популярного жанра о жизни и деятельности выдающихся учёных биологов из Казанского университета, их предков, исторических событиях, которые им пришлось пережить, а также рассказы о природе для любознательных детей и взрослых из разных социальных групп, стран [4]; 2. Автоматическое оформление авторского свидетельства на каждое произведение при загрузке его на портал "Проза.ру"; 3. Оформление и печать в формате "На заказ" 3-х книг-альбомов разного качества исполнения со знаком "Книжная серия для просвещения: от учёного к обществу" на основе засвидетельствованных и рекомендованных к прочтению редакционной коллегией Союза писателей России литературных произведений [9, 10, 12, 13]. Обязательным элементом каждой книги является научное наименование биологического вида, представленного на фото или рисунке: синонимический ряд русскоязычных наименований и латинское наименование, согласно последним сводкам международной таксономической номенклатуры. Яркая форма представления научного знания (описательная поэзия, эссе, рассказ, очерк, детализированный рисунок, фото) у читателя любого возраста усиливает впечатление, запоминание и дарит эстетическое наслаждение. Описание нюансов, связанных с жизнью и деятельностью авторов не только передаёт особенности мировосприятия, мировоззрения и философии жизни современных учёных, но и дополняет страницы истории Казанского Федерального университета. Книги рассчитаны для пополнения семейной, школьной библиотеки и библиотеки специализированных колледжей и вузов. Будут полезны в образовательном и воспитательном процессе детей дошкольного и школьного возраста.

Одна из таких книг-альбомов посвящена растениям, выращенным мной "Федорова С. В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Книга 1" [10]. Она включает серию рассказов под названием: 1. Кто, если не я?; 2. Зелёный уголок в женской гимназии; 3. Кактус эпифит – эпифиллюм; 4. Беспорядок. Почему?; 5. Растения, выращенные мной: 5.1. Сенполия; 5.2. Эпифиллюм; 5.3. Бриофиллюм Дегремона; 5.4. Пеларгония;  5.5. Аспарагус; 5.6. Фикус бенджамина; 5.7. Абутилон; 5.8. Алоэ; 5.9. Декабрист; 5.10.  Эухарис; 5.11. Монстера; 5.12. Бриофиллюм трубкоцветный; 5.13. Эпипремнум.

Данные литературные произведения посвящены ряду растений:

1. Семейство Аройдные Araceae: 1.1. Эпипремнум золотистый Epipremnum aureum (Linden & Andr) G.S.Bunting. Синоним: Сциндапсус золотистый; 1.2. Монстера деликатесная  Monstera deliciosa Liebm. Синоним: Монстера лакомая;

2. Семейство Толстянковые Crassulaceae: 2.1. Каланхоэ трубкоцветное Kalanchoe tubiflora (Harv.) Raym.-Hamet. Синоним: Бриофиллюм (Бриофиллум) трубкоцветный; 2.2. Каланхоэ Дегремона Kalanchoe daigremontiana Hamet & H.Perrier. Синоним: Бриофиллюм Дегремона, Бриофиллум Дегремона;

3. Семейство Амариллисовые Amaryllidaceae: 3.1. Урциолина амазонская Urceolina amazonica (Linden ex Planch.) Christenh. ех Byng. Синоним: Эухарис крупноцветковый, Амазонская лилия;

4. Семейство Кактусовые Cactaceae: 4.1. Шлюмбергера Бакли Schlumbergera х buckleyi. Растение гибридного происхождения: Schlumbergera russelliana (Hook.) Britton & Rose х Schlumbergera truncata (Haw.) Moran. Синонимы: Декабрист, Зигокактус усечённый, Рождественский кактус, Кактус благодарения. Шлюмбергера усечённая; 4.2. Эпифиллюм остролепестный Epiphyllum oxypetalum (DC.) Haw. Синонимы: Царица ночи, Филлокактус, Эпифиллум;

5. Семейство Асфоделиевые Asphodelaceae: 5.1. Алоэ древовидное Aloe arborescens Mill.; 5.2. Алоэ дэлета Aloe х delaetii Radl. Растение гибридного происхождения: Aloe ciliaris Haw. x Aloe succotrin Lam.;

6. Семейство: Мальвовые Malvaceae: 6.1. Абутилон гибридный Abutilon х hybridum hort. ex Siebert & Voss. Синоним: Комнатный клён, Канатник гибридный, Китайский фонарик;

7. Семейство Тутовые Moraceae: 7.1. Фикус бенджамина Ficus benjamina L.;

8. Семейство Спаржевые Asparagaceae: 8.1. Спаржа густоцветковая Asparagus densiflorus (Kunth) Jessop. Синонимы: Аспарагус Шпренгера, Аспарагус густоцветковый, Спаржа Шпренгера; 8.2. Спаржа щетинковидная Asparagus setaceus (Kunth) Jessop. Синонимы: Аспарагус щетинковидный, Аспарагус сетчатый, Аспарагус перистый, Аспарагус щетинистый, Аспарагус плюмозус, Аспарагус сетацеус;

9. Семейство Гераниевые Geraniaceae: Пеларгония садовая Pelargonium hortorum L.H.Bailey. Синоним: Герань комнатная;

10. Семейство: Геснериевые Gesneriaceae: 10.1. Стрептокарпус фиалкоцветковый Streptocarpus ionanthus (H.Wendl.) Christenh. Синоним: Сенполия фиалкоцветковая, африканская фиалка, Узамбарская фиалка.

Комплекс научной информации об основах жизнедеятельности растений и о потенциальных возможностях их роста я подаю своему читателю в формате "беседа", что способствует развитию мышления.

Рассказывая о книге невозможно не процитировать тексты, размещённые в ней.
"По-разному складывается жизнь и деятельность у человека. Не у каждого получается так, что всё то, чем он занимался по жизни с удовольствием, прикладывая запас своих знаний, вырабатывая навыки и умения практической работы, приводит его к статусу первооткрывателя. Так совпало, что в моей жизни и судьбе случились некоторые события. Я получила три профессиональные квалификации, подтверждённые дипломами: 1) "Мастер цветовод декоратор" по окончании профессионально-технического училища в моём родном городе Казань; 2) "Биолог ботаник" по окончании биолого-почвенного факультета Казанского государственного университета; 3) "Кандидат биологических наук (по двум специальностям ботаника и экология)" по результатам защиты диссертации, подготовленной на базе кафедры ботаники в Казанском государственном университете. Я стала обладательницей уникального опыта по выращиванию декоративных комнатных растений и формированию зимнего сада в Казанской женской гимназии. Я стала обладательницей уникальной фотоколлекции с изображениями декоративных комнатных растений на разных стадиях жизненного цикла. Я научилась рассказывать самым разным людям (детям и взрослым) простым языком и в письменной форме о людях, посвятивших свою жизнь изучению растительного мира, и о том, как устроено тело растения из разных видовых групп, как растут и развиваются растения, как они взаимодействуют с окружающей средой. Всё это по совокупности дало мне право на то, чтобы я, совместив мои профессиональные навыки, занялась оформлением книг о растениях, которые используются в средней полосе России для декорации помещений (рис.1).

Много книг с яркими фотографиями написаны и оформлены по поводу выращивания растений в помещениях, но все книги похожи друг на друга по подаче материала. Как будто кто-то, когда-то один раз сделал шаблон и все остальные многочисленные авторы занимались переписыванием одного и того же, и внесением некоторых дополнений.

Дорогой читатель! Я не трачу время на очередной вариант книги по шаблону. Я предлагаю тебе совершить виртуальное путешествие с растениями, окружающими нас и дома, и на работе, и в местах досуга. Последовательно читая один рассказ за другим, ты сможешь восполнить пробелы в ботанике, увидеть разнообразие жизненной формы растения, формы и окраски листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов. Ты сможешь понять, что внешние признаки растения меняются с возрастом по физиологическим причинам, что приёмы выращивания растения зависят от условий среды на родине его одновидовых предков, что по-разному можно реализовать биологический потенциал роста и развития растения. Книга написана как учебное пособие, и шаг за шагом приоткрывает особенности мира растений на разных примерах, поэтому читать её следует последовательно, иначе картина мира не сложиться в твоей голове. А вот рассматривать фотографии можно в любом порядке. Это может показаться удивительным, но я сама каждый раз, благодаря моим же фото, нахожу что-то новенькое у растений, с которыми я провожу своё время из года в год. Растений, выращенных мной так много, что потребуется несколько книг для того, чтобы рассказать о каждом биологическом виде то, что позволит повысить твой образовательный уровень по биологии и экологии растений.

Изучая особенности биологии и экологии растений дикой природы России и Монголии на протяжении многих лет, я получила богатый опыт научного исследования, разработала методологические подходы к решению актуальных экологических проблем, пополнила запас знания о растениях. Я не знала о растениях всего того, что представила в рассказах. Я никогда не видела растения, которые я описывала на родине их видовых предков. Я пересмотрела многочисленные фотографии разных авторов в сети Интернет и документальные фильмы. Каждый рассказ – результат моего научного исследования. Каждое описание жизненного цикла растения – результат проведённой мной реконструкции поведения растения на основе общепринятых среди учёных ботаников онтогенетических моделей растения. Почему никто так не сделал до меня? Кто, если не я?" [10, С. 5–7].

20 апреля я была пригашена на 3-ий Республиканский детский экологический форум "От экологического образования – к экологической культуре" в городе Казань, и смогла представить эту и другие мои книги-альбомы, слушателям, ответственным за организацию и проведение детского дополнительного образования, в том числе  в области биологии и экологии. Собрание с интересом рассматривало книги и очень внимательно выслушало мой доклад с презентацией. Это хороший знак. Мои читатели на портале "Проза.ру" ежедневно посещают страницы с рассказами о природе и о том, как я работаю над книгами о природе. Я также приглашаю моих коллег из разных организаций на страницу автора, где я выступаю под псевдонимом "Светлана Федорова-Роблес" [4]. Растений декоративной группы так много, что мне одной со всем многообразием не справится. Любовь к растениям обладает магической силой и если поднапрячься, то возможно она поспособствует открытию внутреннего потенциала и разных учёных ботаников, и в частности имеющих доступ к ботаническим садам?

1. Полуянова, В. И., Федорова С. В. Растительный мир в системе эстетического воспитания // История, опыт работы и перспективы развития естественно-географического факультета: материалы Научно-практической конференции, посвящённой 80-летию образования Естественно-географического факультета КГПУ. Казань: Экоцентр, 1998. Ч. 1. С. 84–85.
2. Полуянова, В. И., Федорова С. В. Декоративные растения и фитодизайн – структурные элементы системы "Общество-Природа" // Проблемы охраны и рационального использования природных экосистем и биологических ресурсов: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 125-летию И. И. Спрыгина, Пенза, 18–20 мая 1998 г. Пенза: Нива Поволжья, 1998. С. 227–229.
3. Полуянова, В. И., Федорова С. В., Кузнецов В. Е. Проблема устойчивого развития и экологического образования в концепции биосферы // Третьи Вавиловские чтения "Социум в преддверии XXI века: итоги пройдённого пути, проблемы настоящего и контуры будущего": материалы постоянно действующей Всероссийской междисциплинарной научной конференции. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1999. Ч. 1. С. 47–49.
4. Страница автора Светлана Федорова-Роблес [Электронный ресурс]. – Москва. Союз писателей России. URL: http://proza.ru/avtor/svfedorova (дата обращения: 05.03.2024).
5. Федорова С. В. Декоративные суккуленты в интерьере: учебно-методическая разработка по курсу "Фитодизайн". Казань: Изд-во КГУ, 1997. 35 с.
6. Федорова, С. В. Методологические подходы к выращиванию миниатюрных растительных сообществ в интерьере // Сохранение биоразнообразия тропических и субтропических растений: материалы II Международной научной конференции (Харьков, 7–10 октября 2013 г.). Харьков: ФЛП Тарасенко В. П., 2013. С. 249–254.
7. Федорова С. В. Методология формирования зимнего сада в интерьере гимназии // Роль ботанических садов в сохранении и обогащении природной и культурной флоры: материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвящённой 20-летию Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (Якутск, 12–16 июля 2021 г.). Якутск: Северо-Восточный федеральный университет, 2021. С. 191–196.
8. Федорова С. В. Зимний сад в женской гимназии – основа эстетического воспитания // Систематические и флористические исследования Северной Евразии. Материалы III Всероссийской конференции с международным участием. К 95-летию со дня рождения профессора А. Г. Еленевского (Москва, 19–21 октября 2023 г.). Москва: МПГУ, 2023. С. 366–371.
9. Федорова С. В. Книжные серии для просвещения: от учёного к обществу // Экологическое краеведение: материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Ишим: ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2024. С. 140–144.
10. Федорова С. В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 72 с.
11. Федорова Светлана Владиславовна. Общие сведения. Персональная страница сотрудника КФУ. [Электронный ресурс]. Казань, Казанский федеральный университет. URL: https://kpfu.ru/Svetlana.Fjodorova (дата обращения: 05.03.2024).
12. Федорова С. В., Федорова Д. А. Окно в природу: певчие птицы. Москва: Netprint, 2023. 44 с.
13. Федорова С. В., Федорова Д. А. Два года в средней полосе России. Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 38 с.
14. Фёдорова, С. В., Яруллина Э. Н., Шарипова Э. Ф. Декоративные растения – особая группа полезных растений // История, опыт работы и перспективы развития естественно-географического факультета: материалы Научно-практической конференции, посвящённой 80-летию образования Естественно-географического факультета КГПУ. Казань: Экоцентр, 1998. Ч. 2. С. 131–132.

               Светлана Федорова, Казань, 26 апреля 2024 г.


Рецензии