Молодой и старый поп. Ложь во благо?

Молодой поп Владимир, пришёл к старому – за советом:
– Отец, Семён! Я проработал месяц и больше так не могу, меня мучает совесть!
– Совесть — это очень хорошо, – сказал ласково улыбаясь батюшка!
– Я раньше не задумывался об этом, но ведь всё что я говорю это неправда!
– Да сын мой, это всё ложь! Но это «святая ложь»!
– Какая же здесь святость? Это ведь просто сказки, и далеко не лучшие сказки! – сказал
молодой поп, растерянно…
– Вспомни сын мой! Ведь Иисус, проповедовал дикарям, и все миссионеры проповедовали дикарям…
– Но ведь Иисус тоже…, – поп замялся подыскивая слова, и наконец решился сказать,
как думает, – Он же тоже из сказки ??
– Если сказки учат добру, то это благое дело, не так ли?
– Сказки, да! Но ведь я должен божиться, что это всё настоящее…
– Главное - это польза для душ людей, а остальное неважно…
– Но ведь я лгу, а это же грех…, большой грех…
– Ради пользы, можно взять и этот грех на душу!
– Но какая от этого польза, ложь не может быть полезной…
– Может, сын мой! Если народ глупый, то ему любая "более умная глупость" будет уже полезна,
и любая сказка, даже если она - глупая!
– Я этого не понимаю, как глупая сказка может быть полезна ??
– Да, Владимир, похоже что ты не очень хорошо учился, ведь вам там наверняка поясняли,
что для безграмотного человека,  полезна абсолютно любая информация!
– Чем же может быть полезна глупость, например глупая сказка ??
– Тем, что это новая информация, которой ещё не было у человека, а значит он получает
новые знания, пусть и ложные, но мозг-то работает больше и значит могут возникнуть
и мысли и даже сомнения, и человек даже может сам понять, что сказка была глупой,
а это уже прогресс в развитии этого человека…
– Что-то это слишком сложно для меня, – сказал Владимир растерянно, – мне надо это обдумать…
– Конечно подумай, у тебя вся жизнь впереди…
– Постой отец Семён, но ведь нынешние прихожане не дикари и все грамотные, и разной
информации у них полно… я не понимаю какое отношение это имеет к ним??
– А вот это очень интересный вопрос, мой друг! Насколько верующие люди умнее тех
еврейских рыбаков которые жили 2000 лет назад?
– Конечно умнее! Ведь те даже читать не могли!
– Вот в этом и парадокс Владимир! Уметь читать это очень хорошо и много читать ещё лучше,
но если при этом не думать, но ума не прибавится…
– Опять вы мудрёно говорите, и опять я плохо понимаю.
– Ну вот что такое знание? Это допустим; много книг у тебя в квартире, ты их не читал,
но они у тебя есть, и ты можешь достать из них те знания которые тебе нужны.
Но они тебе пока не нужны, и ты книг не читаешь, а значит и не развиваешься…
– Я кажется понял, это как сейчас с интернетом, там инфа на любую тему, и всё можно
открыть в секунду, но нет необходимости и получается, что пользы от этого нет!
– Верно! Возможность есть, но нет потребности!
– Но батюшка, а как же это относится к нашим прихожанам?
– Многие люди не интересуются ничем, кроме того, что нужно им для жизни, а значит
церковь даёт им новые знания, которые они готовы принять и даже жить по ним, и неважно то,
 что это сказочные знания, главное то что они заставляют людей дополнительно думать…
– Проще говоря, – Владимир замешкался подыскивая слова, – наверно можно сказать, что мы
 даём малодумающим людям возможность думать больше! Так?
– Да! Это как сказки для детей, так и наши проповеди для не очень умных людей
наверняка – полезны!
– Я с этим согласен! Но как же быть с тем, что мы портим им жизнь ненужными им ритуалами
 и молитвами?
– Почему же ненужными? Если бы они им были не нужны, они бы их не делали!
– Так мы же…, можно сказать, что заставляем их это делать…
– И опять ты Владимир не прав! Большинство наших прихожан просто играют в веру, и по правилам
нашей игры они и поступают, зная, что если не будут делать, то что положено, то проиграют в чём-то…
– Вот оно как? Так значит вера – это игра?
– Для большинства прихожан – да! Игра! А для тех кто простился со здравым смыслом – это уже
зависимость, но одновременно и лекарство от бо;льших бед, которые могли бы, вполне возможно,
с ними случиться.
– Спасибо отец Семён, я наверно соглашусь с вами! И тогда, значит, моя работа не очень
и греховна, если я для одних - ведущий в игре, а для других психотерапевт, и хотя я и лишаю
их, возможно, реальной жизни, но не во вред им.


Рецензии