Шумерский язык. Подбор отмычек

ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК. Подбор отмычек


Шумерский язык подвергался сравнениям со многими языками. Насколько нам известно- безуспешно. Мы не желаем быть одним из забавных деятелей, решивших тоже "внести свою лепту". Поэтому мы озаглавили свою статью "подбор отмычек". Не более того.
Вместе с тем нами подмечено, что никто из лингвистов не использует внутреннюю логику языка, не пытается расколоть этот орех, опираясь на универсальную взаимосвязь вещей/понятий, свойственную многим языкам.

1. BUR-GUL stonecutter, engraver.Здесь сомнений нет. Основа BUR означает "вертеть, крутить". Какой-то ценности не представляет- так во многих языках.

2. BUR-SHU-MA old woman, matron, matriarch. Формально близко ав. барщизе "созревать" (о фруктах, но не о живых существах).

3. BUR to glow, shine.Формально схоже с мнг. БОР, ав. БУР-ИЯБ(диал. БОР-аб) "коричневый" (также "сивый, серый"), но в дарг. БЕРХIE "рыжий". Значение "коричневый" часто согласуется с "спалённым","сожжённым" и значение "огонь, пламя" присутствовать может. В таком случае, основа ничего особенного не представляет,- так у многих.

4. BURU(D) (BUR) hole, pit, depths; depth; v. to make a
hole, pierce, break into, burgle; to be deep, deepen; to
penetrate, understand.Здесь закономерное продолжение N1 нашего списка - BUR-GUL.

5. DAG to move, run about, roam.Подходит под мнг. "следовать за кем-л." Также возможно сближение с мнг. основой со значением "птица","подниматься, взлетать".

6. DAL to fly. В ав. яз. эта основа означает "свисать, болтаться", в мнг. то же самое с дополнительным значением "вздуваться, колыхаться" (напр. парус).

7. DAR  to split. Сочетание tr/dr может указывать на связь с ав.4 латералои и значением "разбивать,разделять" причём как в ав.,так и мнг.языках.

8. DI(n)GIR god, godess. Может иметь связь с мнг. ТЭНГРИ в случае если у шумерской основы выявляется связь с небом.

9. DILI one, single, individual, lone, unique, DISH one  ? кит. DI "божество,бог"; "первый, во-первых"; "я".

10. DILI(M) spoon; shallow dish, balance-pan (of a
scale). ? Мнг. ДИЙЗ "блюдце, тарелочка"

11. NAG-KU side pond or water reservoir for flood control. Здесь сомнений никаких в том, что это хурро-урартское NEK "плыть, течь", убедительно представленное в нахско-дагестанских языках. Мы здесь вышли на ключевую лексику схемы "пещера/ночь/сумерки - шкура/шерсть. Далее как раз идёт "река". Ещё один элемент этого ряда - "свеча/луч". Обозначение "пути/дороги" может отражаться в языке как "один, раз". Обозначение "шкуры/шерсти" также может иметь отношение к обозначению "паутины".

Но дошедший до нас лексикон шумерского языка ограничен. Для нас крайне важен корпус лексем с начальным "N-". Это универсальная "отмычка", позволяющая беспроигрышно определить есть ли вообще родственная связь с нахско-дагъестанскими языками, а если есть, то в какой степени, насколько близки рассматриваемые языки.

В первую очередь на основе анализа именно этой, условно "пещерно-родовой" лексики мы пришли к выводу о наличии родства между нахско-дагестанскими и монгольскими языками. Что же касается тюркской группы, то она провалила этот тест. С тюркскими языками общие моменты тоже прослеживают, но сама "сердцевина" не соответствует.

Далее, вооружившись полученной информацией, мы  детализировали наши поиски общей лексики с монгольскими языками.

С кетским языком прорваться к "сердцевине" (т.е. "пешера/нора" - "ночь"- "путь..") нам не удалось ввиду отсутствия должного количества лексики. Косвенных указаний на возможность родства с нахско-дагъестанскими и монгольскими языками имеется, их предостаточно.

"Сердцевина" языка, его "пещерно-родовой лексикон нам необходимы для выяснения мировидения предков того или иного народа. После того как выясняется наличие совпадений дальнейшая задача исследования значительно облегчается.

Ещё один метод, который мы применяем это выявление внутренних связей самого исследуемого языка. Слово означающее "кожа/шкура" мы, например, используем для выхода на обозначение понятий "крыша/кора" и "второй". Если же у нас "путь/дорога", то проверяем связано ли оно со словами "один/ раз" и перекливается ли с обозначением "пещеры, норы, логова" и т.д. и т.п. Таков в кратце задействуемый нами инструментарий. Но вот с баскским языком эти схемы не работают, у него отсутствует знакомая нам внутренняя взаимосвязь. А это означает что не во всех случаях этот инструментарий применим и к конкретно баскскому необходим другой подход. Всё это усложняет задачу. Чтобы не быть голосновным, мы пытались нащупать связь в баскском между словами со значением "шерсть, нить, паутина" и "темнота". Нет соответствий. Но вот поискав слово со значением "клубок" мы обнаружили искомое - NAHASTEA. Всё встало на свои места. Только "вытягивать" из баскской лексики, опираясь именно на это nahastea цепочку дальнейших значений трудоёмкая задача. Для этого требуются и серьёзные словари, и время, и терпение. Тем не менее, ситуация не тупиковая, но для решения баскского ребуса всё же необходима высокая мотивация. У нас в данном случае её нет. Тем более, когда тот или иной язык вам чужд и не знаком. Естественно, незнание языка отразится и на качестве исследования. Спрашивается, зачем нам это надо?

У нахско-дагестанских, монгольских и индоевропейских языков есть много общего в лексике, они "читабельны" и вполне предсказуемы. Будучи вооружёнными упомянутыми "отмычками",листая тот или иной словарь древнегреческого, латинского и даже языка Авесты, вы заранее будете осведомлены какое слово вы найдёте, на какую лексику вы выйдете. С баскским не так. С ним намного сложнее. Это по сути другое мировидение лишь с отчасти схожими чертами.

Итак, продолжим наше исследование.Лексику с начальным N- придётся пока оставить, так как банально недостаточна. Попытаемся расспутать, что выглядит как несложный и уже знакомый нам лексический материал.


12. SERU  back. Основа знакома. Она означает "поворачиваться" и может "тянуть" за собой значение "ночь, позднее время", ср. ав. СВЕРИ "поворот", СОРДО "ночь".

13. GUR big. Формально схоже с нах.-даг., мнг. основой "круг, объединение" и т.п.

14. URI blood. Эта основа может быть связана с мнг.основой со значением "глубинный, находящийся внутри"

15. UD day. Основа представлена в мнг. языках - ОЬДОЬР и т.п.Значение "день".

16. NAGU district.Оснва представлена как в нахско-дагъестанских, так и мнг. языках.

17. KASHU drinks (beer). Основа прекрасно "читаема". Это - "пена".Они же "барашки волн",а в ауарском и древнгреческом это "шерсть,руно" (koas). Интересно, что кроме мнг. яз.,эта основа сохранилась в талышском языке(иранская группа) со значением "пена"

18. MALLU full. Безусловно совпадает с ивритским MALE "полный".

19. TUG garment. Слово хорошо знакомо по нахско-дагестанским,монгольским и древним индоевропейским языкам.Это - "накидка".

20. BU'IDU ghosts. ? Мнг. БОЬОЬ "шаман"

21. NADANU give. Соответствует ивр. NATAN "давать".

22. ILATI godess - представлено в арабском, финикийском, иврите, аккадском, арамейском языках.

22. QATU hand. Узнаваемо сразу. Это ав. ХАТ, хинди HATh, нем. HAND "ладонь"

23. SAG head. Какое-то сногсшибательно загадочное слово )) 1. ? SAR (> SAGH), представленное в иранских языках "голова,глава" и в иврите "начальник"). 2. мнг. СЭЖУУР "конец,край,кромка"

24 UL high. ? Мнг. УУЛ "гора" или же семитское AL "верх, верхний".

25. SISU horse. Явно ивр. SUS "конь,лошадь".

26. NI I. Полностью соответствует лакскому и даргинскому обозначению местоименя 1 л., ед. ч."я".

27. SAR king of... Предпологаем, что связано с шумер. SAG (< SAR) "голова".

28. MUDUTU knowledge. Ав. МАЦI "язык, сплетня", чеч. МОТТ "язык" и др.Халха-мнг. МАТААС "донос", МАТАХ "интриговать, донести"

29. NURU light. Мнг. НАР(ан) "солнце, солнечный". Имеется ткж. в арабском и иврите.

30. ZIKAR male. Представлено в арабском - zaqar. В перс.- матерщина, заимствованая из арабского.

31 LU man. Широко распространённое слово от древнегреческого до иранских, нахско-дагестанских и даже вьетнамского языков.

32. NAGA my. Продолжение N 26 "NI".

33. TISU ninth. Соответствует ивр. TESHA

34. APPU nose. Соответствует ивр. AF.

35. PETU open. Соответствует арабо-ивритской лексике.

36. NG our. Ав. НИЖ "мы"(эксклюзив) ,НИЖЕР "наш" (без вас,т.е. эксклюзив).? мнг. НИЖГЭЭД "по одному"

37. ESRUM ten. Арабо-ивритская лексика.

38. SALSU third. Арабо-ивритская лексика.


Рецензии